Генуэзский морской салон глазами «новичка»

Выставки и регаты
Следующая статья

Системы-помощники от Volvo Penta

Предыдущая статья

Луи де Басто рассказывает о подробностях проекта Shark

Так получилось, что за все время работы в яхтенной индустрии мне еще не доводилось бывать на Генуэзском морском салоне: в одни годы выставку «закрывали» коллеги по редакции, в другие мы принимали решение и вовсе ее пропустить, поддавшись общему настроению, которое выражалось словами «Генуя уже не та». В этом году благодаря поддержке отдела по развитию торгового обмена ICE я наконец-то увидел Salone Nautico своими глазами и составил о нем собственное мнение. Собираясь, я сразу настроился воспринимать выставку максимально объективно с позиции человека, который едет туда выбирать яхту, а не журналиста-скептика, знающего о том, что когда-то шоу было существенно больше, что, помимо глобальных экономических неурядиц, его подорвал внутренний конфликт между национальными ассоциациями… Итак, каковы мои впечатления?

Прежде всего отмечу, что Генуя прекрасна не только как место для проведения самой посещаемой на Средиземном море яхтенной выставки, но и сама по себе. В отличие от быстро наскучивающих Канн, в городе, где родился и провел детство Христофор Колумб, есть на что посмотреть и чем заняться, если совмещать боат-шоу и семейный отдых. Здесь смело можно отправить жену и детей на прогулку по улочкам средневекового центра (или магазинам), пока сам пропадаешь на шоу, а вечером вместе поужинать в одном из чудесных ресторанчиков старого города, который гарантированно не будет переполнен шумным выставочным людом.

Salone Nautico важен не только для Лигурии и ее столицы, но и для всей страны, поэтому «подают» его чрезвычайно помпезно. Мэр города на этом боат-шоу — далеко не самая важная персона: за несколько дней выставку посетили четыре министра и сам президент Республики Серджо Маттарелла, а во время церемонии открытия в марину торжественно вошел фрегат ВМС Италии. Это вам не Concours d’Elegance Каннского фестиваля! На всех официальных церемониях, коих в Генуе проходит немало, поражает количество высших военных чинов (адмиралы!) и то, что министры хоть и передвигаются в кольце свиты, все же «соединяются с народом». Вообще Salone Nautico организован по-итальянски красиво, а своей атмосферой отличается от прочих крупных выставок хотя бы за счет мощной поддержки на официальном уровне.

Национальная ассоциация UCINA (основной организатор шоу) устраивает достаточно обширную и интересную деловую программу. Например, среди затронутых тем значится насущная для Италии проблема рынка мелких лодок (до 8 м), который практически не контролируется государством, поэтому многие производители ведут «нечестную борьбу», экономя на СЕ-сертификации. Получается, что внутренние законы одной из ключевых стран Евросоюза позволяют верфям не соблюдать им же установленные единые правила и за счет более дешевой продукции отнимать хлеб у сознательных конкурентов. Активисты индустрии методично лоббируют коррекцию итальянских законов и, судя по всему, в ближайшие годы в этом вопросе наведут порядок.

Suzuki представила в Генуе подвесники DF150A и DF175A, а также новые МФД

90% продукции итальянских верфей идет на экспорт, и по идее яхтенная индустрия здесь должна быть крайне чувствительна к колебаниям спроса. Нивелировать влияния масштабных экономических кризисов Италии позволяет тот факт, что она является «мостиком» между двумя частями Средиземного моря, поэтому вся отрасль здесь во многом держится и на маринах, покрывающих оба побережья страны. Это географическое преимущество позволяет не переживать и насчет того, что северные соседи пытаются привлечь к себе на лето крупные яхты: пусто на Средиземном море не будет никогда. Тем не менее яхтенные порты, в частности в Лигурии, принимают участие в выставке и активно продвигают разнообразные услуги, чтобы обеспечить себе максимальную заполняемость на протяжении года.

В качестве основных мер по привлечению в Лигурию крупных яхт министр по культуре и туризму Италии Жан Марко Сентинайо называет избавление от бюрократических препон и пересмотр маркетинговой стратегии с тем, чтобы сделать продвижение региона и страны за рубежом более эффективным. По его словам, нынешнее правительство понимает важность яхтенной индустрии и, в отличие от правительств прошлых созывов, которые пытались «наказать» ее за эксклюзивность, планирует помогать ей развиваться. Это потребует «повернуть время вспять и вернуться в 2006 год, чтобы снова наладить равномерное распределение бюджетов между регионами, а также уделять особое внимание тем категориям людей, которые приезжают в Италию и тратят здесь большие средства».

Salone Nautico важен не только для Лигурии, но и для всей страны

Но человека, приехавшего на выставку за яхтой, вряд ли заинтересуют все эти политические нюансы, поэтому вернемся к экспозиции. Вместо жонглирования официальными данными по количеству яхт разного типа скажу, что, на мой взгляд, самую мощную группировку на Salone Nautico составляют RIB’ы и композитные катера с подвесными моторами. Именно они правят в Генуе бал, тесня парусные и моторные яхты. Стенды ZAR, Ranieri, Marlin, Highfield, Coaster, Altamarea, Avilea, Avon, Sur Marin, Salpa, Williams, Zodiac… чего тут только нет! На всех лодках даже в «сухом» павильоне висят моторы, хотя рядом производители подвесников выставляют свои полные линейки. У понтонов RIB’ов не меньше, плюс все основные бренды (Evinrude, Mercury, Yamaha, Suzuki) предлагают тест-драйвы своих моторов, для чего выделены причал и десятка два катеров.

Большую часть иностранных брендов экспонируют их местные дилеры

Что касается моторных круизеров, то все основные релевантные для Средиземного моря бренды в Генуе тоже присутствуют, хотя пока по-прежнему предпочитают проводить мировые премьеры в Каннах. Разумеется, каждый второй вопрос, адресованный организаторам, касался возвращения Ferretti Group, которая по-прежнему игнорирует Salone Nautico.

«Каждый предприниматель поступает так, как считает нужным, — отвечала Карла Демария, занимающая пост президента UCINA. — Я считаю, что в Azimut поступили правильнее, чем в Ferretti, когда решили вернуться на выставку и накануне даже добавили к своему флоту еще две яхты. На мой взгляд, когда занимаешься бизнесом, не стоит обращать внимания на какие-либо ассоциации, а нужно просто продавать яхты там, где их покупают. В этом году у нас на 62 экспонента больше, ни одна из заявок на участие в выставке не была отозвана, и даже приходилось отказывать компаниям из-за того, что для их яхт не было места. Уже третий год рост нашего домашнего рынка исчисляется двузначными числами, и производители из других стран понимают, что пора возвращаться в Геную».

Президент UCINA Карла Демария и Жан Марко Сентинайо, министр по культуре и туризму Италии

А вот что ответил Альберто Галасси, генеральный директор Ferretti Group, когда ему задали тот же вопрос в Монако: «В начале сентября мы продали огромное количество яхт на Private Preview и на каннской выставке и вот теперь приехали в Монако. Я не знаю, как наши уважаемые конкуренты умудряются после Канн успеть оформить все сделки, перебраться в Геную, а затем сразу в Монте-Карло и везде отработать профессионально, как пристало лидерам. Лично я не имею ничего против генуэзской выставки, но в то же время не могу требовать таких подвигов от своей команды. Но если организаторы выберут другие даты, то почему бы и нет?»

Крупные моторные круизеры занимают в марине отдельный «бассейн»

На мой взгляд, все эти внутренние перипетии имеют второстепенное значение для Salone Nautico, чьи организаторы хотят сделать так, чтобы это боат-шоу снова стало главным в Европе. В чем же тогда проблема? А в том, что ему нужно прежде всего перешагнуть черту, которая отделяет мощную национальную выставку от ключевого панъевропейского события. Для этого требуется выполнить всего два небольших условия: сделать так, чтобы выставка «заговорила» по-английски, и заманить на стенды иностранных дилеров.

Ни одна из заявок на участие не была отозвана, а экспонентов стало больше

Сейчас участие в Salone Nautico брендов из других стран полностью отдано на откуп местным дилерам, которые «рулят» на свое усмотрение и на родном языке. В национальном масштабе в этом нет ничего плохого, ведь никто не ждет, что, например, Moscow Boat Show вдруг «заговорит» на английском, несмотря на стремление быть международной выставкой. Но, учитывая уровень своих амбиций, организаторам генуэзского боат-шоу не стоит надеяться, что посетители из Германии, Голландии или России выучат язык Микеланджело ради того, чтобы приобрести в Генуе яхту. Ведь им гораздо проще приехать в Канны, где на стенде всегда найдется говорящий на их родном или на английском языке человек.

За последний год оборот итальянской яхтенной индустрии вырос на 12,8%

Или другой пример. В рамках Salone Nautico прошел грандиозный благотворительный бал в поддержку детского госпиталя, собравший полтысячи гостей, включая президента Лигурии Джованни Тоти, итальянских олимпийцев Федерику Пеллегрини и Луку Дотто, а также легендарного яхтсмена Мауро Пелашье. На подобном мероприятии в Каннах или Монако собрался бы весь цвет европейской яхтенной индустрии, однако ни там, ни на выставке мне не удалось даже мельком увидеть хотя бы одного известного дизайнера или топ-менеджеров крупных верфей, хотя, разумеется, значимых для самой Италии людей было в достатке.

Стоит ли из-за этого отказываться от поездки в Геную, чтобы присмотреть и купить яхту? Абсолютно нет, особенно если вы планируете впоследствии держать ее в лигурийских маринах или, скажем, пойти на Сардинию или вдоль неаполитанского побережья. Сама по себе выставка масштабна, интересна, красива и хорошо организована, а все интриги вокруг нее — лишь от давней «клановой борьбы» и совершенно не касаются посетителей.

Дата:

20.11.2018

Текст

Антон Черкасов-Нисман

Фото

Salone Nautico

Следующая статья

Системы-помощники от Volvo Penta

Предыдущая статья

Луи де Басто рассказывает о подробностях проекта Shark

Новые материалы
Похожие статьи