Feadship: новая верфь у большой воды

Обзоры и тесты
Следующая статья

Школа MBY: разворот и швартовка под одним мотором

Предыдущая статья

Алмазный фонд Riva

16 мая на музейной площади Амстердама более 100 000 фанатов праздновали успехи футбольной команды «Аякс». Но это было не единственное событие, которое отмечали в тот вечер в столице Нидерландов. Одновременно с чествованием «Аякса» происходило масштабное празднование 170-летия входящей в Feadship верфи Royal Van Lent, к которому приурочили официальное открытие ее нового сухого дока. Накануне можно было увидеть, как вдоль набережной (длиной 240 м!) ошвартовались десятки лодок исторического флота, часть дока превратилась в сцену и лаунж-зону, и организаторы в неторопливой суете завершали финальные штрихи: все было готово к приему королевы Нидерландов, которая почтила своим присутствием праздник.

С тех пор как в 2008 году Feadship вошла в состав LVMH, акционеры постоянно продолжали подталкивать Royal Van Lent к строительству более крупных яхт. Однако та проявляла рациональный консерватизм и не спешила с принятием решения, поскольку не хотела покидать компактный и обжитой остров Кааг. Но времена поменялись, курс индустрии на рост длины флота стал очевидным, и больше ждать было нельзя: грозил риск потери лидирующих позиций. Руководство верфи давно подыскивало подходящие места для нового производства, рассматривая прежде всего Роттердам и Амстердам. Акционеры настаивали на последнем, руководствуясь одним из главных принципов для выгодного размещения недвижимости: «Location, location, location».

В итоге выбранная точка оказалась оптимальной: новый док расположен в непосредственной близости к историческому центру, рядом с автомагистралью и аэропортом, откуда можно за считаные минуты добраться на вертолете. Но главное — новая верфь находится рядом с «родовым гнездом» на Кааге, что определяет не только беспроблемный переброс сотрудников между этими площадками, но также сохранение прежних парт-неров и поставщиков, с некоторыми из которых Royal Van Lent работает уже 30−40 лет.

Новый док Feadship стал одним из самых экологичных в мире

Если кто-то завтра попросит нас построить 160-метровую яхту, мы, вероятнее всего, сразу скажем «нет», поскольку пока не умеем этого делать. Мы не хотим обещать невыполнимое и будем двигаться вверх небольшими шагами, сохраняя качество, за которое нас ценят, и оберегая доброе имя бренда Feadship.

Ян-Барт Феркайл, генеральный директор Royal Van Lent

Два года назад на месте дока был пустырь, и сначала требовалось укрепить почву: собственно, большая часть расходов на строительство ушла именно в землю, причем подрядчики успели забить требуемые 1408 свай до того, как в Нидерландах возник их дефицит, продиктованный очередной волной экономического роста. Затем в док «влили» 6150 куб. м бетона, и по сравнению с этим этапом возведение наземных конструкций оказалось легкой и быстрой задачей.

К дизайну здания в Royal Van Lent подошли осторожно: с одной стороны, сооружение должно было стать красивым внутри и снаружи, но с другой, стояла задача сохранить атмосферу Каага, к которой привыкли клиенты. Кстати, в проектировании помещений участвовали руководители основных цехов Royal Van Lent, и каждый из них высказал свои пожелания для оптимизации работы своего подразделения.

В итоге здание построено вокруг мастерских, поэтому потоки рабочих и материалов организованы предельно логично. Габариты дока (160×26 м) весьма впечатляют, однако на верфи его расценивают в первую очередь как задел на будущее.

Лишь три голландские верфи удостоены почетного права использовать в названии приставку «Королевская»: Royal Van Lent, Royal De Vries и Royal Huisman. Королевскими в Нидерландах могут называться только компании, которые активно работают в одном и том же бизнесе и принадлежат одной и той же семье на протяжении ста лет. Перед получением статуса «Royal» они проходят серьезный аудит, в котором принимают участие различные госорганизации — от полиции до Министерства по вопросам занятости. Так, семья Ван Лент приобрела верфь на острове Кааг еще в 1877 году, однако начала производить там прогулочные яхты в 1901 году, поэтому королевский статус ей присвоили только в 2001 году. А через пять лет приставку «Royal» получила и верфь De Vries.

Док устроен так, что его можно разделять и одновременно работать с двумя судами. Но больше всего свободы он дал верфи в плане высоты: она составляет 38 м, и теперь лодки можно сразу оборудовать мачтами, а их спуск занимает всего несколько часов. Самой крупной построенной на Кааге яхтой стала Symphony (101 м), и там с ней пришлось повозиться, поскольку надстройка фактически касалась потолка. А когда эта лодка пришла в новый амстердамский док на сюрвей, то не только без проблем поместилась в него, но даже выглядела какой-то… маленькой.

Особо стоит отметить еще один момент: заявлять о создании экологичных яхт не совсем честно, если строятся они на старых, не дружественных к окружающей среде заводах, и в этом плане Feadship подала образцовый пример. По словам Яна-Барта Феркайла, новая верфь в Амстердаме стала, возможно, самой экологичной в мире. Для обогрева зданий здесь частично используются излишки тепловой энергии от соседних предприятий, а солнечные батареи покрывают не только 85% крыши, но также встроены в остекление. Суммарно 2262 солнечные панели способны вырабатывать 550 МВт/ч в год, и расходуется эта энергия грамотно и экономно.

В новом доке хватает места и для яхт, и для праздника. В центре фото — королева Нидерландов Максима и Ян-Барт Феркайл, генеральный директор Royal Van Lent

Таким образом, амстердамская верфь стала уже четвертой площадкой Feadship и в дальнейшем будет служить в том числе базой для проведения ходовых испытаний судов, построенных в Маккуме, Кааге и Алсмеере. Компании больше не придется возводить в порту временные контейнерные парки с мобильными мастерскими на период тестов. Еще до официального открытия дока в нем уже побывало несколько яхт, а спустя несколько дней после нашего визита там начались полномасштабные работы по оборудованию и достройке проекта № 816 (длина 88 м, наружный дизайн De Voogt Naval Architects, дизайн интерьеров Nauta Design), которые продлятся полтора года.

На этом экспансивная активность Feadship не закончилась: Royal De Vries также увеличивает количество доков в Маккуме, и ходят слухи, что Royal Van Lent подумывает о строительстве еще одного дока в Амстердаме, однако никаких официальных заявлений на этот счет пока не поступало. И последнее: обретя простой выход к большой воде (от Северного моря новую верфь отделяют всего 20 минут хода и единственный шлюз, вмещающий океанские лайнеры), компания получила возможность еще более интенсивно развивать направление рефитов, которому она уделяет все больше внимания. И Амстердам для этого — весьма подходящее место.

Дата:

28.07.2019

Текст

Антон Черкасов-Нисман

Фото

Feadship

Следующая статья

Школа MBY: разворот и швартовка под одним мотором

Предыдущая статья

Алмазный фонд Riva

Новые материалы
Похожие статьи