А он, мятежный, просит бури… Thunder Child II

Обзоры и тесты
Следующая статья

Тайна зеленого острова Маэ

Предыдущая статья

Sunseeker Predator 60 EVO. Бывает ли эволюция без потерь?

Оригинальные технические решения, примененные на специальных судах, впоследствии нередко можно встретить и на частных яхтах.

В статье «Прогресс движителей: пропульсивные системы современных яхт» в качестве примера валов с частично погруженными винтами я рассмотрел трансмиссию Thunder Child  II — быстроходного судна верфи Safehaven Marine. Уже тогда возникло желание посвятить этому оригинальному проекту отдельную публикацию, а информационным поводом для нее стали успешные мореходные испытания, проведенные в начале года.

Safehaven Marine

Впервые об этой верфи, расположенной на юго-западе Ирландии, неподалеку от университетского города Корка, мы написали в материале «Барракуда идет напролом». Она выпускает суда различных типов, включая лоцманские катера и скоростные лодки специального назначения, причем главным их отличием является высокая мореходность. Barracuda (проект SV11) — 10-тонный патрульный катер с композитным корпусом и надстройкой по типу стелс-технологии — выдал под двумя двигателями Caterpillar C9 по 575 л. с. скорость 33 узла в таких условиях, когда более мощные и быстрые «нормальные» лодки вообще не рискнули выйти в море.

Еще одна новаторская разработка Safehaven Marine — проект XSV20 (Thunder Child  II), на который возложена миссия рекордного перехода через Атлантику.

Конструкция

Внешне лодку выделяют протяженный фордек, смещенная в корму рубка и сравнительно небольшой кокпит. Доминантой рубки является пост управления почти от борта до борта, оборудованный четырьмя МФД Simrad 19″. Перед ним стоят два кресла Military 4600 (для пилота и штурмана), еще четыре — из новой серии X8 той же канадской компании Shoxs; все имеют амортизирующую подвеску с ходом более 20 см. В носовой части корпуса обустроены небольшой салон, каюты, камбуз и два гальюна — обстановка спартанская, но ведь и назначение лодки соответствующее.

Самое интересное в этой лодке — корпус. Композитная конструкция отформована с применением алюмо-боросиликатного стекла (Е-glass), карбона, кевлара (для усиления участков с высокой нагрузкой) и связующего — винилэстеровой смолы Scott Bader, что позволило получить прочную конструкцию, рассчитанную на перегрузки до 6 g.

Постройке судна предшествовали полгода исследований. За это время Safehaven Marine протестировала в опытовом бассейне 12 вариантов масштабной модели для оптимизации эксплуатационных характеристик. В итоге Thunder Child  II получил инновационную форму корпуса (оформлена заявка на патент) с крутым обратным наклоном форштевня (wave piercing), обводами «глубокое V» с предельно острыми ватерлиниями в носовой части и плавным переходом в катамаранные асимметричные корпуса. Другими отличительными особенностями стали скула и продольные реданы сложной криволинейной формы, а также два поперечных редана. Такая «гибридная» конструкция призвана обеспечить требуемую поперечную динамическую остойчивость в условиях развитого морского волнения, а также снизить крен при качке, эффект слеминга, когда лодка движется на высокой скорости, и ударную нагрузку на «мост» между корпусами, что свойственно катамаранам обычной конструкции.

Досье XSV20

Длина:
23,00 м

Ширина:
5,40 м

Осадка:
1,00 м

Водоизмещение (полное):
29 800 кг

Запас топлива:
8000 л

Двигатели:
4 × Cat C8.7 (650 л.с.)

Вместимость:
10 чел.

Важная часть — система подводных крыльев (разработка Hyuscraft) между корпусами в катамаранной зоне. При достижении определенной скорости крылья поднимают корпус до полуметра, снижая площадь смоченной поверхности и брызгообразование. Носовые секции замываются только при прохождении высоких волн, когда форштевень прорезает их, мягко гася энергию волн (эффект начинает проявляться при высоте волн 2 м). Такая конструкция, как сообщают ее создатели, менее чувствительна к нагрузке по сравнению с обычными глиссирующими корпусами и допускает более значительные колебания массы, а плавучесть носовой части позволяет избежать чрезмерного уменьшения клиренса при большой загрузке судна или вынужденном снижении оборотов.

Как и некоторые другие модели Safehaven Marine, Thunder Child  II обладает способностью к самовосстановлению после опрокидывания, что проверяется специальным тестом. А непотопляемость, как указано в спецификации, обеспечивают восемь водонепроницаемых отсеков. Учитывая вероятность попадания судна в шторм и ожидаемые нагрузки от волн, выбраны ветровые стекла Houdini (баллистическое стекло) толщиной до 25 мм; остальные окна — из небьющегося поликарбоната (12 мм).

Двигатели и системы

На Thunder Child  II стоят четыре Caterpillar C8.7 мощностью по 650 л. с., приводы — валы с полупогруженными винтами (France Helices, SDS3L). Есть варианты проекта с двумя более мощными двигателями с такой же трансмиссией и даже с водометами (Marine Jet Power/Hamilton), но четырехмоторная установка должна обеспечить более высокую скорость и надежность для столь серьезного путешествия, как планируемый переход через океан, поскольку даже при отказе одного из двигателей лодка сможет продолжать глиссирование. Также благодаря более легкой модели трансмиссии (270 кг) достигается некоторая экономия веса.

Шарнирное соединение приводов позволяет управлять курсом судна, поднимать или опускать гребные винты для корректировки дифферента и изменения степени погружения винтов. Помимо этого, на большой волне, когда приходится снижать обороты двигателей и падает скорость, есть возможность задействовать только два двигателя, подняв внутренние приводы. Также для управления ходовым дифферентом и стабилизации крена предусмотрены четыре автоматических интерцептора Humphree серии HE. Еще один «инструмент» изменения дифферента (положения центра тяжести по длине) — резервный носовой топливный танк с возможностью перекачки туда 2000 л топлива.

Полупогруженные винты эффективны при определенном заглублении, поэтому гребные валы одного борта расположены параллельно плоскости днища, чтобы соответствовать профилю спутного следа за кормой

Благодаря более низкому передаточному числу двухскоростных редукторов ZF 325ATS можно значительно разгрузить гребные винты, когда при чрезмерном погружении (например, на малом ходу) они окажутся гидродинамически «тяжелыми». Для этого же к винтам по трубам подается воздух (режим вентиляции).

Комфорт экипажа на борту обеспечивают системы кондиционирования воздуха Dometic (2×27 000 BTU).

Цель — рекорд

Фрэнк Ковальски, основатель Safehaven Marine и автор проектов верфи, в том числе Thunder Child  II, — опытный мореход. В 2017 году вместе с командой он установил рекорд UIM (Union Internationale Motonautique) в гонке вокруг Ирландии и Роколла — легендарной скалы в Атлантическом океане (надводная часть разрушенного конуса потухшего вулкана). Стоящая перед ним новая задача много сложнее.

Цель, с которой Safehaven Marine построила эту лодку, — одобренный UIM мировой рекорд пересечения Атлантики из Канады в Ирландию. Сложность маршрута протяженностью 2400 миль через Гренландию и Исландию обусловлена навигационной обстановкой: возможными ледяными полями и айсбергами, а также циклонами, характерными для высоких широт восточного побережья Канады, которые придется огибать. Но с середины июля до конца августа здесь открывается погодное «окно», после чего обычно наступает сезон ураганов.

Мореходность — главный критерий при создании таких лодок

Именно поэтому переход Атлантики был назначен на июль. Сначала это был июль 2019 года, однако полностью завершить Thunder Child  II и подготовить судно к такой экспедиции помешала загрузка верфи другими заказами, которым отдали приоритет. В такой задержке была и польза: появилось время на дополнительные испытания Thunder Child  II, в частности те, которые прошли в феврале. Еще в прошлом году лодку два месяца тестировали у атлантического побережья Ирландии, где она продемонстрировала отличные мореходные качества в сложных условиях — вплоть до высоты волны 5 м. В этом году условия теста были еще жестче: при ветре до 40 узлов высота волн достигала 6 м. Даже в такой шторм Thunder Child  II проявила себя отлично. Конечно, от шкипера требуется умение точно оценивать время приближения волны, чтобы гребень разрушался до того, как она настигнет лодку, но опыта команде Safehaven Marine не занимать. По словам наших коллег из британского MBY, такой тест — чистый адреналин, однако в этом и заключается смысл подобных испытаний: прежде чем лодку доставят заказчику, она должна доказать свою мореходность.

Официальных данных по фактически измеренной скорости нет, а расчетная с четырьмя Caterpillar C8.7 по 650 л. с. составляет 54 узла. Запас топлива 8000 л дает расчетную же дальность плавания до 800 миль при крейсерской скорости 30−40 узлов (и более 1000 миль при 12 узлах). Тут становится понятным выбор маршрута. При всей сложности он — единственно реальный, с самым длинным участком открытого океана между пунктами дозаправки около 760 миль (заправку посреди океана правила UIM не допускают). Так что по расчетам все должно получиться. И у нас есть шанс наблюдать происходящее. Установленные на палубе камеры GoPro будут вести съемку с борта, а электронное оборудование компаний Dell и Navarino обеспечивает спутниковую связь и позволяет отслеживать движение лодки в режиме реального времени в период пересечения Атлантики на специальной странице сайта компании 8West Consulting.

Спасатель или яхта?

Продвигая свои суда на рынке, Safehaven Marine делает акцент на их повышенной мореходности: число просмотров видео, где Thunder Child  II штормует среди валов, достигает полумиллиона, и это не имеет ничего общего с привычным яхтингом для отдыха.

Фрэнк Ковальски, основатель Safehaven Marine

Возможности наших судов выходят за рамки типовой модели эксплуатации прогулочных яхт. Обычные яхты хотя и должны выдерживать суровые погодные условия, но все же их постоянная эксплуатация в экстремальном режиме не предполагается: там другой набор приоритетов.

Безусловно, Thunder Child  II — судно специальное, призванное выполнять функции патрулирования акваторий и перехвата нарушителей, участвовать в поисково-спасательных операциях и т.  п. Однако известно, что многие новаторские идеи, изначально примененные на специальных судах, впоследствии использовались и на судах прогулочных. Поэтому не исключено, что со временем мы увидим, как некоторые технические решения перекочуют на быстроходные частные яхты. Или, быть может, кто-то решит приобрести себе этот (или такой) Thunder Child  II в качестве прогулочного судна…

Именно так поступил заказчик модификации XSV20 с открытым постом управления наверху, получивший свою лодку осенью прошлого года в Порто-Черво. Туда, на Сардинию, она пришла своим ходом из Корка, преодолев 2500 миль. Что ж, яхта — это судно для отдыха, а отдыхать каждый предпочитает на свой манер.

Дата:

09.06.2020

Текст

Петр Шестаков

Фото

Safehaven Marine

Следующая статья

Тайна зеленого острова Маэ

Предыдущая статья

Sunseeker Predator 60 EVO. Бывает ли эволюция без потерь?

Новые материалы
Похожие статьи