Школа MBY: навигация в условиях тумана

Школа MBY
Следующая статья

Хорошего много не бывает

Предыдущая статья

Школа MBY: штормование

Большинство судоводителей согласятся, что туман — это настоящий кошмар: ситуация неопределенная, стрессовая и потенциально опасная. А что вы будете делать, оказавшись в тумане?

Туман для меня, наверное, худший из кошмаров. Белая клубящаяся масса лишает вас природного инстинкта ориентации в пространстве, и это самая большая в навигационном плане проблема из тех, с какими приходится сталкиваться. Конечно, сегодня даже небольшие круизеры оснащают современным навигационным оборудованием, что значительно упрощает ситуацию. Но отсутствие нашего главного инструмента — зрения — требует долгой практики, чтобы научиться обходиться без него. Большинство судоводителей совершенно разумно планируют переходы, чтобы просто не попадать в туман. Однако вероятность оказаться в зоне ограниченной видимости есть всегда: в определенное время года комбинация погодных условий такова, что туман может опуститься очень быстро. Нужно знать и о том, что туман ранним утром на самом деле скрывает чистое небо и, как правило, спокойное море: иногда достаточно пробиться через туман у берега, чтобы потом получить хорошую погоду и отличную видимость. Главное — понимать, с каким типом тумана вы столкнулись и как будет складываться ситуация в дальнейшем.

Что такое туман?

Туман, проще говоря, — это облако, находящееся близко от поверхности земли или воды. Оно формируется, когда атмосфера больше не может удерживать влагу при определенной температуре. Чем более холодным становится воздух, тем меньше влаги он может удержать. Температура, при которой пар конденсируется, называется точкой росы. Как только температура достигает точки росы, водяной пар превращается в крошечные капли, которые мы наблюдаем в виде облаков в небе или в форме тумана над морем или над сушей. Для нас, яхтсменов, важны два типа тумана, с которыми можно столкнуться в море: адвективный (над водой) и радиационный (над сушей).

Что делать в тумане?

Где бы вы ни попали в туман: на подходе к побережью или в марине, — решившись все-таки выйти в море, обязательно соблюдайте несколько важных предосторожностей.

Наденьте спасательные жилеты.

Отметьте свое местоположение и продолжайте делать это в дальнейшем. Спланируйте маршрут, выбрав альтернативные порты захода на тот случай, если туман или плохая погода заставят вас изменить маршрут.

Подавайте звуковые сигналы в соответствии с типом вашего судна.

Усильте наблюдение как снаружи, так и в рубке, подключив к этому команду.

Включите навигационные огни, убедившись, что они чистые (всегда имейте запасные лампы).

Установите радарный отражатель — он должен быть на любом судне. Если вы держите его в рундуке, достаньте и установите как можно выше.

Если на борту есть радар, включите и настройте его.

Удостоверьтесь, что вся команда проинформирована и готова столкнуться с плохой видимостью: туман может очень нервировать.

Помните, что, в соответствии с правилами предотвращения столкновений судов, в условиях ограниченной видимости любое судно является уступающим дорогу.

Находитесь ли вы в открытом море или стоите в марине, знание своего местоположения становится ключевым моментом безопасности. Принимая решение выйти в море, спросите себя: действительно ли так необходимо выходить в туман (если, конечно, он не является радиационным над берегом и около него). Если выйти действительно необходимо, а вы находитесь в зоне оживленного судоходства, старайтесь держаться мелководных зон: крупные коммерческие суда обычно ходят в более глубоких водах. Но будьте осторожны: местные паромы могут спокойно передвигаться в акваториях глубиной чуть более двух метров, то есть практически на тех же глубинах, что и ваша лодка.

Основное оборудование

Вот три прибора, которые могут существенно повысить уровень безопасности.

Прежде всего, это картплоттер или просто GPS, если у него есть функция XТЕ (Сross Track Error, контроль отклонения от заданной линии пути). Второй — авторулевой. Если у вас мало практики управления судном в тумане, возможна дезориентация, поскольку нет точки, на которую можно нацелиться. Легко оказаться в ситуации, когда, вместо того чтобы держаться на курсе, вы будете автоматически следовать за движущимися остатками тумана.

Когда потом вы взглянете на компас, то обнаружите, что отклонились от курса на 60º или даже больше. Радиационный туман часто сопровождается легким ветром; однако неплохая в общем идея использовать для ориентации угол движения волны по отношению к корпусу лодки в тумане работает не всегда, поскольку волн может не быть вовсе. Если у вас есть авторулевой, он сможет удерживать судно на заданном курсе, что позволит вам сконцентрироваться на наблюдении и навигационных задачах. Только убедитесь, что кто бы ни стоял за штурвалом, он знает, как быстро отключить авторулевой, если срочно понадобится изменить курс.

Моя история

Мартин Биллингс (лодка Aquastar 33, Snow Goose)

Я был в знакомых водах, направлялся с запада в Хэмбл (район Саутгемптона). Стоял полный штиль; во второй половине дня светило яркое солнце, а «трафик» в море был совсем незначительным. Ну что могло случиться в таких условиях?

Когда солнце начало клониться к горизонту, видимость ухудшилась, и буквально в течение нескольких минут появилась дымка, которая быстро превратилась в плотное одеяло тумана. Я знал, где нахожусь, поэтому не сильно беспокоился. Оставаясь на прежнем курсе, я сбавил обороты, усилил наблюдение и постарался вспомнить все, чему меня учили по части управления судном в условиях ограниченной видимости. Спустя несколько минут я уточнил курс и не поверил глазам: мы отклонились ровно на 90° вправо! Я не видел никаких признаков земли, поэтому пришлось сконцентрироваться на картплоттере, радаре и AIS. Мне нужно было пересечь пролив, но там были три невидимых глазу и приличных по размерам объекта. Видят ли меня они, я не знал и занервничал. Выйдя за пределы фарватера для крупных судов, я подождал «чистой» возможности для прохода с приличной дистанцией. Слава Богу, фарватер я пересек без приключений. А затем туман исчез так же быстро, как и появился. В тот момент мне показалось, что мир стал абсолютно другим.

Наконец, третий важный прибор — это радар, который может сэкономить вам кучу нервов. Но здесь нужна практика по интерпретации картинки, которую вы видите на экране. Старые радары иногда требуют настройки заново после каждого изменения диапазона — и тут снова не обойтись без практики. Практиковаться лучше всего в хороший солнечный день, когда есть множество объектов для настройки — чтобы вы смогли научиться понимать, как объекты выглядят на экране. В новейших радарах цветные светодиодные или жидкокристаллические мониторы с функцией touch screen дают картинку невероятной чистоты, плюс у них потрясающая система автонастройки. Впрочем, старые зеленые CRT (кинескопные) мониторы тоже неплохи и дают ключевую информацию.

Применение радара

Ориентация радара — тоже вопрос практики. Режим Head Up — самый простой для начинающих, поскольку изображение на экране ориентировано так же, как сама лодка. Но у вас остается задача следовать выбранным курсом без отклонений. Режим Course Up похож, но дает стабилизированную картинку. В режиме North Up, как ясно из названия, север находится вверху экрана, как на карте. Но многим требуется практика в понимании того, что видно на картинке, поскольку объекты могут появляться с правой стороны экрана, тогда как в реальности они возникнут у вас по левому борту. Простейший способ контроля, который легко могут усвоить все находящиеся на борту, — вспомогательная линия для определения азимута EBL (electronic bearing line, линия электронного пеленга). Диаграммы внизу показывают, как можно использовать ее для определения риска столкновения. Просто направьте линию в центр беспокоящего вас объекта. Если объект сдвигается строго по линии (Радар 1), а вы не предпринимаете никаких действий, вы с ним столкнетесь! Если вы продолжаете держать курс, а объект сдвигается вверх от EBL, он пройдет у вас по носу (Радар 2). Если он опускается ниже линии, то объект пройдет у вас за кормой. Но даже в этом случае продолжайте следить за обстановкой — объект может изменить курс, не подозревая о вашем присутствии. Каким бы опытным судоводителем вы ни были, относитесь к туману с уважением. Даже старые морские волки признают, что такая ситуация требует серьезного внимания. Отклониться от курса в сторону опасности легче, чем кажется. Опирайтесь на здравый смысл, применяйте все свои навыки и имеющиеся на борту инструменты — тогда вы сможете сделать переход безопасным. Главная задача в тумане — точно знать, где вы находитесь, что вокруг вас и куда вам следует идти.

Морской (адвективный) туман

Адвективный, или истинный морской туман возникает из-за того, что теплый влажный воздух движется над холодной водой. Вода охлаждает нижний слой воздуха до такого состояния, когда водяной пар из воздуха конденсируется (точка росы), образуя капельки воды. Для формирования этому туману нужен легкий ветер, чтобы двигать воздух над водой. Но как только скорость ветра достигает примерно 15 узлов, туман поднимается, образуя низкие слоистые облака. Этот тип тумана может надолго задерживаться в воздухе, часто пока не произойдет смена воздушных масс или скорость ветра заметно не усилится.

Радиационный (поземный) туман

Образуется в ясные ночи в условиях высокого давления. При полном отсутствии облаков он покрывает землю, когда нагретый за день воздух поднимается вверх и рассеивается в атмосфере. Как только охлаждается земля, охлаждается и воздух над ней, и если температура падает ниже точки росы, формируется туман.

Хотя это поземный туман, он может сползать в реки, эстуарии и распространяться над прибрежными водами. К счастью, рассеивается радиационный туман достаточно быстро: когда влажный воздух движется к более теплой поверхности воды, он прогревается, начинает подниматься и смешивается с воздухом в более высоких слоях, благодаря чему туман рассеивается. Дополнительно солнце нагревает туман сверху, так что в открытом море радиационный туман быстро «выгорает». В самые холодные часы ночи — перед рассветом и в первый час после восхода солнца — можно наблюдать самый сильный радиационный туман. В этот момент сама идея покинуть порт кажется странной, однако как только вы выйдете в море, там часто оказывается совершенно ясная погода.

Поскольку радиационный туман формируется над сушей, во время ночных переходов лучше держаться подальше от берегов. Соответственно, подход к берегу ранним утром едва ли можно назвать мудрым решением: туман сделает заход в порт очень сложным, особенно в незнакомом месте. В Великобритании радиационный туман — обычное явление весной и в начале лета.

Знать типы тумана важно для понимания того, как быстро он может рассеяться. Адвективный туман может держаться до смены ветра и/или всей погодной системы, тогда как радиационному туману для рассеивания нужно лишь повышение температуры, что происходит с восходом солнца. Да и само его появление возможно только у побережья, на реках и в их дельте.

Дата:

03.10.2013

Текст

Джон Мендес

Фото

Лестер МакКарти, Джон Мендес

Следующая статья

Хорошего много не бывает

Предыдущая статья

Школа MBY: штормование

Новые материалы
Похожие статьи