Школа MBY: планирование перехода

Школа MBY
Следующая статья

Как вы яхту назовете... Marex 370 Aft Cabin Cruiser.

Предыдущая статья

Sealine F48. Второе пришествие

Что принимать во внимание и как подготовиться к переходу

Планирование перехода — момент, когда нужно аккумулировать все, что вы знаете и чем владеете: ключевые навыки управления судном, прокладку маршрута, расчет приливов, работу с прогнозом погоды, общение с командой — словом, весь шкиперский опыт. Протяженность перехода в данном случае значения не имеет: нужно принять во внимание все существенные факторы, которые могут повлиять на судно, и оценить, как они будут работать на вас или против вас.

Команда

Люди, которые во время перехода находятся вместе с вами на борту, — потенциально самое слабое звено цепи. Поэтому в первую очередь следует оценить их возможности. Короткий, протяженностью пару часов переход в сравнительно защищенных водах едва ли создаст кому-то большие сложности. А вот перспектива долгого путешествия по открытому морю, без возможности сойти на берег, может с большой вероятностью стать причиной тревоги еще до того, как вы отправитесь в путь. Даже умеренно плохая погода может привести к морской болезни. Обсудите с командой, какие условия ожидаются; внимательно выслушайте, что кого беспокоит; покажите на карте «сложные места» и удостоверьтесь, что осведомлены о состоянии здоровья всех. Это должно умерить беспокойство и убедить команду в ваших способностях как шкипера. Продумайте, как разместить людей на борту, чтобы минимизировать дискомфорт. На флайбриджной лодке одни предпочитают отсиживаться в салоне, другим, напротив, нравится свежий ветер наверху и возможность обозревать горизонт.

Будь готов

Для некоторых планирование перехода — один из самых неприятных моментов работы шкипера, но стоит набить руку, и дело пойдет веселее. Как экзаменатор, я люблю озадачить студентов составлением плана перехода за несколько дней до экзамена, что позволяет оценить способность кандидата прогнозировать ситуацию и отбирать только необходимую информацию. По той же причине я настаиваю, чтобы план уместился на двух сторонах листа А4, поскольку только загрузка кучи данных из Интернета, без должного внимания к их смыслу и ценности, может все сильно усложнить. План должен быть простым и содержать основную информацию, изложенную ясно и логично. Экзаменатор обязательно обсудит с вами ваш план, так что будьте готовы объяснить, что стоит за записями.

Затем спросите себя, кто и чем будет занят. Проблема многих шкиперов в том, что решать большинство задач на борту умеют только они: на них и управление лодкой, и слежение за картплоттером и радаром, и связь по VHF, и работа с картой. При этом, пока капитан в одиночку пытается успеть везде, команда превращается в пассажиров. Здравомыслящий шкипер делится информацией и ставит задачи, чтобы иметь возможность сосредоточиться на главном. Команда же, будучи вовлеченной в процесс, менее подвержена морской болезни, которая, как известно, часто начинается от безделья. Я всегда считал лучшими шкиперами тех, кто мудро делегирует полномочия.

Яхта и ее оборудование

Переход, который вы планируете, должен учитывать возможности судна. Не всякая лодка изначально подходит для любого перехода, к тому же нужно учитывать и дополнительные «отягчающие обстоятельства».

Состояние судна

Каждый предпочитает считать, что его лодка выглядит как конфетка, однако в реальности это часто не так. Никогда не перестану изумляться, как много судов, в описании которых значится «в идеальном состоянии», на деле выглядят прямо противоположным образом. При этом море — куда более суровый критик, чем я: малейший недочет, если он есть, обязательно отравит вам существование. Так что снимите розовые очки и окиньте вашу лодку трезвым беспристрастным взглядом.

Топливо

Топлива должно быть не просто достаточно, но с приличным запасом. Помните, что сильно обросшее днище или штормовая погода могут сильно увеличить расход топлива.

Запасы

Людям, как и лодке, во время перехода нужно «топливо», посему убедитесь, что на борту у вас достаточное количество легкой в употреблении провизии на всю команду, с учетом того, что из-за погоды, возможно, придется задержаться в море. На борту большинства моторных яхт на ходу не готовят; даже если плита у вас на подвесе и с фиксаторами, а погода на удивление спокойная, соорудить что-нибудь прямо в море бывает затруднительно. Простое решение — заготовить все до отхода, удобно упаковать и сложить в доступном месте.

Оборудование

Список может быть бесконечным, но самое главное:

спасательное оборудование, включая спасжилеты, фальшфейеры и аптечку;

инструменты и запчасти для двигателя;

навигационные карты;

откорректированные лоции и альманахи;

электронные карты для картплоттера на весь переход.

Приливы

Конечно, не все переходы сопряжены с расчетом приливов — и это одно из больших преимуществ яхтинга на Средиземном море, за исключением некоторых зон с сильным течением. Однако в Северной Европе и Великобритании обязательно нужно ознакомиться с приливным атласом конкретной зоны, чтобы понять силу и направление течения. Я обычно начинаю с определения приливных ограничений в портах выхода и прибытия. Проверьте, нет ли там мостов, донных барьеров на входе в марину, которые можно миновать лишь во время полной воды, шлюзов (не все работают круглые сутки). Многие гавани мелеют во время малой воды, а некоторые порты не освещаются или требуют знания местных особенностей. Потом важно обратить внимание и на ситуацию с приливами на маршруте. Вам нужно не только основное течение, но полный набор данных: когда и где оно поворачивает, есть ли у него обратные завихрения и что изменится, если вы задержитесь с выходом.

Приливные течения

У южного побережья Великобритании приливно-отливные течения в основном линейны и имеют направление на запад или восток, тогда как у островов Ла-Манша они закручиваются против часовой стрелки. Для моторного судна предпочтительнее, когда ветер и течение работают в одном направлении, обеспечивая спокойное море, но в долгих переходах иногда разумнее вначале потерпеть ситуацию «ветер против течения», чтобы потом облегчить более долгую и утомительную часть перехода по открытому морю однонаправленными ветром и течением. Что бы вы ни выбрали, всегда полезно попрактиковаться в выгодном использовании приливно-отливных течений. Так, во время короткого перехода при ветре небольшой силы можно попытаться проделать весь путь вместе с течением, которое совершенно бесплатно добавит лодке скорости. Тем не менее многие маршруты требуют разных комбинаций «течение/ветер». Если вам необходимо пройти участок против течения, имеет смысл делать это там, где скорость течения невелика. Она минимальна в заливах и бухтах и максимальна около мысов.

Восточный ветер в сочетании с западным течением обеспечат спокойное море (направление ветра — «откуда»; направление течения — «куда»)

Приливные «ворота» — это зоны сильных течений, где ситуация «ветер против течения» создает опасно высокую волну. В таких местах скорость моторной лодки — реальное преимущество: «добавив газу», можно преодолеть встречное течение и выскочить на спокойную воду. Оцените, можно ли так рассчитать время, чтобы преодолеть эти зоны во время стояния прилива. Или «совместить» встречное течение с «попутным» ветром, чтобы условия были спокойнее.

Есть несколько зон, популярных среди английских яхтсменов, где приливные «ворота» требуют к себе серьезного отношения. Два хорошо известных примера — Alderney Race и Portland Bill. Оба эти места вполне спокойны в приличную погоду, а также когда ветер и течение работают вместе. Однако при силе ветра в 3−4 балла, дующего против течения, они превращаются в сущий ад, особенно во время сильных сизигийных приливов.

Мелководные зоны тоже способны доставить неприятности. Во время полной воды они могут позволить удачно «срезать угол», но они же опасны водоворотами и битой волной. В какой прилив лучше планировать маршрут: в сизигийный или квадратурный? Многие лоции советуют в некоторых местах совершать первый переход только во время квадратурных приливов, когда высота прилива и скорость течения ниже. Но иногда именно большой перепад воды и высокая скорость течения в сизигийный прилив дают быстрой моторной лодке возможность выйти из одного порта и прийти в другой «на одном приливе».

Погода

Рассчитывая приливно-отливные ограничения, требуется принять во внимание еще и погоду. Прогноз погоды нужно отслеживать в течение нескольких дней до перехода. Беглого просмотра сводки на день отхода недостаточно — у вас не будет понимания того, как меняются условия и что привело к погоде в конкретный день: после долгого периода сильного ветра морю требуется время, чтобы успокоиться. Проверьте и дату возвращения: попадете ли вы в то же погодное «окно» или придется переждать? Если погода грозит проблемами, стоит подумать об альтернативных вариантах возвращения. Поинтересуйтесь арендой автомобилей, расписанием авиарейсов и паромов. Если в запасе несколько вариантов, больше возможностей расслабиться и наслаждаться отдыхом, вместо того чтобы беспокоиться о том, как вернуться назад. Установить рамки комфортной для путешествия погоды почти невозможно: то, что один сочтет легкой качкой, другому покажется штормом. Однако сила ветра в 3−4 балла, возможно, самая универсальная для большинства переходов. Впрочем, двигаться по ветру с попутным течением можно и при ветре 6 баллов, даже на 30-футовой лодке.

Главный вопрос, который нужно себе задать: безопасен ли переход на этой лодке в этих условиях? Помогут определиться следующие факторы. Скорость лодки будет подвержена влиянию погоды и приливно-отливных явлений. Идти против ветра может быть гораздо более некомфортно, чем по ветру. На глиссирующих судах ситуация «ветер против течения» может сделать переход невозможным, только если вы не сбросите скорость до минимума.

На водоизмещающем судне можно воспользоваться течением, чтобы увеличить скорость и даже вполне комфортно чувствовать себя в ситуации «ветер против течения» благодаря более мореходному корпусу и меньшей склонности лодки биться днищем о волну. Еще один аспект, который часто недооценивают во время планирования перехода, — это видимость, так что наметьте альтернативные порты с простым заходом и открытые 24 часа в сутки. В некоторые периоды туман способен полностью разрушить ваши планы в отношении времени перехода. У меня бывали путешествия, вовсе сорвавшиеся из-за тумана, дымки, проливного дождя, снега, а однажды даже из-за песчаной бури!

Комфорт — жизненно важная вещь. Мне не раз доводилось перегонять лодки в ужасную погоду, чтобы успеть доставить их вовремя к отходу грузового судна. Такие переходы не всегда комфортны, но дают неоценимый опыт новичкам в команде. Однако на отдыхе, даже если погода не благоволит, надо отдыхать, а не искать себе проблемы. Помните: терпение — добродетель. Рано или поздно погода наладится. Главное к этому моменту быть готовым выйти в море.

Дата:

02.11.2012

Следующая статья

Как вы яхту назовете... Marex 370 Aft Cabin Cruiser.

Предыдущая статья

Sealine F48. Второе пришествие

Новые материалы
Похожие статьи