Школа MBY: как избежать перегрева двигателя?

Школа MBY
Следующая статья

Чудеса из-под воды: найденная в канале медаль помогла воссоединить семью

Предыдущая статья

Про службу и дружбу: несколько слов об участниках и партнерах встречи

Как избежать перегрева двигателя и что делать, если ситуация выйдет из-под контроля?

С перегревом двигателей на судне может столкнуться даже весьма опытный яхтсмен, но есть ли способы избежать этого? Такая ситуация способна вывести из себя и даже напугать любого, особенно если человек не силен в механике. Тем не менее есть несколько простых действий, которые можно предпринять, чтобы предотвратить или разрешить ситуацию. Самое главное — постоянно следить за работой двигателей и уметь распознавать признаки перегрева на ранней стадии. Игнорирование «симптомов» небольшого перегрева, с которым легко справиться, может быстро привести к масштабным повреждениям, устранение которых обойдется недешево.

Система охлаждения

Большинство морских двигателей имеют двухконтурную систему охлаждения (см. схему). Это означает, что сам двигатель охлаждается изолированным внутренним контуром, где циркулирует смесь воды и антифриза. А тот, в свою очередь, охлаждается внешним контуром с забортной водой.

Принцип здесь примерно такой же, как в автомобильных двигателях, но вместо проходящего через радиатор воздуха здесь через теплообменник прокачивается морская вода, охлаждающая воду с антифризом. Бак, содержащий их смесь, должен быть заполнен до нужного уровня. Также важно соблюдать правильную пропорцию воды и антифриза, поскольку антифриз еще и предохраняет двигатель от повреждений при понижении температуры в холодном климате, помогает предотвратить коррозию. Сейчас многие производители рекомендуют использовать готовые смеси охлаждающих жидкостей, чтобы не ошибиться в пропорции.

Смесь воды и антифриза прокачивается вокруг двигателя при помощи насоса, обычно расположенного на передней стенке двигателя, ближе к его верхней части. Насос имеет приводной ремень, натяжение которого должно быть правильным. Если оно слишком слабое, то ремень будет проскальзывать. Слишком сильное натяжение может привести к преждевременному истиранию ремня, шкива и подшипников насоса.

Каждый раз перед выходом в море проверяйте:

уровень охлаждающей жидкости;

отсутствие протечек в данный момент и следов потери жидкости ранее;

натяжение приводных ремней.

Внутренний контур, где циркулирует вода/ антифриз, охлаждается забортной водой. Пока антифриз холодный, он циркулирует в двигателе, минуя теплообменник. По достижении пороговой температуры термостат открывается и включает систему охлаждения забортной водой. В систему подачи забортной воды тоже входит насос, приводимый в движение двигателем. Он закачивает внутрь системы морскую воду и прогоняет ее через различные теплообменники в зависимости от конструкции вашего двигателя, чтобы поддерживать рабочую температуру, а потом выбрасывает ее наружу, обычно в смеси с выхлопными газами. Чаще всего на входе, сразу после забортного клапана (клинкета) установлен фильтр, предотвращающий попадание в систему водорослей и мусора, которые могут ее заблокировать. После фильтра идет насос внешнего контура. На некоторых двигателях приводной ремень насоса находится на носовой стенке двигателя или он вращается от редуктора. Под крышкой насоса — резиновый импеллер (крыльчатка), заключенный в металлический цилиндр.

Это устройство работает достаточно надежно до тех пор, пока вода поступает в систему. Но если клинкет или водяной фильтр засорены, резиновые лопасти быстро перегреваются и начинают разрушаться. В большинстве морских дизелей забортная вода охлаждает теплообменник, масляный радиатор, холодильники топлива и редуктора, интеркулер турбины, а затем выбрасывается наружу через выхлопной коллектор.

Перед выходом в море проверьте состояние внешнего контура охлаждения:

забортный клапан (клинкет) открыт;

фильтр забортной воды чистый;

натяжение приводного ремня правильное;

отсутствуют утечки жидкостей и их следы;

из выхлопной трубы при запуске двигателя вытекает вода.

Что вызывает перегрев двигателя?

Часто причиной перегрева двигателя является отсутствие циркуляции забортной воды во внешнем контуре, когда ее проток по какой-либо причине нарушен. Результатом может стать либо резкое повышение температуры (покажут датчики или сработает сигнализация), либо постепенное ее увеличение — до тех пор, пока вы не обнаружите, что при движении стрелки приборов не уходят из красной зоны; сигнализация при этом может и не включиться.

Большинство рассчитывают, что сигнализация сработает до того, как двигатели перегреются. К сожалению, это не совсем так: и датчики, и сигнализация завязаны на внутренний охлаждающий контур и показывают температуру жидкости внутри этой системы. Но они никак не реагируют на проблему, которая, возможно, возникла гораздо раньше в системе забортной воды. Это особенно проблематично при запуске двигателя и на низких оборотах, когда термостат открыт не полностью и нехватка охлаждения забортной водой может какое-то время не проявляться. Когда вы добавите оборотов (температура, соответственно, повысится), теплообменник не будет справляться со своей задачей без постоянного притока забортной воды, и проблема вскоре станет очевидной.

Постепенный рост температуры

Если вы отмечаете постепенное увеличение рабочей температуры двигателя или на высоких оборотах она становится чуть выше нормальной — это обычно ранний признак больших проблем, который указывает на ограничение тока забортной воды в системе охлаждения. Оно может быть вызвано скоплением мусора, попавшего в систему во время предыдущих переходов. В этом случае проблему может решить хорошая прочистка.

Место закупорки часто трудно определить; в этом случае может помочь инфракрасный термометр. Лазерные термометры стоят недорого (около £ 30) и позволяют обследовать систему подачи забортной воды путем измерения температуры до и после каждого ее элемента. Разница в показаниях должна быть минимальной, и если вдруг вы регистрируете резкий подъем температуры, то это хороший индикатор места, где произошла закупорка. Общее повышение температуры от насоса забортной воды до выхлопной трубы не должно превышать 15 °C. Впрочем, многое зависит от температуры забортной воды.

Резкий перегрев

Если температура двигателя повышается внезапно, стрелки приборов быстро смещаются в красную зону; срабатывает сигнализация, а моторный отсек наполняется паром. Главное — не упустить ранние признаки перегрева:

запах горелой резины. Выхлопной коллектор обычно сделан с использованием резины, которая начинает издавать запах при перегреве. Впрочем, его не всегда легко уловить, например, с флайбриджа;

выхлоп становится громче обычного. Вода в выхлопном коллекторе выступает в качестве глушителя, поэтому при уменьшении ее тока звук усиливается;

видимое уменьшение выхлопа. На высоких оборотах под воздействием высокой температуры выхлопных газов некоторое количество охлаждающей воды превращается в пар. Соответственно, чем меньше воды, тем меньше и пара. Это непросто заметить, разве что вы очень внимательны и регулярно это проверяете;

из выхлопной трубы вытекает меньше воды, хотя обнаружить это можно лишь на лодках с выхлопом выше ватерлинии. На лодках с двумя двигателями заметить это проще, поскольку можно сравнить поток от каждого двигателя;

если установлена сигнализация, реагирующая на температуру в выхлопном коллекторе, она может сработать раньше сигнализации двигателей — уменьшение тока воды в первую очередь проявляется в повышении температуры выхлопа;

некоторые системы чувствительнее, чем другие, так что поглядывайте на датчики. Неплохо также поставить маркером метки нормальной рабочей температуры, чтобы сразу заметить, если что-то идет не так;

проверьте аварийную лампочку или звуковой сигнал неисправности системы зарядки генератора. У многих двигателей ремень генератора и помпы системы охлаждения общий. Неисправность ремня вызовет сигнал и может быть признаком того, что перегрев скоро наступит.

Действия в случае перегрева

Что делать, если вы упустили показания приборов или никакие из вышеописанных симптомов не проявились, а потом внезапно сработала сигнализация? Ее срабатывание чаще всего означает, что температура двигателя уже высока. Так что первое, что следует сделать, — сбавить обороты до холостых. Не стоит немедленно останавливать двигатель, поскольку это полностью перекроет приток к нему охлаждающей жидкости. Если уменьшение оборотов приводит к снижению температуры — это хороший признак. Внутренний контур охлаждения обычно может справиться с температурой на холостых оборотах, а если еще есть некоторый приток забортной воды, то это поможет быстрее отвести излишнее тепло. Резкое отключение, скорее всего, приведет к тому, что двигатель будет нагреваться еще сильнее, поскольку теплу некуда уходить.

Далее следует подумать о ситуации в море и безопасности. Достаточно ли безопасно место, где вы находитесь, чтобы разобраться с проблемой? Если лодка оборудована двумя двигателями, не будет ли разумнее продолжить движение на одном, пока вы будете оценивать дальнейшие действия? Если двигатель у вас всего один, но на низких оборотах вы можете держать температуру под контролем, возможно, логичнее будет все же продолжить движение хотя бы малым ходом, вместо того чтобы останавливаться. Какой бы вариант вы ни выбрали, разбираться с проблемой следует осторожно, поскольку накопившиеся в двигателе пар и горячая вода под давлением легко могут ошпарить. По возможности сначала слегка приоткройте люк моторного отсека, а не бросайтесь сразу распахивать его настежь…

Однажды я так открыл люк моторного отсека на Grand Banks после перегрева двигателя. Оттуда вырвалось столько пара, что из рубки мы вообще ничего не видели! В тот раз приборы не показывали ничего необычного, однако сработала сигнализация, потому я и открыл люк полностью, даже не подумав, что может быть внутри. Позднее обнаружилось, что вал импеллера насоса разрушился.

Затем попытайтесь понять, что именно вызвало перегрев двигателя, и оцените, можете ли вы что-то сделать с этим на месте. В море обычно приходится выбирать из двух вариантов: можно ли находиться в горячем моторном отсеке, чтобы произвести ремонт, или лучше потихоньку двигаться в ближайший порт? Если второе невозможно, то двигатель придется заглушить и все же отправиться разбираться с проблемой.

Обычные проблемы

Фильтр

Если фильтр забортной воды забит полностью или частично, заглушите двигатель, закройте кингстон забортной воды, прочистите фильтр (обычно там обнаруживаются водоросли или пластиковые пакеты), вставьте его обратно, откройте кингстон и запустите двигатель. А теперь потрогайте переднюю часть корпуса импеллера. Если она холодная, значит насос работает, если нет — импеллер тоже поврежден.

Соединительные шланги

Хомуты на шлангах и другой крепеж могут со временем ослабевать или слетать вовсе. Затяните или заново подсоедините их и проверьте корпус импеллера, как указано выше, чтобы убедиться, что с ним все в порядке.

Импеллер

Бывает, что из строя выходит импеллер. Это может случиться, если вы подцепили пластиковый пакет на водозаборник и внезапное перекрытие потока воды привело к повреждению импеллера насоса и его лопастей. Когда вы глушите двигатель, вода перестает всасываться и пакет спадает, так что о причине перегрева в такой ситуации можно и не догадаться. Проверка корпуса импеллера может помочь и в этом случае — он должен быть холодным на ощупь. Если корпус теплый — импеллер, скорее всего, поврежден. В этом случае его нужно заменить, и часто это не единственное, что придется сделать, поскольку сломанные лопасти импеллера попадают в трубопровод и препятствуют току забортной воды. К сожалению, пока двигатель горячий, извлечь эти обломки из шлангов непросто, так что придется подождать, когда он остынет.

Последнее средство

На борту всегда нужно иметь запчасти, в частности импеллер и инструмент для его замены. Если вы никогда не делали этого прежде, попрактикуйтесь в марине, чтобы, если придет нужда его менять, знать, что к чему. Если вы не можете справиться с проблемой и нет возможности медленно двигаться в порт из-за риска усугубить повреждения, не остается ничего другого, как позвонить в мобильную сервисную службу или подать сигнал Pan-Pan. Сигнал Mayday подается, только если в настоящий момент существует серьезная угроза для судна и людей на борту. А уж береговые службы, в свою очередь, могут повысить уровень опасности ситуации до Mayday, если сочтут это необходимым.

Дата:

03.06.2014

Текст

Джон Мендес

Фото

Лестер МакКарти

Следующая статья

Чудеса из-под воды: найденная в канале медаль помогла воссоединить семью

Предыдущая статья

Про службу и дружбу: несколько слов об участниках и партнерах встречи

Новые материалы
Похожие статьи