Школа MBY: основы навигации

Школа MBY
Следующая статья

Школа MBY: прокладка курса

Как определять и отслеживать местоположение судна? Если вы знаете, у какого буя находится судно, можно свериться с нанесенными на карту береговыми объектами для подтверждения своего местоположения

Есть такое высказывание: «Искусство навигации состоит в том, чтобы определить, где вы НЕ находитесь». До изобретения электронных навигационных средств точно определить местоположение судна можно было только в том случае, если вам повезло оказаться рядом с нанесенными на карту объектами. Однако эти навыки, использовавшиеся десятилетия и столетия назад, до сих пор важны для судоводителя и обязательно будут проверены в ходе экзамена еще на права начального уровня — RYA Day Skipper. В открытом море рулевому необходимо хотя бы приблизительно знать, где находится судно, в каком направлении оно движется, и быть уверенным, что не навстречу опасности.

Вблизи берегов можно достаточно точно определить свое местоположение и удостовериться, что вы находитесь там, где ожидали, а следующий курс будет правильным. Сегодня мы привыкли полагаться на GPS, но если электроника на борту вышла из строя, жизненно важно представлять, чем еще можно воспользоваться для определения местоположения в море.

Когда вы путешествуете на машине, у вас есть названия улиц и номера дорог, ориентиры на местности, развязки, множество знаков и указателей, помогающих вам сориентироваться. Навигаторы еще больше упростили эту задачу: достаточно внести в маршрут почтовый индекс — и можно ехать. Если путь пролегает по знакомым местам, все мы обычно понимаем, в правильном ли направлении движемся. Если местность незнакома — слепо полагаемся на старый добрый навигатор. На земле это едва ли приведет к большой проблеме: поняв, что едете не в том направлении, вы просто поворачиваете обратно (если вы, конечно, не из тех водителей, которые способны увязнуть в болоте только из-за слепого доверия навигатору). Но на воде неправильное определение местоположения может привести к катастрофе.

В море, где нет обилия знаков и вспомогательной информации, нужно прикладывать гораздо больше усилий, чтобы в любой момент времени хотя бы в общих чертах понимать, где вы находитесь. GPS позволяет отслеживать позицию постоянно, но тот факт, что до сих пор немало лодок садятся на мель (а ведь люди теоретически должны были знать, где находятся), подсказывает: многие полагаются на GPS полностью, вместо того, чтобы использовать эти данные как один из инструментов для решения навигационных задач.

Традиционно штурманы вели судовой журнал, чтобы точно знать, какое время и расстояние они держались определенного курса, какое воздействие оказывали при этом ветер и течение, происходил ли дрейф. Это давало им довольно точное представление о том, где они находятся в конкретный момент времени. Однако на моторной яхте или катере, которые движутся с большой скоростью, часто испытывая при этом серьезную вибрацию и качку, вести подробный журнал бывает затруднительно. Можно ли использовать какие-то простые визуальные приемы для решения этой задачи?

Ну и где мы?

Один из наиболее распространенных методов определения местоположения судна — по трем компасным пеленгам. Необходимо при помощи ручного магнитного компаса-пеленгатора взять пеленг на три нанесенных на карту объекта, затем ввести поправку, чтобы получить истинный пеленг, и нанести его на карту. На большой скорости или во время качки сделать это непросто, поэтому попытаемся действовать по-другому.

Простейший способ определить свое местоположение с достаточно высокой точностью — расположить судно возле нанесенного на карту объекта, например, обозначенного буя или другого заметного ориентира. На схеме яхта расположена рядом с северным кардинальным знаком. То есть, мы знаем, что судно находится возле знака, осталось понять —
с какой стороны?

Расположите судно около нанесенного на карту буя или иного объекта

Можно увеличить точность, взяв пеленг на другой нанесенный на карту объект, например, на заводскую трубу или вышку на берегу. Сделать это легко даже на ходу при помощи ручного компаса-пеленгатора или просто взглянув на путевой компас. Так можно понять, что судно находится на определенной линии вблизи кардинального знака.

Возьмите пеленг на другой нанесенный на карту объект, чтобы определить, с какой стороны вы находитесь

Третью поправку может дать глубина. Взгляните на эхолот, и ваше местоположение станет еще яснее.

Два способа использования данных эхолота

А) Чтобы еще уточнить местоположение. На схеме 3 судно расположено близко от изобаты 5 м (изобата — линия на карте, соединяющая равные глубины).

Б) Чтобы убедиться, где вы точно НЕ находитесь. Если эхолот показывает глубину 9,6 м, значит судно находится вне изобаты 5 м. Это позволяет исключить приличную часть акватории.

Навигационное счисление

В море необходимо постоянно и тщательно хронометрировать происходящее. Можно вести подробный судовой журнал или просто делать отметки на карте, в какое время и на какой скорости вы миновали ту или иную точку, не забывая фиксировать курс и пройденное расстояние. Фокус в том, чтобы не только определять свои текущие координаты, но и прогнозировать их. Для этого, помимо GPS/картплоттера, есть и другие источники. Простейший метод расчета координат при помощи времени и пройденного расстояния называется счислением.

Время и дистанция

Первое, что нужно сделать, — найти все значимые ориентиры вокруг: изобаты, объекты, на которые можно взять пеленг, буи и т. д., что поможет вам подтвердить правильность расчетов. На рисунках 4−6 судно движется из исходной точки истинным курсом 240°; при движении со скоростью 20 узлов оно будет проходить 1 милю за 3 минуты. Это позволяет предсказать, что вы должны будете видеть в каждый конкретный момент, а потом сравнивать с тем, что вы наблюдаете в действительности.

Проложив курс на карте, можно уверенно сообщить, что примерно через две с половиной минуты вы должны миновать зеленый латеральный знак (а) и вскоре после этого пересечь изобату 10 м. Ровно через 3 минуты (пройдя 1 милю) вы увидите по правому борту красный латеральный знак (б) и заводскую трубу © на берегу, что дает сразу два надежных ориентира.

Проложив курс на карте, можно заранее узнать, мимо каких ориентиров вы пройдете и в какое время

На протяжении следующей мили вы оставите по левому борту еще один зеленый буй и приблизитесь к следующему красному латеральному знаку (d) — спустя три минуты пеленг на трубу должен быть примерно 10°. Дополнительное подтверждение дает обозначенное на карте здание (е) — в этот момент оно находится точно к западу от судна.

Судно подходит к следующему зеленому бую на втором 3-минутном отрезке

По завершении третьего 3-минутного отрезка точно справа по борту будет большое здание

За очередные 3 минуты вы снова пересечете изобату 10 м, выйдете на меньшую глубину и минуете красный латеральный знак. По истечении этого времени пеленг на трубу станет примерно 30°, а на дом — около 330° (f). Все эти ориентиры легко различимы даже на скорости 20 узлов: хороший способ убедиться, что данные бумажной карты или картплоттера совпадают с тем, что вы видим. Только имейте в виду, что этот простой метод не учитывает воздействие ветра и/или течения — вам необходимо будет принять во внимание эти факторы при предварительных расчетах.

Дата:

10.06.2011

Текст

Джон Мендеc

Фото

Лестер МакКарти

Следующая статья

Школа MBY: прокладка курса

Новые материалы
Похожие статьи