Учить нельзя штрафовать

Школа MBY
Следующая статья

Странствуй, эксплорер!

Предыдущая статья

Новый бутик Panerai в Москве

Народная мудрость «Готовь сани летом, а телегу — зимой» в яхтинге актуальна как нигде. И если «телегой» вы собираетесь управлять самостоятельно и начать летний сезон уже с удостоверением судоводителя, пора бежать учиться. Остается только решить, когда, где и как. Вроде бы, по аналогии с получением автомобильных прав, этот процесс давно должен быть четко отработан, но не ­тут-то было! Каждую осень и зиму мы получаем очередную порцию вопросов от желающих стать капитанами маломерного судна. Спрашивали? Отвечаем!

Какие бывают «права»?

Первое и главное разочарование: никаких «международных», «всемирных», «универсальных», «самых лучших прав на управление яхтой везде» не существует. В большинстве стран признаются (нередко взаимно) национальные удостоверения судоводителя, либо для управления маломерными судами вообще не требуется подтверждение квалификации. Если вы собираетесь управлять маломерным судном в России, необходимо национальное удостоверение судоводителя, выдаваемое Государственной инспекцией по маломерным судам (ГИМС МЧС). Документы, которые оформляют международные яхтенные школы RYA и IYT, в РФ не признаются, но полезны, если вы собираетесь арендовать маломерное судно за рубежом. Как правило, вам не откажут. Но это не национальные удостоверения, а «сертификаты», успешное использование которых обусловлено негласным соглашением между чартерными и страховыми компаниями многих стран, которые договорились выдавать яхты в аренду при наличии этих бумаг.

Когда?

Зима — лучшее время для теории. Но как быть с практикой, когда навигация закончилась и большая часть акваторий нашей страны скована льдом? На деле процесс аттестации ГИМС судоводителей со сроками навигации не связан. Теоретические экзамены принимают круглый год, а в регионах, где есть незамерзающие акватории, даже практику можно пройти зимой. Например, в Москве, где навигация официально завершается в конце октября, минувшей зимой ГИМС принимала практические экзамены вплоть до конца января 2021 года и приостановила эту работу только с наступ­лением сильных холодов «в связи с необходимостью обеспечить безопасность экзаменующихся». Конечно, в действительно холодных регионах такое вряд ли возможно, но между сдачей теории и практики допускается промежуток до полугода.

Оксана Дацюк, администратор школы Black Sea School (Севастополь)

Время обучения у нас не зависит от сезона: море не замерзает, а шторма обычно короткие. В такие моменты мы практикуемся в бухте Севастополя или делаем упор на теорию. Конечно, летом более комфортно, зимой нужна соответствующая экипировка (хотя на всех наших яхтах установлена система отопления Webasto). Правда, и люди приезжают в основном боевые, больше настроенные на учебу, чем на отдых, да и с ноября по март стоимость обучения более «демократичная». Самое удачное время — весна и осень, когда для обучения у нас задействовано девять яхт. Летом большая их часть сдается в чартер, и под учебную практику мы одновременно можем выделять одну-две лодки (наш флот — 23 яхты длиной от 33 до 50 футов). Мы обучаем и выдаем права IYT на управление парусным судном, теоретическое обучение — дистанционное, в формате видеоуроков. Финальный тест на сертификат IYT — уже под наблюдением инструктора на борту яхты, где проводится 10‑дневная практика. Специально для сдачи экзаменов в ГИМС мы не готовим, но после обучения у нас многие курсанты легко их сдают. Проблема в том, что у ГИМС, как правило, нет парусных яхт и инструкторов для приема экзаменов на парусную категорию, но зато они сильно и не придираются. Это не входит в их обязанности, но иногда по правам IYT, если человек одновременно сдал экзамен в ГИМС на моторную лодку, они могут проставить и парусную категорию, так что можно пойти и таким путем. Многие российские школы IYT, обучив студентов теории, отправляют их на практику и сдачу экзамена за границу, например в Хорватию или Турцию, где у них стоят учебные лодки. Мы же проводим весь процесс в России.
Есть много дополнительных курсов. Кроме того, можно пройти индивидуальное обучение на собственной яхте.

В любом случае, начинать учиться лучше заранее. В идеале (что редкость) от начала обучения до получения удостоверения ГИМС проходит два месяца, обычно — три-четыре. Также закладывайте время на получение медсправки, да и запись в ГИМС бывает очень плотной: можно ждать своей очереди месяц-­полтора.

Где?

В России немало яхтенных школ, аккредитованных организацией IYT (International Yacht Training) со штаб-квартирой в Канаде, и преподают в них на русском языке. А вот официальных школ британской RYA (Royal Yachting Association) нет: хотите там учиться — пожалуйте за границу, учитесь на английском и там же сдавайте экзамены. Так же, как нет «курсов при ГИМС». Дело в том, что Государственная инспекция по маломерным судам уполномочена аттестовывать судоводителей, а вот их обучением она не занимается. Даже аккредитация школ при ГИМС отменена еще в 2017 году. Нет и обязательной программы обучения: тогда же ГИМС издала примерную программу, но лишь в формате рекомендации. Как в таких условиях выбирать школу? Ориентируясь, во‑первых, на акватории, где собираетесь ходить: в России или за рубежом. Во-вторых, на тип судна: моторное или парусное. В-третьих — и это главное — на репутацию самой школы.

Обучением на парусные права в России в основном занимаются школы, аккредитованные IYT

Как?

Если для получения автомобильных прав уже нельзя готовиться экстерном (документ об обучении в автошколе обязателен), то на воде — ура! — все еще можно. Если у вас есть практический опыт управления лодкой и вы освоили теоретическую часть (3000 вопросов, опубликованных на сайте МЧС в разделе ГИМС, из которых формируются экзаменационные билеты), можете подавать заявление на сдачу экзамена в ГИМС через портал «Госуслуги». То же и в отношении школ RYA и IYT: если уверены, что готовы, сразу идите на экзамен.

И все же большинство выбирает школу: объем материала огромен, а самостоятельно осилить тексты нормативных актов, написанные специфическим «канцелярским» языком, не каждому под силу. Но главное — школа организует практические занятия на своих лодках, что важно для тех, у кого практики (да и лодки) пока нет. Теория же может преподаваться очно, онлайн или дистанционно. У каждого формата свои преимущества, выбирайте тот, что вам удобнее.

Михаил Кулик, юрист, основатель и руководитель школы «Кормщик» (Москва)

Я считаю, что для взрослых людей наиболее эффективно дистанционное обучение. На очных курсах уставший педагог вечером после основной работы (мало где преподаватели работают штатно) встречает группу столь же уставших слушателей и начинает им ­что-то рассказывать. Запомнил, записал — твое. Проспал, устал, забыл — ищи сам. Онлайн-курс, когда вы в определенное время садитесь перед монитором, еще менее эффективен: дома много отвлекающих факторов.
Курс в нашей школе — это заранее записанные видеолекции ведущих специалистов. Едва ли какая школа может пригласить на постоянную работу капитана дальнего плавания или практикующего хирурга, специалиста экстренной медицины: у них просто нет времени постоянно учить очно или онлайн. Но всегда можно найти время снять и смонтировать идеальную лекцию — у нас их около пятидесяти. Курсант получает доступ через личный кабинет и видит не только саму лекцию, но и ее текст, иллюстрации, схемы, материалы для скачивания — нормативные акты, которые постоянно обновляются.
Человек может выбирать не только темп обучения, но и что ему учить: юристу могут быть не нужны лекции по праву, а тому, кто 20 лет проработал на шлюзе, — правила шлюзования. Благодаря дистанционному курсу в школе «Кормщик» учатся студенты от Сахалина до Калининграда. Практику они могут осваивать у себя в регионе, равно как и я беру на практические занятия людей, которые не изучали у меня теорию (таких около 20%). Обучение происходит в Москве плюс интенсивные практические курсы на Селигере. Ученики моей школы сдают экзамены в ГИМС на тех же лодках, на которых учились: знание судна — серьезное преимущество.

Теоретический экзамен

В ГИМС он похож на экзамен в ГИБДД: 10 вопросов в билете, на каждый — четыре варианта ответов. По каждому типу судна и району плавания — отдельный билет. К примеру, заявитель, желающий аттестоваться на моторное судно, парусное судно и гидроцикл по районам плавания ВП, ВВП, МП, получает сразу пять билетов. (МП — территориальное море и внутренние воды РФ, где действуют Международные правила предупреждения столкновения судов в море; ВВП — внутренние водные пути, где действуют Правила плавания по внутренним водным путям; ВП — внутренние несудоходные водоемы. — Прим. ред.) Экзаменационный минимум — два билета (один тип судна, один район плавания).

До 2018 года экзамен в ГИМС принимали исключительно на компьютере, но потом, в связи с утверждением новых правил плавания по ВВП РФ, потребовалось изменить билеты, и… предыдущий программный комплекс стал неактуален, а новый «внедряется» до сих пор. Сейчас на выбор предлагают сдавать по бумажным билетам или на компьютере, но по отзывам тех, кто рискнул пойти на компьютерное тестирование, программа иногда дает сбои, считая неверным очевидно правильный ответ. Кстати, единых федеральных билетов нет: из 3000 типовых вопросов каждое региональное отделение ГИМС может создавать свои «суверенные» билеты.

С 1 марта 2022 года приказом МЧС № 356 вводится новый порядок аттестации, но меняет он только алгоритм формирования билетов. Программный комплекс будет автоматически создавать для каждого экзаменующегося задание, содержащее от 10 до 35 вопросов в зависимости от типов судов и районов плавания. То есть готовиться, как раньше, просто штудируя билеты, не получится: придется глубоко изучать весь материал.

В школах IYT теоретическое обучение проходит в соответствии с утвержденной программой организации, и экзамен сдается непосредственно в аккредитованной школе.

Практический экзамен

Право аттестовывать судоводителей имеет не каждое отделение ГИМС, а только те, где создана экзаменационная комиссия. В идеальном случае в комиссии должны быть специалисты по всем направлениям. Если, скажем, нет человека, имеющего право управлять парусным судном, то и принимать «парусный» экзамен эта комиссия не может. В этой области у ГИМС традиционные затруднения, именно поэтому за парусными «правами», как правило, ходят в школы IYT или ВФПС (Всероссийскую федерацию парусного спорта). Кроме того, в распоряжении ГИМС нет парусных судов — на чем сдавать экзамен? Выход, разрешенный правилами аттестации, — принимать экзамен на судне заявителя. Для этого нужно не позднее декабря текущего года подать заявление главному государственному инспектору ГИМС своего региона. Он должен включить вашу яхту в приказ, и тогда в следующем году вы можете сдавать на ней экзамен.

Юлия Касимова, координатор школы капитанов Jonacor Marine (Санкт-Петербург)

В нашей школе, аккредитованной IYT, форма обучения только очная; группы небольшие, до 10 человек. Это решение принято много лет назад и обусловлено тем, что выпускники получают максимально полезные знания и умения у лучших преподавателей-­практиков города. Однажды один из наших слушателей сказал: «Я прихожу сюда не только за знаниями. Здесь я отдыхаю и понимаю, что в кругу единомышленников мне очень комфортно и интересно!» Дистанционное или онлайн-­обучение не даст таких эмоций и ощущений.
В год — два теоретических курса: с сентября по декабрь и с февраля по май. Практические занятия и экзамен проходят в Санкт-­Петербурге в сезон навигации на 8‑метровых спортивных парусных яхтах Santer. В основном к нам приходят те, кто хочет научиться ходить под парусом, но мы обучаем управлению и моторными яхтами с выдачей соответствующих международных сертификатов IYT.
Помимо основного курса яхтенного капитана, есть очень интересный и востребованный как у новичков, так и у бывалых капитанов «Курс оказания неотложной медицинской помощи на воде» с получением международного сертификата EFR (Emergency First Response Instructor). В ходе двухдневного курса, который проходит на суше и на воде (летом — на яхте, зимой — в бассейне), изучаются алгоритмы оказания помощи в часто встречающихся критических ситуациях. Преподаватели — действующие инструкторы-­спасатели.

С моторными судами дело обстоит ровно так же. В сдаче экзамена на собственной лодке есть важное преимущество: вы ее знаете, а вот судно, которое предоставляет ГИМС, увидите впервые, и вполне вероятно, что оно будет не в лучшем состоянии. Более того, вам даже не позволят попрактиковаться перед экзаменом, а на выполнение маневров дается всего одна попытка. Плюс обучения в школах, работающих по программе ГИМС МЧС и готовящих к аттестации на национальные права, заключается в том, что, как правило, выпускники таких заведений сдают практический экзамен на «школьной» лодке, официально допущенной к аттестации. Список экзаменационных маневров может различаться в разных регионах, но обычно это безопасный отход от причала, подход к человеку за бортом и швартовка к причалу правым бортом.

Практический экзамен по программе IYT сдается непосредственно инструкторам школы и на «школьных» лодках, что сильно упрощает дело. Для получения сертификата об умении управлять парусной яхтой (а именно этому в основном учат в России школы IYT) потребуется довольно обширный список умений: подготовка яхты к выходу; отход и швартовка при различных направлениях ветра; повороты; работа с парусами и якорем; маневрирование в ситуации «человек за бортом» и действия в аварийной ситуации.

Немного странностей

О том, что российское законодательство в области маломерных судов, мягко говоря, несовершенно, говорят и пишут годами. Именно с этим связано множество мифов, касающихся, в числе прочего, и получения «яхтенных прав». Если обучением судовождению в коммерческом и военном флоте занимаются специализированные институты и академии, то правил учебного вождения маломерных судов у нас просто не существует.

Вот как комментирует ситуацию юрист Михаил Кулик, основатель школы «Кормщик». «Если четко следовать букве закона, то обучать людей управлению маломерным судном на воде у нас строжайше запрещено! Как только мы садимся в лодку с курсантом, то сразу совершаем два административных правонарушения: я как инструктор — передавая управление судном лицу, не имеющему права управления; а курсант — управляя судном без удостоверения судоводителя. Я не боюсь привлекать внимание к этой теме, потому что проблему давно пора решить.

У автомобилистов есть учебные площадки, порядок их аттестации, содержания, разметки. Есть учебные автомобили с соответствующим оборудованием — от дублирующих педалей до знака «У». Инструктор имеет образование на уровне «мастер производственного обучения», а в случае ДТП во время учебной езды есть особый порядок привлечения к административной ответственности. На воде ничего этого нет. В России не существует ни единой акватории, где было бы разрешено обучение. Нам нужны новый федеральный закон, аттестация школ и контроль качества обучения".

Будем надеяться, что новый закон «О безопасности людей на водных объектах», проект которого сейчас готовится в МЧС и вскоре должен вступить в силу, сделает процесс обучения управлению маломерными судами более понятным и логичным не только для будущих капитанов, но и для тех, кто их учит.

Дата:

10.01.2022

Текст

Ольга Селезнева

Фото

Лестер Маккарти, Михаил Кулик

Следующая статья

Странствуй, эксплорер!

Предыдущая статья

Новый бутик Panerai в Москве

Новые материалы
Похожие статьи