Школа MBY: управление судном

Школа MBY
Следующая статья

Школа MBY: человек за бортом

Предыдущая статья

Школа MBY: ночной переход

Как правильно выполнять основные маневры.

Cерия материалов «Школа MBY» призвана помочь сдать экзамен на международные яхтенные права RYA. В этой статье рассказываем о тактике эффективного маневрирования.

Есть контроль?

Во время любых маневров следить за перемещением судна нужно с максимальным вниманием. Главная задача — держать все под контролем, двигаясь малым ходом. Если вы пытаетесь совершить маневр слишком быстро (или, наоборот, слишком медленно), попадаете под действие ветра и/или течения, шансы нарваться на неприятность существенно возрастают. Залог успешного маневра — предварительное планирование. Прежде чем перейти к действию, мысленно пройдитесь по следующим пунктам.

Ветер. В каком направлении он дует и куда будет сносить судно? Какие опасности могут при этом возникнуть?

Течение/Прилив/Отлив. Есть ли движение воды? Если да, в каком направлении и с какой скоростью?

Управление штурвалом. Поможет ли оно? На двухвальных яхтах обычно проще выставить рули в ДП и маневрировать только за счет двигателей. В других случаях, скорее всего, придется использовать штурвал.

Центры вращения. Как лодка слушается руля, где у нее находится центр вращения и как это можно использовать?

Скорость. Можно ли выполнить маневр на нейтрали? Какова минимальная скорость, позволяющая управлять судном? Если день ветреный, не стоит ли увеличить обороты, чтобы держать ситуацию под контролем?

Задний ход. Требует ли маневр движения задним ходом? Если дует ветер, не осложнит ли он движение по прямой? Можно ли найти другое решение, если ветер окажется помехой?

Носовое и кормовое подруливающие устройства. Есть ли они на яхте, исправны ли и хватит ли их мощности, чтобы справиться с ветром или течением? Подруливающее устройство — инструмент удобный, но имеющий ограничения по мощности. Будет обидно, если эта истина откроется вам слишком поздно.

Обстановка. Оцените пространство вокруг. Свободно ли проходит судно или есть препятствия, которые придется обходить? Подумайте о них до, а не во время маневра.

Экипаж. Можно ли воспользоваться помощью команды для контроля дистанции или подстраховки с кранцами?

Начальные маневры

Как только вы отойдете от «домашнего» причала, экзаменатор, скорее всего, решит усложнить вам жизнь, попросив для начала продемонстрировать что-либо из обширного списка приемов управления судном. Два наиболее популярных маневра — остановка и разворот на месте и швартовка к бую, если, конечно, таковой есть поблизости. Обычно инструктор дает задание в таком духе: «Я бы хотел, чтобы вы провели яхту по этому участку с соответствующей скоростью, и, как только пост управления поравняется с точкой икс, остановите лодку и сообщите мне. После чего развернитесь на 180º и вернитесь в исходную точку, затем повторите упражнение. Судно не должно оказаться по отношению к упомянутым точкам ближе чем на длину корпуса. Пожалуйста, опишите, что вы намереваетесь сделать, дабы я убедился в том, что вы поняли задание».

Вот еще ряд моментов, на которые экзаменатор обратит внимание

• Поняли ли вы задачу с первого раза или засыпали его вопросами?

• Проинструктировали ли вы команду?

• Осмотрелись ли вокруг, прежде чем начать действовать?

• Была ли работа с ручками газа, реверса и штурвалом мягкой и контролируемой?

• Адекватной ли была скорость?

• Когда вы доложили об остановке лодки, она уже стояла или все еще двигалась?

• Получился ли разворот точно на 180º или вы недовернули?

• Удалось ли сохранить обозначенную безопасную дистанцию?

• Какова была общая манера управления?

• Использовали ли вы ветер и течение, не произошло ли сноса во время разворота?

Правильно использовать ветер и течение крайне важно — экзаменатор захочет посмотреть, можете ли вы заставить их работать на себя. Например, если день ветреный, он отметит, приводились ли вы к ветру, совершая поворот (безопасно), или уваливались (опасно). Разумнее приводиться, становясь носом против ветра, так у вас будет больше времени на раздумья и принятие решения. В противном случае вас может снести в повороте и навалить на подветренные препятствия.

Швартовка к бую

Это прекрасный способ проверки кандидатов в капитаны. С виду процесс кажется простым: нужно лишь подойти поближе, остановиться, подцепить или «заарканить» буй — и дело сделано. Возможно, в обычных обстоятельствах вы сумеете проделать это с закрытыми глазами. Но на экзамене вам могут устроить западню, сочетая швартовку с проверкой ваших навыков рулевого и умения параллельно общаться с командой. Психологическое напряжение на экзамене вкупе с ветреной погодой также не добавляет уверенности. Чтобы все прошло гладко, постарайтесь запомнить некоторые вещи.

Выбирайте с умом. Если вокруг вас несколько швартовных буев, выбирайте тот, что снабжен чем-либо облегчающим его захват (рым или вспомогательный буек).

Подход носом или кормой. Достаточно ли длины отпорного крюка, чтобы зацепить буй с бака? Возможно, проще будет подойти кормой и либо с нее же закрепиться (для короткой стоянки), либо провести конец с кормы на нос и затем развернуть судно.

Подход носом

Подход кормой

Угол подхода. Это очень важный момент, поскольку необходимо учесть течение и ветер. Понаблюдайте по возможности за другими яхтами, но помните, что в зависимости от габаритов и того, насколько велика парусность вашей лодки, может понадобиться корректировка. Не бойтесь миновать буй и подойти к нему под другим углом, если так выходит проще.

Взаимодействие. На многих судах вы можете потерять буй из виду, едва приблизившись к нему, поэтому разумно прибегнуть к помощи членов команды, которые будут сообщать вам дистанцию и направление. Тут выручают визуальные сигналы.

Швартовка к бую. Определитесь, собираетесь ли вы цеплять буй специальным захватом или накинуть на него веревочную петлю. Во втором случае трех колец веревки будет достаточно.

Подход к бую

Экзаменатор ожидает от вас чистого и контролируемого подхода к швартовному бую, адекватного общения с командой и чтобы все протекало быстро и без суеты. Если что-то пошло не по плану, не стоит усложнять ситуацию, продолжая швартовку вопреки всему. Признайте свою ошибку и попытайтесь повторить подход. Убедитесь, что вы начинаете в правильном месте, и все получится.

Освоение этих несложных маневров позволит вам чувствовать себя увереннее и перейти к более трудным частям экзамена, о которых мы поговорим в следующем номере.

Чего ждет от вас экзаменатор?

На экзамене инструктор начнет составлять мнение о ваших способностях с первых минут общения. Одна из сложных задач, стоящих перед ним, состоит в том, чтобы помочь вам справиться со стрессом. Понимая ваше чрезмерное волнение, экзаменатор может начать с простых заданий, выполнив которые человек успокоится и обретет уверенность. У экзаменатора заранее приготовлен набор задач и вопросов. Даже если они выглядят просто, вас могут попросить описать план действий в деталях. Если план удовлетворяет требованиям и здравому смыслу, дальше экзаменатор может просто наблюдать и задавать вопросы по пути. Порядок и способ выполнения задания зависят от вас, поскольку в RYA нет строго прописанных протоколов. Если все происходит разумно с позиций хорошей морской практики, вы правильно выполняете все элементы и способны объяснить, почему делаете именно так, а не иначе, проблем не возникнет. Даже если есть лучший способ выполнить задание, экзаменатор обычно молча наблюдает за вашей работой, делая замечания только при «разборе полетов». Основная его цель — понять, что вы собой представляете как капитан, какие знаете приемы и как ими пользуетесь. Из этого складывается общая картина ваших способностей. Испытание редко проваливают из-за единственной ошибки. Обычно неважные результаты являются следствием серии недочетов и банальной невнимательности.

Дата:

12.03.2012

Текст

Джон Мендеc

Фото

Лестер МакКарти

Следующая статья

Школа MBY: человек за бортом

Предыдущая статья

Школа MBY: ночной переход

Новые материалы
Похожие статьи