Школа MBY: навигация вслепую

Школа MBY
Следующая статья

Особое положение

Предыдущая статья

Сильное впечатление

Как найти порт, если видимость ухудшается?

Что такое ограниченная видимость?

Видимость на море в дневное время имеет шкалу — от исключительной (до 50 км) до очень плохой (около 45 м). Условия ограниченной видимости находятся в нижней части шкалы: туман, дождь, сильная дымка, мокрый снег — такая ситуация кажется (и является) пугающей для большинства моряков, даже опытных. Особенно сложно было до начала «электронной эры». Cейчас, когда в нашем распоряжении современное навигационное оборудование — РЛС, AIS (система идентификации судов, сообщающая их габариты, курс и др.), GPS/картплоттеры, судоводители стали испытывать меньше стресса. Тем не менее, идти в море, если видимость ограничена, нежелательно, и, даже имея на борту лучшую электронику, использовать ее показания следует с величайшей осторожностью.

На море максимальную опасность представляют районы оживленного судоходства: здесь любой переход на яхте требует дополнительных мер предосторожности. Когда прогноз предрекает туман, следует решить: так ли уж необходимо идти в море? Если да, предпочтительно держаться зон, свободных от коммерческого судоходства и рыбаков. Если у вас к тому же нет радара, не работает картплоттер или недостаточно опыта пользования ими, придется обратиться к традиционным методам навигации.

Искусство «слепой» навигации при ограниченной видимости и без электроники — серьезная проверка ваших навыков. Скажем так: если вам удалось зайти в порт, — это уже можно считать достижением. Здесь мы рассмотрим ситуацию, когда у вас из электронного навигационного оборудования есть только лаг/эхолот.

Туман сгущается. Что делать?

Метод прост: изучаем карту в поисках удобного порта или бухты, где можно переждать. Лучшим в данном случае будет место с подходящими изобатами (линии равных глубин), которые смогут вывести нас в нужную точку. Это упражнение нелишне проделать и в условиях хорошей видимости, чтобы понять, как вы его выполняете (во время экзамена RYA Yachtmaster эти навыки проверяют обязательно, закрывая вам обзор при помощи шторок).

В идеале нужно, чтобы на борту было хотя бы трое. Рулевой — он будет регулярно сообщать курс, скорость судна и другую информацию. Шкипер — он ведет исполнительную прокладку и дает инструкции рулевому. И еще один член команды, постоянно наблюдающий обстановку. Впоследствии проделывать все это вам предстоит самостоятельно.

Действия в случае тумана

• Наденьте спасжилеты, если еще не сделали этого.

• Отметьте свое местоположение и продолжайте фиксировать его в дальнейшем.

• Сбавьте скорость до минимальной для уверенного маневрирования.

• Включите все средства ТСС, УКВ, навигационные огни и поисковый прожектор (если он есть).

• Подготовьте якорное устройство к экстренной отдаче якоря.

• Проверьте реверс.

• Подавайте туманные звуковые сигналы с интервалом в две минуты.

• Привлеките всех, кого возможно, к наблюдению за обстановкой, предпочтительно с палубы. Нужно не только смотреть, но и слушать.

• Судно должно быть оборудовано радиолокационным отражателем, пассивным или активным; если он лежит в рундуке, достаньте его и закрепите как можно выше.

• Если на судне имеется радар, включите его и настройте.

Существует принципиальная особенность в применении правил предотвращения столкновений судов (МППСС‑72) при ограниченной видимости. Если в нормальных условиях суда подразделяются на «уступающие» и «сохраняющие курс и скорость», то при ограниченной видимости «уступающими» становятся все: принять меры предотвращения столкновения обязано каждое судно (Правило 19. Плавание судов при ограниченной видимости).

Просто и безопасно

Видимость начинает ухудшаться; у вас есть выбор — продолжить переход либо попытаться найти порт или безопасную якорную стоянку. В наших статьях мы всегда подчеркивали необходимость четко представлять место, где вы находитесь в конкретный момент времени; в идеале ваша позиция должна быть нанесена на карту. Если вы это делаете, тогда все, что нужно, — оценить варианты и выбрать подходящий пункт назначения. Но что бы вы ни решили, старайтесь идти по зонам, свободным от судоходства; если вы усомнитесь, что найдете порт, по крайней мере, всегда сможете стать на якорь.

Если по мере ухудшения видимости в поле вашего зрения окажется какой-либо навигационный знак, осторожно идите туда, проверив по карте глубины в районе знака, и убедившись, что это не знак опасности. Знак подтвердит ваше положение — начальную точку будущего маршрута. Нет ничего проще, чем оставаться на месте: зная свое местоположение, вы можете безопасно находиться у знака, пока не разработаете план дальнейших действий. В крайнем случае можно проболтаться здесь, пока погода не улучшится. Можно также сообщить береговым службам, что вы находитесь в затруднительном положении, — в случае чего вам смогут оказать помощь. Пусть этот план не самый героический, но вы будете в безопасности. Только помните: если знак находится на краю судового хода, стойте с его наружной стороны, если, конечно, глубина позволяет. Ожидая улучшения погоды, якорь можно не отдавать.

Если вы все же решите искать порт или безопасную якорную стоянку, самое время проработать порядок действий. К сожалению, многие кидаются на поиски вслепую, не имея никакого плана, и в результате перестают понимать, где находятся.

Выбор пункта назначения во многом зависит от того, что имеется поблизости; идеальным будет место с выраженными изобатами — когда глубины изменяются устойчиво и не слишком резко. В большинстве портов с навигационными знаками на подходе есть тенденция размещать их на каких-либо значимых изобатах. Так, найдя изобату и следуя ей, вы найдете знак и, соответственно, порт. Можно, конечно, просто нацелиться на знак или вход в марину, однако проблема в том, что если вы его пропустите, как узнать, куда поворачивать? Лучше всего (хотя и необязательно) осторожно подходить к пункту назначения против течения, а затем входить, используя комбинацию данных: глубину места, курс и скорость судна.

Лично мне нравится разбивать переход на небольшие отрезки и заносить все данные в удобную для чтения таблицу (см. выше), которую можно заполнять по ходу. В таблицу следует вносить время, курс, скорость, глубину и влияние течения (если оно есть). Если вы не обнаружили того, что ожидали, всегда есть возможность «отмотать назад», восстановив ситуацию. Обычно я заполняю таблицу с шестиминутными интервалами или при любом изменении курса, а затем веду прокладку на карте, что упрощает расчеты.

Туманная головоломка

Рассмотрим пример. Мы находимся неподалеку от знака, отмечающего Солентскую банку; видимость ухудшается, поэтому решаем подойти к знаку. Здесь можно встать и разработать план действий.

Первое, что необходимо узнать, — скорость и направление течения. Удерживая лодку на месте с одной стороны знака носом против течения, смотрим на показания лага: скорость течения составляет 3 узла. Мы знаем, что подъем воды сейчас уже во второй половине и в дальнейшем (во время нашего перехода) скорость будет падать, так что примем ее за 2,5 узла. Чтобы узнать направление течения, воспользуемся штатным компасом или ручным пеленгатором. В нашем случае направление течения 060°.

Какой порт выбрать?

Взглянув на карту, можно увидеть вблизи три порта. Порт 1 не подходит, потому что изобата здесь одна и та же; при подходе к порту будет сложно понять, с какой стороны от гавани мы находимся и, значит, где поворачивать.

Не будем рассчитывать и на Порт 2: перепады глубин в прилегающей акватории невелики. Кроме того, если у вас на борту имеется лоция, можно узнать, что это порт для пассажирских паромов, при этом нет возможности запросить по УКВ‑радиостанции берег, чтобы узнать, свободен ли проход.

Порт 3 выглядит лучшим выбором. Он предназначен для паромов, но есть возможность запросить по радио берег и убедиться, что мы можем безопасно войти. Нацелимся на изобату 2 м чуть восточнее входа в гавань: истинный курс в эту точку будет 220°. Это вполне безопасно: при этой изобате и высоте прилива 2,8 м в данный момент эхолот покажет 4,8 м. Мы выбрали эту изобату потому, что она выведет нас прямо к пирсу, так что найти его проблемы не составит. Теперь нужно собрать всю доступную информацию, внести ее в таблицу и начать выполнять план.

Для расчета курса относительно земли откладываем в масштабе карты отрезок, равный одной миле (расстояние, пройденное за 6 минут при скорости 10 узлов). Из конечной точки проложим вектор течения, равный четверти мили (скорость и направление течения). Соединив конец вектора с начальной точкой, получим искомый курс. Продлив линию, можно рассчитать, когда и где мы пересечем изобату 2 м.

План (таблица) перехода

Время Курс Скорость Глубина Расстояние Течение
11:00 220° 10 уз 17 м 0 2,5 уз 060°
11:06 220° 10 уз 16 м 1 «
11:12 220° 10 уз 11 м 2,1 «
11:14 260° 6 уз 4,8 м 2,2 1 уз 060°
11:20 240°/280° 6 уз 4,8/7,8 м 2,8 «

Следующие отметки в таблице мы сделаем в 11:06, далее пройдет еще один шестиминутный интервал, а затем мы увидим, как глубина начинает уменьшаться. Пересечь изобату 2 м мы должны в 11:14. В этой точке нам необходимо повернуть на новый истинный курс 260°, который приблизительно совпадает с изобатой. Планируя следовать изобате, проследите ее на всем протяжении, чтобы понять безопасный «коридор» глубин.

Подход к порту 3

Мы можем держаться между глубинами 4,8 и 7,8 м (2,8 м — высота прилива), чтобы иметь место для маневра. Это также позволит судну двигаться почти строго против течения, не надо будет корректировать курс для учета бокового сноса: просто наша скорость за счет влияния течения несколько уменьшится. Сейчас, когда нам осталось пройти всего около 0,6 мили, есть смысл сбросить скорость, поскольку мы уже находимся на приличном мелководье. Течение здесь не превышает одного узла, и при 6‑узловом ходе скорость судна относительно земли составит 5 узлов. Это означает, что в пункт назначения мы доберемся минут через 7. Ну вот, кажется, и он — невысокий, едва выступающий из тумана пирс. Какое невероятное облегчение — снова ощутить себя в безопасности!

Дата:

10.12.2013

Следующая статья

Особое положение

Предыдущая статья

Сильное впечатление

Новые материалы
Похожие статьи