Pacifico Yachts: новое производство на Волге

Обзоры и тесты
Следующая статья

Motorsport Expo 2021 ставит рекорды

Предыдущая статья

Asiatique Event Hall. Каждый день — особенный

Верфь Pacifico Yachts из  Владивостока создает в  Центральной России новый «хаб» по  строительству яхт. О  целях и  перспективах проекта рассказывает ее владелец и  генеральный конструктор Сергей Волошенко.

История Pacifico Yachts началась в  2006 году, когда во  Владивостоке верфь спустила на  воду свой первый катамаран «Босфор» длиной 10 м. К  2010 году были еще построены более крупные «Гросс» (18 м) и «Улисс» (24 м). За  ними последовали катамараны для пассажирских перевозок в  Санкт-Петербурге, патрульные суда, работающие в  Ростове-на-Дону, Волгодонске, на  Сахалине. Но  все это были custom-проекты: к  серийному производству Pacifico Yachts перешла в  2016 году с  появлением первых проектов серии Pacifico Voyager. Сейчас в  линейке верфи три модели моторных катамаранов длиной 10−13 м, а  в  портфолио — ​более 55 построенных судов, которые ходят в  разных регионах России и  за  границей.

Новое производство на волге

Рост популярности и  большие планы на  будущее привели Pacifico Yachts на  Волгу, в  Конаково, где в  октябре 2020 года при поддержке администрации Тверской области началось создание комплекса «Волжские верфи». Пока он работает в  режиме модульной сборки: корпусные элементы по-прежнему производятся во  Владивостоке, а  в  Конаково идут достройка и  оснащение. Уже сейчас специалисты Pacifico Yachts работают там над тремя катамаранами, параллельно обучая новую команду. Но  в  программе развития — ​создание производства полного цикла.

«Дело в  том, — ​комментирует Сергей Волошенко, — ​что мы вплотную подошли к «границе», обозначенной размерами 40-футового контейнера, в  котором доставляются элементы конструкции наших катамаранов. А  мы готовы расти в  размерах. Кроме того, мы поняли, что наши катамараны, которые прежде всего строились для моря, по  своим возможностям востребованы и  на  реке.

Изначально это было стечение обстоятельств: у  нас заказали катамаран на  Волгу. Мы построили лодку, привезли сюда и  вскоре подписали еще два контракта. В  свою очередь, местные власти тоже предложили программу по  судам для пассажирских перевозок. Крупные верфи России за  это не  берутся: им интереснее построить, например, танкер или подводную лодку. Да  и  во всем мире эти задачи решают небольшие компании. Таким образом, «Волжские верфи» будут заниматься как строительством катамаранов Pacifico Yachts (частных яхт), так и  рядом проектов для коммерческих пассажирских перевозок. Но  главное — ​в обоих сегментах есть планы выйти за  размерный «барьер» 24 метра".

Река или море?

Pacifico Yachts изначально строила свои катамараны не  просто для моря, а  для Тихого океана. В  отличие от  открытого моря, река — ​"извилистая дорога": какой бы широкой она ни  казалась, есть судовой ход, за  пределами которого глубины недостаточны для относительно крупных «морских» яхт с  большой осадкой. Осадка катамаранов куда меньше (у нынешних моделей Pacifico Yachts — ​всего 0,6−0,7 м), при том, что они предлагают значительный объем обитаемого пространства: у  20-метрового катамарана оно сравнимо с  30-метровой однокорпусной яхтой. Те  же преимущества дают и  хаусботы, которые сейчас оправданно набирают популярность в  российских внутренних водах. Но  у  них другое ограничение — ​мореходность, а  ведь Волга не  всегда бывает спокойной, не  говоря уже о  Рыбинском водохранилище или Ладоге, где условия порой сопоставимы с  морскими.

Катамаран мореходнее, маневреннее, легче управляется в  сильный ветер. Он может разворачиваться практически на  месте. При полной перекладке штурвала на  ходу диаметр циркуляции катамарана, естественно, больше, чем у  однокорпусного катера, за  счет конструкции и  расположения двигателей, зато крен в  повороте практически отсутствует. А  на  корректировку курса на  ходу катамаран реагирует так же, как и  обычная лодка.

Досье Pacifico Adventure 99

Длина:
9,90 м

Ширина:
3,62 м

Осадка:
0,57 м

Водоизмещение:
5,5 т

Запас топлива:
1200 л

Запас воды:
240 л

Двигатели:
2 × 300 л.с.

Запас хода:
400 миль

Категория RCD:
«B»

Интересно, что все проекты Pacifico Yachts, включая флагманский Pacifico Adventure 120, изначально проектировали под подвесные моторы. Вариант со  стационарными двигателями появился, когда начались экспортные поставки в  Корею: при долгих переходах через Японское море автономность с  бензиновыми подвесниками уже на  грани по  запасу топлива — ​400 миль. С  дизельными двигателями дальность плавания вырастает до  800 миль. Но  во  внутренних водах бензиновые моторы все же логичнее: нормально справляются в  условиях небольшого и  среднего волнения, легче и  быстрее ремонтируются и  к  тому же дешевле. Бензин, конечно, дороже дизеля, но… «Один из  наших заказчиков, — рассказывает Сергей Волошенко, — ​однажды дотошно подсчитал все на  калькуляторе и… выбрал бензиновый вариант. Выяснилось: чтобы оправдать разницу, нужно было бы ходить на  этом катамаране каждые выходные в  течение 50 лет».

Концепция и  технологии

Строительства крупных яхт (от 20 м) в России сейчас практически нет: абсолютное большинство таких судов, новых или подержанных, привозят из-за границы. Теоретически возможностей у  наших производителей — ​непаханое поле. Практически — ​не обязательно слепо копировать зарубежный опыт: можно разработать собственный подход, приемлемый для наших условий.

Как уже говорилось, концепция катамарана (да и тримарана тоже — ​в Pacifico Yachts рассматривают и  такой вариант) позволяет получить большой объем пространства на  борту, и  это может ничего не «стоить» в  отношении веса и  энерговооруженности.

Эпоксидная смола в  качестве основы в  массовом производстве редко встречается: работать с  ней сложнее, поэтому стандартно на  зарубежном рынке эпоксидный корпус будет примерно вдвое дороже полиэфирного. Pacifico Yachts использует и  ту и  другую смолу, но  больше склоняется к  эпоксидному варианту.

Досье Pacifico Voyager 120

Длина:
12,97 м

Ширина:
4,82 м

Осадка:
0,70 м

Водоизмещение:
10,5 т

Запас топлива:
1400 л

Запас воды:
500 л

Двигатели:
2 × 300 л.с.

Запас хода:
400 миль

Категория RCD:
«B»

«У  нас это добавляет к  цене 10−15%, — ​объясняет Сергей Волошенко, — ​потому что мы знаем, что делать с  эпоксидной смолой. Проблема эпоксидных лодок в  том, что эпоксидное декоративное покрытие (гелькоут) весьма дорогое, и  обычно такие изделия окрашивают полиуретановыми красками, что тоже не  дешево, а  потом еще приходится беречь это покрытие толщиной в  микроны. Полиэфирный гелькоут в  этом смысле куда практичнее, хотя многие в  курсе, что он „не прилипнет“ к  эпоксидке — ​плохая адгезия. Тем не  менее специалисты давно решили эту проблему: в  матрицу наносится полиэфирный гелькоут, затем формуется слой на  связующем, совместимом с  эпоксидной и  полиэфирной смолами, и  от  этого уже „выращивается“ корпус. Пройдя множество стажировок за  границей, мы делаем так же».

Зачем такие сложности? Полиэфирная смола, которую использует большинство верфей, — ​материал, безусловно, удобный и  не  токсичный. Но  корпуса получаются тяжелее и  требуют большей мощности двигателей. Эпоксидная смола обладает лучшей адгезией к  армирующим материалам, и  поэтому полимерные композиционные материалы с  эпоксидным связующим имеют лучшие физико-механические свойства на  сжатие. Такие корпуса можно делать легче при равной прочности. Они по-другому ведут себя на  воде, с  меньшим количеством «лошадей» в  моторном отсеке достигая высокой скорости. Катамараны Pacifico Yachts способны разгоняться до  40 узлов и  могут выдерживать четырехметровую волну.

Досье Pacifico Voyager 108

Длина:
10,80 м

Ширина:
4,50 м

Осадка:
0,57 м

Водоизмещение:
9,5 т

Запас топлива:
1200 л

Запас воды:
240 л

Двигатели:
2 × 300 л.с.

Запас хода:
400 миль

Категория RCD:
«B»

«Мы не  будем менять концепцию для реки, — ​комментирует Сергей Волошенко, — ​у нас по-прежнему лодки для Тихого океана, вобравшие в  себя опыт стран тихоокеанского региона: Новой Зеландии, США, Японии. У  себя на  Дальнем Востоке мы собрали и  интегрировали этот опыт, протестировали лодки в  серьезных условиях Японского моря. Так сформировался бренд Pacifico Yachts. Он не  может быть другим: мореходность — ​всегда в  основе. При этом люди хотят покупать более крупные лодки, в  том числе для внутренних вод, но  все упирается в  осадку.

В  этом смысле катамаран — ​золотая середина между однокорпусной яхтой и  хаусботом: есть и  пространство, которое всем нужно, и  мореходность. Получить небольшую осадку можно только благодаря легкому корпусу, и  на  следующих больших проектах мы оставим ее в  том же диапазоне — ​0,6−0,8 м. Наша задача — ​показать, что мы можем строить здесь большие лодки. Для России и  на  экспорт".

Дата:

08.04.2021

Текст

Ольга Селезнева

Фото

Pacifico Yachts

Следующая статья

Motorsport Expo 2021 ставит рекорды

Предыдущая статья

Asiatique Event Hall. Каждый день — особенный

Новые материалы
Похожие статьи