Яхта ST 40: рождение бренда?

Обзоры и тесты
Следующая статья

Мальдивы: где искать волну?

Предыдущая статья

В объятьях океана

Российских верфей, которые строят небольшие добротные яхты, раз-два и обчелся. Поэтому любая попытка отечественного производителя выйти на этот рынок вызывает интерес, живое участие и… тревогу: получится ли?

Именно с таким чувством мы собирались на тест ST 40 петербургской компании ST Profi, которая несколько лет назад решилась на непростой шаг — строить прогулочные суда высокого класса с акцентом на местный рынок.

ST Profi — производитель премиальной мебели. Успешная деятельность компании и запуск шесть лет назад собственного цеха металлообработки позволили ее руководителю воплотить в жизнь давнюю мечту и начать строить лодки. Первенца, 12‑метровую ST 40, создавали обстоятельно, на протяжении четырех лет. Год назад, когда корпус без отделки спустили на воду, к проекту присоединился дизайнер интерьеров Алексей Суворов. Российскую премьеру яхты приурочили к выставке SPIBS 2021, на которой она вполне ожидаемо оказалась в центре внимания.

Лодка для Петербурга

ST 40 вышла не похожей на то, что мы привыкли видеть в сегменте круизеров длиной около 40 футов. Четкие линии силуэта, относительно узкий корпус цвета мокрого асфальта, панорамное остекление надстройки… Если уместно говорить про урбанистический стиль в отношении прогулочных судов, то новинка — вполне в этом стиле. Можно рассуждать о скандинавском или ином влиянии, но, на наш взгляд, экстерьер авторства дизайнера Ивана Шматова вполне индивидуален.

Со своей относительно небольшой осадкой (0,65 м) и высотой надводной части 3,5 м судно хорошо чувствует себя на реках и каналах Северной столицы. По словам руководителя компании, эта полностью алюминиевая яхта задумывалась как «лодка для Северо-Запада» и разрабатывалась с нуля, получив просторную рубку-­салон с панорамным остеклением и покрытой тиком крышей. За простор, правда, пришлось заплатить отсутствием бортовых проходов, так что попасть на фордек можно лишь через световой люк в носовой каюте или с причала.

Кокпит в корме надежно защищен высоким фальш-бортом и не перегружен деталями: у купальной платформы установлены полноразмерный американский гриль и диванчик, который для доступа в моторный отсек приходится снимать. А метровый свес крыши надстройки в корму позволит выйти подышать воздухом даже в типично питерскую погоду.

С любовью к интерьерам

Когда компания, по роду деятельности связанная с дорогой и красивой мебелью, принимается за интерьеры ­какого-либо проекта, понимаешь, что можно не переживать. Для ST 40 не только не поскупились на материалы и комплектующие (что сейчас редкость), но и применили собственные новейшие разработки, например мебель с использованием полированного алюминия. Лодка, можно сказать, стала своеобразной площадкой для демонстрации возможностей производства ST Profi, хотя специально к этому не стремились.

В рубку ведет распашная дверь шириной 0,7 м. Первое, что бросается в глаза при входе в салон (потолок под 2 м), — уникальный столик из корня ореха с причудливой игрой фактур. Столик, как водится, опускается до уровня сидений динетты, формируя место для ночевки двух человек. Можно спорить о недостаточно высоком бортовом остеклении (особенно в свете нынешних тенденций в дизайне), но здесь согласимся с производителем, что это прекрасная защита от любопытных взглядов с набережных.

Напротив динетты — камбуз со всем необходимым для готовки на борту; планируется установка панелей, которые бы закрывали рабочую поверхность полуметровой ширины, формируя удобное место, например, для работы с документами. Кстати, кое-что в рубке намечается менять или доводить до ума (обновятся подволок, боковины диванов и др., бортовые окна получат жалюзи). После всех изменений ожидается, что лодка станет на 300−400 кг легче (сейчас сухой вес судна составляет 8500 кг). Но и на момент теста ее обстановка смотрелась не хуже, чем у близких конкурентов.

Пост управления расположен по левому борту, что производитель объясняет привычкой российских пользователей; швартовку призваны облегчить камеры, которые установят на борту и корме. Необычно выглядит и ступенчатая архитектура приборной панели с россыпью небольших аналоговых циферблатов на высоком верхнем ярусе, данные которых могут быть продублированы на двух МФД Simrad. Остальные детали поста управления сообщают о прекрасной оснащенности устройствами и электроникой, без чего немыслима современная яхта. В их числе упомянем джойстик, автоматические интерцепторы, авторулевой, рацию для ВВП и моря и др.

ST 40

Длина:
12,27 м

Ширина:
3,45 м

Осадка:
0,65 м

Водоизмещение:
10,29 т

Запас топлива:
850 л

Запас воды:
300 л

Вместимость:
12 чел.

Спаольные места:
4 + 2

Мощность:
2 × 260 л.с.

Категория RCD:
«B»

Утро теста было весьма холодным, но создатели «лодки для Питера», похоже, знают, что такое комфорт на борту: два обогревателя Webasto быстро согрели воздух внутри, и у приоткрытого большого (1400×980 мм) светового люка даже на полном ходу было не зябко.

Для получения лобового стекла нужного профиля ST Profi пришлось обучать российских подрядчиков приемам изготовления сложных форм. Впрочем, надежности ради на углах решили поставить по два средника.

Пятью ступенями ниже

А вот обитаемое пространство под палубой останется неизменным. Туда ведет оригинальный «парящий» трап со ступенями из массива ореха. Стильная носовая каюта весьма просторна, имеет комфортную даже для рослого человека высоту и обилие места для вещей, в том числе под широкой двуспальной кроватью. Субъективно нам не хватило лишь более протяженного бортового остекления.
Слева по борту устроен санузел с душем высотой 1,9 м, а справа находится небольшая каюта с комодом, банкеткой и кроватью вровень с полом (она вполне хороша как спальня для детей, импровизированная кладовая или место, где можно переодеться).

В море

Погода в день теста располагала выдвинуться в Финский залив, где невысокая волна и ветер практически не ощущались. Лодка приятно удивила отсутствием даже на больших оборотах посторонних шумов и дребезжания — тех «поющих сверчков», что частенько можно услышать на прогоне новой яхты. Примерно на 3000 об/мин, когда лодка выходит на глиссирование, уровень шума у поста управления и в каюте оказался примерно одинаков — 65 дБ (А), а на полном ходу мы зафиксировали 87 дБ (А); ожидается, что лодка станет тише примерно на 10 дБ (А) после проведения звукоизоляции моторного отсека.

Нам удалось кратковременно разогнаться до 33,5 узла, однако паспортные 4000 об/мин набрать не вышло: винты оказались гидродинамически «тяжелыми» (их скоро заменят). В целом же яхта порадовала хорошей маневренностью, довольно быстрым выходом на глиссирование (15 с), не очень большим дифферентом (до 6°), легкой и быстрой перекладкой штурвала. Во время теста — а были и крутые виражи, и циркуляция (на максимуме скорости ее радиус составил 2,5 корпуса, крен 25°), и заход в кильватер «Метеору» — остекление рубки оставалось сухим, ощущения дискомфорта, страха за себя или за лодку не возникало, а завораживающее чувство парения над водной гладью и тесного контакта с морем запомнится надолго.

Заключение

Для производителя не было сюрприза в том, что себестоимость первого корпуса оказалась выше запланированной. Ожидается, что следующие ST 40 обойдутся заводу на 25−30% дешевле. В планах и развитие модельного ряда, куда вой­дут старшая и младшая модели длиной 15 и 10 м.

Народная мудрость про первый блин в отношении ST 40, к счастью, не подтвердилась: лодка хотя и требует некоторых доработок, на тесте она выглядела как цельный оригинальный продукт, который, без сомнения, будет интересен российскому рынку. Приятный бонус — возможность тесного взаимодействия с производителем, который готов строить яхты здесь, сейчас и с учетом пожеланий клиента, что в эпоху закрытых границ переоценить трудно.

Характеристики

ECO FAST MAX
Обороты 1000 1500 2000 2500 3000 3500 3790
Скорость 6,0 8,4 9,6 12,1 19,5 25,5 31,7
Расход 6,6 17,4 31,6 48,6 63,4 89,2 103,2
Миль/л 0,90 0,48 0,30 0,25 0,31 0,28 0,31
Запас хода 654 346 216 180 223 202 223

Двигатели: 2 x Mercury Diesel TDI 3,0L, 260 л.с. при 4000 об/мин, 6 цилиндров, 3,0 л; транцевые колонки Bravo III.

Скорость в узлах (средняя по двум галсам), расстояние в милях, расход в л/ч, запас хода из расчета 10% резерва. Указанные величины основаны на показаниях бортовых приборов и могут отличаться от полученных вами данных. Загрузка: 95% топлива, 80% воды, 6 чел., минимум запасов. Температура воздуха +7 °C, ветер 2 м/с, волна 1 балл.

Дата:

18.11.2021

Текст

Иван Голубев

Фото и видео

Андрей Шереметьев, Татьяна Бельских, Иван Голубев

Следующая статья

Мальдивы: где искать волну?

Предыдущая статья

В объятьях океана

Новые материалы
Похожие статьи