Концепт Futura от Vripack: полный отказ от ископаемого топлива

Яхты и окружающая среда
Следующая статья

Королевство Тонга: путешествие во времени

Предыдущая статья

Interior Manager, или Ответственный за красоту

Инженеры и дизайнеры конструкторского бюро Vripack любят решать сложные задачки и получают от этого процесса подлинное удовольствие. В творческом сусле этой голландской «пивоварни» (так они сами называют свою студию!) беспрестанно зарождаются всевозможные новаторские идеи, которые находят отражение в текущих проектах и время от времени выплескиваются в виде весьма нетривиальных концептов. Так появилась Futura, которую Марникс Хоэкстра и Барт Баухаис, креативные директора Vripack, представили журналистам на виртуальной пресс-конференции.

Триггером для работы над этим концепт-проектом послужил запрос клиента, задумавшегося о строительстве суперяхты, способной обходиться без ископаемого топлива. Но это не значит, что прежде студия не смотрела в этом направлении.

«Мы воспринимаем актуальные тенденции как подводные течения, которые формируют мир и определяют поведение общества, — говорит Марникс Хоэкстра. — Не стоит путать их с сиюминутной модой: это фундаментальные процессы, обеспечивающие такие качественные сдвиги, как, например, переход на экономику с безотходным производством».

Во Vripack интуитивно осознают, что грядет новая волна, хотя не знают, когда и где нам доведется с ней встретиться. Но факт остается фактом: сдвиг в энергетическом секторе очевиден, двигатели будущего уже никогда не станут такими же, как двигатели прошлого, и «экологическая» повестка, давно занявшая в развитых странах одно из главных мест, останется с нами надолго. Можно возразить, мол, яхтенная индустрия — это неповоротливый кит, дрейфующий в океане жизни сам по себе, пока сухопутный мир занят своими делами. Однако это не совсем так. Вдохновленные опытом и достижениями Илона Маска инженеры Vripack понимают, что нужно начинать с чистого листа и облекать новаторские технологии в красивую оболочку, применяя гуманистический подход к дизайну.

Снаружи

Продумывая экстерьер Futura и задавая ее основные линии, дизайнеры хотели добиться того, чтобы издали вычислить длину яхты было очень сложно. Действительно, даже на картинках эта 66-метровая лодка легко потянет и на 80, и на 100 метров. Ее авангардная внешность с обилием органичных форм понравится прежде всего молодому, менее консервативному поколению, на которое и ориентировались во Vripack. Выпуклое остекление сравнительно короткой и приземистой надстройки придает ей форму кокона. Стеклянные стены (а местами и пол!) позволяют взгляду проникать сквозь помещения, отчего создается незабываемое ощущение пространства с массой необычных углов обзора.

Планировки палуб Futura далеки от привычных: на борту превалируют широкие центральные трапы, соединяющие своеобразные зоны отдыха, и очень необычно реализована разноуровневость. Например, свес над открытой обеденной зоной расположен на высоте полутора палуб, а прибывшие гости высаживаются с тендера не на узкую кормовую платформу, а в открытое лобби почти на уровне воды, где их встречает экипаж и откуда они сразу могут попасть в свои каюты на нижней палубе, миновав зону спа и спортивный зал. Vripack разрабатывала дизайн Futura с помощью инструментов виртуальной реальности, которые она взяла на вооружение одной из первых в яхтенной индустрии, не забыв обо всех первостепенных для безопасной навигации конструктивных моментах.

Внутри

Теперь главное: откуда яхта берет энергию для движения и в чем ее хранит? Vripack обозначила четыре ключевые технологии, которые позволят Futura оставаться полностью «зеленой».

Во-первых, в качестве горючего на яхте предполагается экологически нейтральное биотопливо (запас 100 т), которое позволяет на 90% снизить выбросы СО2 и SOx и NOx по сравнению с дизельным. Биотопливо давно производится в промышленных масштабах, и, по словам Марникса, им можно свободно заправиться, например, в порту Роттердама. А дальше дело за рынком: будет спрос — появится и предложение.

Во-вторых, маршевые дизели планируется оснащать газификаторами: они, по сути, служат катализатором для тех 10% вредных выбросов, которые все же присущи биотопливу.

Ламмерт де Вит, генеральный директор голландского стартапа Suwotec

Вместо того чтобы думать об очистке выходящих из двигателя газов, мы предлагаем сосредоточиться на том, что в него поступает. Если оптимизировать подачу топлива, состав горючей смеси и сам процесс горения, то выхлоп неминуемо станет чище. Разработанный нами газификатор с определенной частотой впрыскивает в цилиндры смесь жидкостей: часть этой смеси улучшает сгорание топлива, делая его более полным при пониженной температуре, что хорошо для двигателя, тогда как другая часть не сгорает в цилиндрах и начинает работать в выхлопе, где вступает в реакцию с нестабильными соединениями, обезвреживая их. Оставшиеся вредные вещества улавливает активный фильтр на выходе, и в целом газификатор позволяет снизить их содержание в выхлопе на 90%. Кроме того, в отличие от сажевых фильтров, он не повышает износ двигателя и сам не становится источником загрязнения по окончании эксплуатации

Таким образом, на выходе получается совершенно чистый выхлоп, который соответствует не только требованиям IMO Tier III, но и превосходит все будущие стандарты. Кроме того, это решение помогает экономить место, ибо громоздкие SCR-катализаторы не нужны, а компактные газификаторы, которые собираются использовать на Futura, сопоставимы по размерам с редуктором.

Для выработки электроэнергии инженеры предлагают использовать «кайтогенераторы». При правильном проектировании и эксплуатации эта довольно простая система оказывается энергетически выгодной и при наличии ветра может покрывать по крайней мере часть энергозатрат на борту. Принцип ее работы нехитрый: кайт выпускают в небо, за счет силы ветра он разматывает конец с барабана лебедки, которая сопряжена с генератором. Система контроля может управлять кайтом, чтобы он описывал в воздухе восьмерку, а когда конец выбран или ветер ослаб, приводит его в исходное положение. В случае двух кайтов один из них всегда находится в небе, и выработка электричества не прекращается.

Кстати, на вопрос о том, почему Vripack решила не связываться с солнечными батареями и водородом, Марникс и Барт ответили, что при КПД существующих панелей всего 23−25% на Futura недостаточно площади для получения нужного количества энергии, а водород, помимо высоких эксплуатационных рисков, требует установки сложного и очень габаритного оборудования.

Наконец, для хранения энергии Vripack выбрала необычные аккумуляторы на основе экологически нейтральных материалов от голландского стартапа Suwotec. В них используются соль, песок и листья (!) в сочетании с керамическими электродами. При сходной удельной энергоемкости они крупнее и тяжелее литиевых (27 кВт·ч/1 м3/€ 2700), зато дешевле, безопаснее, могут одновременно разряжаться и заряжаться, а также обладают длительным сроком службы без ограничений по количеству рабочих циклов.

Скептики наверняка скажут, что с таким набором «чудес» у Futura нет шансов воплотиться в материале, но во Vripack считают иначе. При всей «свежести» предложенной концепции она не относится к разряду фантастических проектов. По словам Марникса и Барта, все использованные в проектировании Futura технологии уже отработаны или находятся на последних стадиях разработки, и если составить список склонных к инновациям верфей, то первые десять из них вполне способны построить такое судно. А пока Vripack приглашает взглянуть на Futura с разных сторон в своей виртуальной галерее.

Дата:

20.05.2020

Текст

Антон Черкасов-Нисман

Фото

Vripack

Следующая статья

Королевство Тонга: путешествие во времени

Предыдущая статья

Interior Manager, или Ответственный за красоту

Новые материалы
Похожие статьи