Концепт Futura от Vripack: полный отказ от ископаемого топлива

Следующая статья

Королевство Тонга: путешествие во времени

Предыдущая статья

Interior Manager, или Ответственный за красоту

Инженеры и дизайнеры конструкторского бюро Vripack любят решать сложные задачки и получают от этого процесса подлинное удовольствие. В творческом сусле этой голландской «пивоварни» (так они сами называют свою студию!) беспрестанно зарождаются всевозможные новаторские идеи, которые находят отражение в текущих проектах и время от времени выплескиваются в виде весьма нетривиальных концептов. Так появилась Futura, которую Марникс Хоэкстра и Барт Баухаис, креативные директора Vripack, представили журналистам на виртуальной пресс-конференции.

Триггером для работы над этим концепт-проектом послужил запрос клиента, задумавшегося о строительстве суперяхты, способной обходиться без ископаемого топлива. Но это не значит, что прежде студия не смотрела в этом направлении.

«Мы воспринимаем актуальные тенденции как подводные течения, которые формируют мир и определяют поведение общества, — говорит Марникс Хоэкстра. — Не стоит путать их с сиюминутной модой: это фундаментальные процессы, обеспечивающие такие качественные сдвиги, как, например, переход на экономику с безотходным производством».

Во Vripack интуитивно осознают, что грядет новая волна, хотя не знают, когда и где нам доведется с ней встретиться. Но факт остается фактом: сдвиг в энергетическом секторе очевиден, двигатели будущего уже никогда не станут такими же, как двигатели прошлого, и «экологическая» повестка, давно занявшая в развитых странах одно из главных мест, останется с нами надолго. Можно возразить, мол, яхтенная индустрия — это неповоротливый кит, дрейфующий в океане жизни сам по себе, пока сухопутный мир занят своими делами. Однако это не совсем так. Вдохновленные опытом и достижениями Илона Маска инженеры Vripack понимают, что нужно начинать с чистого листа и облекать новаторские технологии в красивую оболочку, применяя гуманистический подход к дизайну.

Снаружи

Продумывая экстерьер Futura и задавая ее основные линии, дизайнеры хотели добиться того, чтобы издали вычислить длину яхты было очень сложно. Действительно, даже на картинках эта 66-метровая лодка легко потянет и на 80, и на 100 метров. Ее авангардная внешность с обилием органичных форм понравится прежде всего молодому, менее консервативному поколению, на которое и ориентировались во Vripack. Выпуклое остекление сравнительно короткой и приземистой надстройки придает ей форму кокона. Стеклянные стены (а местами и пол!) позволяют взгляду проникать сквозь помещения, отчего создается незабываемое ощущение пространства с массой необычных углов обзора.

Планировки палуб Futura далеки от привычных: на борту превалируют широкие центральные трапы, соединяющие своеобразные зоны отдыха, и очень необычно реализована разноуровневость. Например, свес над открытой обеденной зоной расположен на высоте полутора палуб, а прибывшие гости высаживаются с тендера не на узкую кормовую платформу, а в открытое лобби почти на уровне воды, где их встречает экипаж и откуда они сразу могут попасть в свои каюты на нижней палубе, миновав зону спа и спортивный зал. Vripack разрабатывала дизайн Futura с помощью инструментов виртуальной реальности, которые она взяла на вооружение одной из первых в яхтенной индустрии, не забыв обо всех первостепенных для безопасной навигации конструктивных моментах.

Внутри

Теперь главное: откуда яхта берет энергию для движения и в чем ее хранит? Vripack обозначила четыре ключевые технологии, которые позволят Futura оставаться полностью «зеленой».

Во-первых, в качестве горючего на яхте предполагается экологически нейтральное биотопливо (запас 100 т), которое позволяет на 90% снизить выбросы СО2 и SOx и NOx по сравнению с дизельным. Биотопливо давно производится в промышленных масштабах, и, по словам Марникса, им можно свободно заправиться, например, в порту Роттердама. А дальше дело за рынком: будет спрос — появится и предложение.

Во-вторых, для маршевых дизелей на борту планируется использовать газификаторы. Они призваны нагнетать в камеры сгорания смесь газов, часть из которых увеличивает полноту сгорания топливной смеси, а часть вступает в реакцию с несгоревшими твердыми частицами и, по сути, является катализатором для тех 10% вредных выбросов, которые все же присущи биотопливу. Таким образом, на выходе получается совершенно чистый выхлоп, который соответствует не только требованиям IMO Tier III, но и превосходит все будущие стандарты. Кроме того, это решение помогает экономить место, ибо громоздкие SCR-катализаторы не нужны, а компактные газификаторы, которые собираются использовать на Futura, сопоставимы по размерам с редуктором.

Для выработки электроэнергии инженеры предлагают использовать «кайтогенераторы». При правильном проектировании и эксплуатации эта довольно простая система оказывается энергетически выгодной и при наличии ветра может покрывать по крайней мере часть энергозатрат на борту. Принцип ее работы нехитрый: кайт выпускают в небо, за счет силы ветра он разматывает конец с барабана лебедки, которая сопряжена с генератором. Система контроля может управлять кайтом, чтобы он описывал в воздухе восьмерку, а когда конец выбран или ветер ослаб, приводит его в исходное положение. В случае двух кайтов один из них всегда находится в небе, и выработка электричества не прекращается.

Кстати, на вопрос о том, почему Vripack решила не связываться с солнечными батареями и водородом, Марникс и Барт ответили, что при КПД существующих панелей всего 23−25% на Futura недостаточно площади для получения нужного количества энергии, а водород, помимо высоких эксплуатационных рисков, требует установки сложного и очень габаритного оборудования.

Наконец, для хранения энергии Vripack выбрала необычные аккумуляторы на основе экологически нейтральных материалов от голландского стартапа SuWoTec. В них используются соль, песок и листья (!) в сочетании с графеновыми электродами. При сходной удельной энергоемкости они крупнее и тяжелее литиевых (27 кВт·ч/1 м3/€ 2700), зато дешевле, безопаснее, могут одновременно разряжаться и заряжаться (правда, медленно), а также обладают длительным сроком службы без ограничений по количеству рабочих циклов.

Скептики наверняка скажут, что с таким набором «чудес» у Futura нет шансов воплотиться в материале, но во Vripack считают иначе. При всей «свежести» предложенной концепции она не относится к разряду фантастических проектов. По словам Марникса и Барта, все использованные в проектировании Futura технологии уже отработаны или находятся на последних стадиях разработки, и если составить список склонных к инновациям верфей, то первые десять из них вполне способны построить такое судно. А пока Vripack приглашает взглянуть на Futura с разных сторон в своей виртуальной галерее.

Дата:

20.05.2020

Текст

Антон Черкасов-Нисман

Фото

Vripack

Следующая статья

Королевство Тонга: путешествие во времени

Предыдущая статья

Interior Manager, или Ответственный за красоту

Новые материалы
Похожие статьи