Выходим в сеть по-взрослому

Электроника и софт
Следующая статья

Проект Fincantieri Private Bay: пляж всегда с собой!

Предыдущая статья

Rolls-Royce Phantom дебютировал в Санкт-Петербурге

Суперяхты все чаще рассматривают не только как инструмент для отдыха, но и как постоянный мобильный дом на воде, откуда владельцы могут эффективно управлять своим бизнесом, не теряя связь с Большой землей. Но как на судне технически обеспечить стабильное и быстрое соединение с глобальной сетью?

О принципах организации доступа в Интернет рассказывают Кристиан Вестерс, управляющий директор голландской компании M2M Blue, и Якко Батавье, ее ведущий технический специалист.

Чем организация доступа в Интернет на крупных прогулочных судах отличается от таковой в больших зданиях?

Кристиан Вестерс: Принципиальное отличие — в море нет провода, по которому можно подвести Интернет. И если речь идет о судах с высоким уровнем сервиса, то наша главная задача в том, чтобы обеспечить соответствующее качество связи с глобальной сетью. Кроме того, если в здании возникла проблема с оборудованием, туда всегда можно отправить специалиста. С яхтами это не пройдет, поэтому необходимо дублировать все возможные точки отказа.

Кристиан Вестерс (слева) и Якко Батавье (справа)

Сколько роутеров обычно стоит на борту 80-метровой яхты и как организован доступ в глобальную сеть?

Якко Батавье: Мы используем специальные роутеры, рассчитанные на шесть SIM-карт, и, как правило, ставим два таких устройства. Если необходимо передавать еще больше данных, то можно сопрягать четыре роутера, получая пул из 24 SIM-карт. Важно, что интернет-шлюз при этом находится не на судне, а в нашем дата-центре в Нидерландах. Когда SIM-карта регистрируется в сети сотового оператора, мы по защищенному каналу направляем проходящие через нее данные в дата-центр, где можем объединять трафик от нескольких SIM-карт. Соответственно, скорость загрузки увеличивается пропорционально количеству SIM-карт, и емкости двух роутеров более чем достаточно, чтобы сотня людей во время вечеринки на борту могла выкладывать фотографии и видеоролики в социальные сети.

По какому принципу происходит выбор той или иной сотовой сети?

Якко Батавье: Для обеспечения высококачественной связи очень важно, чтобы подключение в роуминге осуществлялось не согласно общепринятому принципу договоренностей между операторами (steering roaming), когда SIM-карта выбирает заранее одобренные домашним оператором сети, а исходя из оптимальной соты. В роутерах мы используем наши собственные, не привязанные к конкретным операторам SIM-карты и сами определяем в дата-центре, где, когда и в какой сети они будут работать. На борту судна мы ставим усилители, которые «на лету» выбирают соту с наибольшей силой сигнала и наименьшей загруженностью, а специальное программное обеспечение позволяет регулировать соотношение стоимости роуминга и ширины канала. Дальше выбор за клиентом: если ему нужна высокая скорость и он готов за нее платить, мы можем это обеспечить.

Что изменилось после недавней отмены роуминга между странами Евросоюза?

Якко Батавье: Прямо сейчас, во время нашего интервью, я нахожусь в отпуске в Италии; мы с семьей приезжаем в это место уже второй раз. В прошлом году у меня был телефон с обычной голландской SIM-картой и экономичным роуминговым пакетом данных, и со связью не было проблем. Сейчас, когда многочисленные туристы из стран ЕС получили возможность путешествовать по домашним тарифам и не отключают передачу данных, скорость ужасная, местами не работает даже 2G. В итоге я вынужден использовать наши SIM-карты и платить за связь больше, зато с качеством связи нет проблем.

Есть ли у вас собственная статистика по среднему потреблению трафика на борту суперяхт и круизных лайнеров?

Кристиан Вестерс: Потребление сильно зависит от того, из какой страны пассажиры. Могу сказать, что 80 человек из США или Австралии во время круизов по Европе в среднем за сутки используют около 150 гигабайтов. Примерно 40% этого приходится на сервисы синхронизации, куда автоматически загружаются сделанные на их смартфоны фотографии. Треть тратится на Facebook и другие социальные сети, а оставшееся — на просмотр роликов с Youtube, скачивание документов и другие сервисы. На фоне прочих чартерных расходов этот трафик, полученный даже на максимальной скорости, не кажется дорогим. Но, как я уже говорил, если клиент предпочитает экономить на связи, мы можем установить любой баланс между расходами и скоростью доступа в Интернет.

Как осуществляется оплата трафика?

Кристиан Вестерс: Клиенты платят нам, а мы уже рассчитываемся с оператором, предоставившим роуминг. Тот факт, что ежегодно мы покупаем у них сотни терабайтов данных, позволяет нам торговаться и получать выгодные тарифы.

Что происходит, когда судно приходит в порт или, наоборот, уходит в открытое море?

Кристиан Вестерс: Технология Link balancing позволяет автоматически переключаться с мобильного Интернета 4G на высокоскоростной оптоволоконный канал, когда яхта у причала, или на спутники, если другие источники недоступны. В этом случае мы используем Ka-диапазон частот (26,5−40 ГГц), позволяющий передавать данные на более высокой скорости. При этом если на борту высокий спрос на Интернет, мы можем распределить два или три спутниковых источника по разным зонам. Например, в гостевые помещения трафик пойдет с одного спутника, а в каюты экипажа — с другого.

Если судно переходит из Европы в Южную Америку, а потом, например, в Индонезию, нужно ли менять SIM-карты в роутерах?

Якко Батавье: Нет, как правило, они остаются. Лишь в случае крайне специфических стран с очень высокими тарифами на роуминг мы прибегаем к тому, что заранее посылаем на судно SIM-карты определенных провайдеров.

Что насчет сетей пятого поколения (5G)?

Якко Батавье: Операторы уже активно тестируют новые сети, и мы готовы к их использованию. Для этого даже не нужно менять установленное на судне оборудование, поскольку мы используем модульные роутеры, где достаточно обновить 4G-модуль на 5G, не выключая устройство. Поскольку технология WiMAX не оправдала ожиданий, повышение скорости доступа в Интернет в ближайшие годы будет связано именно с переходом на сети 5G.

Какие механизмы вы применяете для ускорения загрузки, когда скорость соединения низкая?

Якко Батавье: Помимо усилителей сигнала, которые «вытягивают» из оптимальной соты все возможное, мы используем активную систему кэширования: в течение некоторого времени она хранит загруженный пользователями контент, включая пакеты обновления операционных систем. То есть когда выйдет iOS 11, ее достаточно загрузить в кэш один раз — и все пассажиры смогут обновить свои мобильные устройства даже при низкой скорости соединения.

В портфолио M2M Blue значится судно поддержки суперяхт Damen. Что это был за проект?

Кристиан Вестерс: Да, мы принимали участие в работе над Damen Game Changer, где стояла задача в режиме реального времени передавать всю информацию о состоянии ключевых узлов и агрегатов на верфь. Для этого понадобилось создать особые приборные панели, куда выводятся данные с многочисленных датчиков.

Возможно ли создать локальную сеть между материнской яхтой и судном поддержки, когда они путешествуют в паре?

Якко Батавье: Быстрый обмен файлами между двумя такими судами может быть очень важен для взаимодействия экипажей. За счет того, что трафик от обеих лодок сначала проходит через наш дата-центр, мы можем объединить их в сеть так, что члены экипажа не только будут иметь доступ к файлам, но и смогут посылать документы на печать на другое судно. Это совсем не сложно!

Дата-центр M2M Blue расположен в центре Нидерландов. Означает ли это, что все ваши клиенты выходят в Интернет с голландских IP-адресов?

Якко Батавье: В целом да: клиенты получают статический IP-адрес или диапазон «голландских» адресов. Но если представить ситуацию, когда появляются проблемы с доступом в Интернет на уровне страны, то мы можем почти моментально перевести их на немецкие или британские IP-адреса.

Интернет вещей (IoT) развивается колоссальными темпами. Какое применение он находит на суперяхтах?

Кристиан Вестерс: Прежде всего, Интернет вещей позволяет контролировать бортовые системы и удаленно управлять ими из одного места, например регулировать температуру воды в бассейне или отслеживать расход провианта, моющих средств и т.  д. Далее, телевизоры в гостевых каютах суперяхты — уже давно не телевизоры, а компьютеры, которыми можно управлять из дата-центра.

Дата:

13.10.2017

Текст

Антон Черкасов-Нисман

Фото

M2M Blue

Следующая статья

Проект Fincantieri Private Bay: пляж всегда с собой!

Предыдущая статья

Rolls-Royce Phantom дебютировал в Санкт-Петербурге

Новые материалы
Похожие статьи