Готовим лодку к навигации

Следующая статья

Где арендовать виллу, чтобы сохранять изолированность от других отдыхающих? Наши рекомендации

Предыдущая статья

«Прописка» яхты и компании на Британских Виргинских островах: разбираемся в нюансах

Навигация прогулочного флота уже началась, но вдруг остались еще те владельцы, которые не спустили свои лодки на воду. Тогда эта информация может быть им полезной — пусть не в этом году, так в следующем. И даже если вы не станете сами готовить лодку, она поможет вам при заказе и контроле работ, а также счетов за их выполнение.

Продолжительность светового дня максимальная, и многие водномоторники радостно предвкушают предстоящие плавания, короткие и продолжительные. Чтобы в период навигации лодка не подвела, требуется подготовить ее к жизни на воде: навести лоск, проверить корпус, электрику и механику, прочее оборудование. В общем, заняться матчастью. Конечно, работы на больших лодках отличаются от работ на лодках с подвесниками, но вы, уверен, разберетесь, что к чему.

Осматриваем корпус

Надеемся, что наши читатели — опытные судовладельцы и с осени выполнили все необходимые действия по мойке и ремонту днища, бортов и палубы. В этом случае объем работ минимален: снять защитный чехол (стояночный тент) или пленку, помыть лодку снаружи. При необходимости отполировать корпус, после чего обработать его защитным составом.

Лодки на воде у причала готовы к сезону

Если все же осенью при подъеме лодки из воды вы не обратили внимание на повреждение пластика или трещины в металле и увидели их только сейчас, без промедления приступайте к восстановлению, пока мастерские не перегружены заказами. Планируя заняться этим самостоятельно, выделите время на изучение технологии и отработку навыков судоремонта.

Проверьте необрастайку на днище и при необходимости обновите покрытие. Уделите внимание палубному настилу: восстановите его в тех местах, где оно истерлось или отслоилось. Натуральный тик может требовать пропитки (на ваше усмотрение), тогда как искусственные материалы менее капризны к уходу. Отполируйте релинг.

Для обслуживания понадобятся мойка высокого давления (днище, борта), полировальная машинка, губки, салфетки, лодочная химия. В крайнем случае можно обойтись ведром с водой и щеткой, но процесс растянется во времени.

Моем и полируем корпус и мотор перед выходом на воду

Тестируем электрику

Верните на место демонтированные осенью и уже заряженные аккумуляторы, мониторы, после чего приступайте к проверке электрооборудования. Пощелкайте тумблерами, убедитесь в исправности приборов, туманного горна, стояночных и ходовых огней, освещения кокпита, трюмных помп, насосов аэраторов. При необходимости замените перегоревшие лампы.

Включите картплоттер, эхолот, рацию, навигатор, автопилот и радар. Проверьте кнопки трима на рукоятке дистанционного управления (реже — на корпусе) подвесного мотора. После запуска мотора (на воде) проконтролируйте наличие зарядки от генератора.

Особое внимание — исправности электропроводки катера

Подключитесь к береговой розетке, чтобы протестировать работу преобразователя и устройств раздачи электропитания. Проверьте работу насосов танков черных и серых вод (конечно, если они есть), стеклоочистителей, вентиляторов и солнечных панелей, подводную подсветку кормовой платформы (при наличии), аудио- и видеосистемы.

Обнаружили проблемы? Вооружайтесь пробником, проводами, тестером и отправляйтесь на поиск утраченного или возникшего в неположенном месте контакта. Либо обратитесь к опытному судовому электрику.

«Оживляем» двигатель и движитель

Конечно, перед зимой вы поменяли все технические жидкости (если это потребовалось), прошприцевали подвеску мотора, проверили рулевые тросы и тяги либо исправность гидросистемы рулевого управления. Если нет — замените масла. Особое внимание редуктору. Будем надеяться, что в корпусе нет воды (хотя вы должны были проверить это после подъема лодки из воды).

Убедитесь в равномерной работе подруливающих устройств, транцевых плит, гидроподъема (для подвесного мотора). Приводы должны двигаться легко, без заедания и прососа воздуха в крайних положениях. Осмотрите топливные фильтры и сепараторы на предмет наличия влаги. Проконтролируйте «захлопки» в коллекторах стационарных двигателей.

Если при консервации заливали масло в цилиндры, отключите зажигание, вынув чеку, выверните свечи и прокрутите коленвал стартером. В случае консервации спреем эту операцию пропустите.

Если лодка оборудована двумя постами управления, проверьте работоспособность органов управления на каждом.

Гребной винт не должен иметь повреждений. Незначительные зазубрины на лопастях обстучите и поправьте напильником. При значительной деформации винт следует отправить в ремонт или установить новый. В транцевой колонке осмотрите гофры, у водомета — импеллер и зазор между обечайкой водовода, решетку водозаборника и подвижные части механизма реверса. Визуально убедитесь в отсутствии внешней деформации и повреждений подшипника Гудрича. Проверьте целостность анодов и при значительной коррозии поменяйте наиболее изъеденные накладки. Пока корпус на суше (в эллинге), устранить все эти неполадки значительно проще и дешевле, чем у причала.

Нелишним будет слить осадок из карбюраторов и отстойников, открутив пробки. Заправьте баки свежим топливом. Далее, уже спустив лодку на воду, можно подключать воду и запускать силовую установку. После запуска обратите внимание на выход из мотора/корпуса воды системы охлаждения: импеллеры насоса внешнего контура охлаждения нередко за зиму высыхают. Если двигатель не заводится, поищите причину и в сложной ситуации обратитесь к специалисту.

Палубное оборудование

Осмотрите якорное устройство (отдайте и поднимите якорь лебедкой), швартовное устройство, цепи и концы. Подкачайте кранцы. Убедитесь, что дельные вещи надежно закреплены. Проверьте пульты управления устройствами.

Приподнимите слани. Откройте аэраторы и рундуки. Если по осени все осушили правильно, плесени быть не должно, однако проветривание перед укладыванием вещей желательно. Проинспектируйте держатели спиннингов, стаканы и даунриггеры, чтобы во время первой рыбалки не заниматься их ремонтом.

Разверните тент. Даже если мягкие вставки сохранили прозрачность, а ткань чистая и без повреждений, наверняка найдется несколько клипс или застежек-молний, нуждающихся в замене.

Далее приступайте к расконсервации систем жизнеобеспечения. Промойте емкости для питьевой и технической воды от спиртовых консервантов, залитых перед морозами. Подключите плитку.

В кокпите отмойте дочиста штурвал, проветрите каюту, подсушите и пропылесосьте коврики. Кожу обработайте кондиционером, ткань — пенным очистителем. Проверьте петли, замки, механизмы складывания. Отполируйте остекление. Здесь пригодятся морские средства для мытья пластика и стекол, чистки хрома, жидкость для синтетических и кожаных поверхностей, салфетки, пылесос.

Комплектация и прочие проверки

После завершения подготовительных работ проверьте комплектацию судна согласно требованиям ГИМС. Уточните соответствие бортовых номеров правилам, обновите аптечку и огнетушитель, сосчитайте спасательные жилеты, найдите черпак и конец Александрова. Положите в запас литр или больше моторного масла и резервную канистру с бензином/дизтопливом.

Запас топлива никогда не помешает

Загляните в документы: не пора ли пройти техосмотр? Ведь штрафы увеличились на порядок. Если требуется, продлите договор шлюзования.

Если у вас трейлерная лодка, то чтобы добираться к дальним водоемам без происшествий, займитесь обслуживанием трейлера/прицепа. Проведите диагностику люфта в ступицах и приводе тормоза наката, осмотрите торсионы или рессоры, тормозные колодки, сцепное устройство, вкладыш носового упора, крепежные стропы и запасное колесо. Убедитесь в работоспособности электрического разъема и задних фонарей, целостности жгутов проводки и надежности крепления номерного знака. Проверьте ролики, ложементы и лебедку. Подкрасьте сколы защитного покрытия рамы.

Обслуживаем ступицы, тормоза, ложементы и ТСУ прицепа

Помимо отмеченного, проинспектируйте рыболовные снасти, восполните запас посуды, столовых приборов, запишите на флешку любимые фильмы и музыку…

Когда работы завершатся и лодка будет готова, останется лишь выйти на воду и получить ни с чем не сравнимое удовольствие от полета по водной глади под мерный звук мотора, вдохнуть свежий речной или терпкий морской воздух. Счастливого вам плавания!

Дата:

30.06.2020

Текст

Илья Илмарин

Фото

Илья Илмарин

Следующая статья

Где арендовать виллу, чтобы сохранять изолированность от других отдыхающих? Наши рекомендации

Предыдущая статья

«Прописка» яхты и компании на Британских Виргинских островах: разбираемся в нюансах

Новые материалы
Похожие статьи