Путешествие по Байкалу на Targa 44

Путешествия и чартер
Следующая статья

MBY как часть европейской истории

Предыдущая статья

Школа MBY: прокладка курса

Первое путешествие по Байкалу предпринято русскими в 1643 году. Тогда отправлен был из Якутска козацкий пятидесятник Курбат Иванов с 75 человеками, большею частью из промышленных. Они достигли только до острова Ольхона ‹…› и возвратились".

Записки Г. Спасского, 1821 г.

Почти 370 лет спустя мы отправляемся в путешествие по великому озеру-морю на катерах Targa 44.

Байкал притягивал людей красотой и природным богатством с незапамятных времен, занимая центральное место в их жизни и верованиях. Самое большое, древнее и глубокое озеро на планете находится недалеко от центра Азии и для европейского человека всегда было и остается диковинкой. Невозможно даже приблизительно представить себе его масштабы, не увидев Байкал своими глазами хоть однажды. Собираясь в путешествие, мы были заинтересованы не только познакомиться с этим чудом света, но и узнать, как и чем живут байкальские яхтсмены, а также выяснить, почему в этой акватории огромной популярностью пользуются именно катера-внедорожники Targa, которые создает финская верфь Botnia Marin.

Иркутское водохранилище

В Байкал впадает более 300 разных рек и ручьев, а вытекает из озера лишь одна Ангара. В середине 1950‑х годов по мере строительства Иркутской ГЭС в полусотне километров от ее истока происходило постепенное затопление долины Ангары, в результате чего образовалось Иркутское водохранилище или, как его называют местные жители, Иркутское море. Эта неглубокая, теплая, изобилующая заливами акватория идеально подходит для прогулок на катерах, в особенности на небольших лодках, которые не способны выходить в Байкал. На берегах водохранилища располагается значительная часть Иркутска с основными яхтенными стоянками, а северный берег Ангары до самого озера усеян поселками и базами отдыха, многие из которых имеют свои причалы. Именно в Иркутском море наиболее отчетливо виден потенциал Прибайкалья: яхтенный сезон здесь длится практически пять месяцев — с середины мая до середины октября, а большое количество солнечных дней и фантастическая природа располагают к отдыху на воде.

Заправки

В Иркутском водохранилище оборудованы две заправочные станции на воде (в районе Ново‑Разводная и рядом с базой МЧС в поселке Никола), а в южной части Байкала заправиться топливом можно только из автоцистерны по предварительной договоренности. Бензовоз от автомобильной заправки в районе поселка Сахюрта (Маломорская рыболовная станция, МРС) может доставить горючее практически в любую точку, где есть дорога. Эта услуга вполне официальная — стоимость доставки составляет 2 рубля за литр, а платить можно не только наличными, но и пластиковой картой. При том что на наших Targa 44 стояли баки повышенной емкости (2300 л против стандартных 1500 л), вопрос с горючим не стоял, и мы прошли весь маршрут на одной заправке.

Наше путешествие по Байкалу было организовано официальным дилером Targa в России — морским агентством «HT-Marine» — и иркутской яхтенной компанией «Шторм». Мы вышли из яхт-клуба «Иркут» на двух Targa 44, и путь по глади водохранилища до устья Ангары (56 км) занял около часа. Двигаясь в долине между высокими, поросшими густым лесом сопками, о приближении к озеру узнаешь не только по изменению цвета воды (из мутноватой бирюзовой она превращается в темную и кристально-прозрачную), но и по заметному падению температуры. В начале августа, когда позади две трети лета и воздух нагревается до плюс 30 °C, температура байкальской воды даже на поверхности составляет плюс 7−10 °C, и лишь мелководные заливы прогреваются до плюс 20 °C. Когда выходишь из Ангары в Байкал, сразу возникает желание натянуть свитер и, несмотря на палящее солнце, спрятаться от холодного воздушного потока в рубку, благо на Targa 44 она теплая, просторная и уютная.

Листвянка

Попадая на просторы батюшки Байкала, мало кто сохраняет невозмутимость и сдерживает восторг от величия открывающихся видов. На востоке самое большое озеро планеты охраняет древний горный массив Хамар-Дабан, а западную часть гигантской расщелины в земной коре формирует Приморский хребет. В самом глубоком месте толща воды составляет 1637 м, но сама Байкальская впадина гораздо глубже: донные осадки находятся на 7−8 км ниже уровня моря. Учитывая невероятную прозрачность воды (до 40 м), сложно свыкнуться с мыслью, что под днищем километровая пучина, когда эхолот стоящего в 200 метрах от берега судна показывает свои предельные 120−130 м. Исследование Байкала стоит начинать прямо у истока Ангары, где на мысе Лиственничном лежит старейший поселок Листвянка. Бывшее промысловое поселение ныне превратилось в туристический центр и своеобразную отправную точку для экскурсий по Байкалу. Искренне любивший северную русскую природу А. Чехов называл это место Северной Ялтой, а мне оно чем-то напомнило южный берег Франции, разве что пальмы здесь заменяют лиственницы, а вместо суперяхт вдоль берега снуют не менее белоснежные «Ярославцы», подвергшиеся всевозможным переделкам для удобства извоза туристов.

Кухня

Пожалуй, ведущую роль в меню практически всех прибрежных ресторанов и кафе играет рыба. На Байкале это прежде всего омуль, сиг и хариус, приготовленные на любой вкус. Непременно стоит отведать загудай (или сагудай) — филе омуля пряного посола, попробовать эту рыбу горячего копчения (обязательно свежеприготовленную) и холодного копчения (можно запастись в дорогу). Также вам предложат жареного или печеного омуля с брусничным соусом, сливками или драниками, хариуса в «пеленках» (в капустных листьях), костровую юшку и приготовленного разными способами сига.

Если вы предпочитаете мясо, то, помимо привычных европейских блюд, рекомендуем отведать национальные бурятские позы, или бузы — напоминающее манты блюдо из теста с молотым или рубленым фаршем. Популярным десертом здесь выступают лесные ягоды (брусника, голубика) с медом. Выбирая место для обеда или ужина, полезно посоветоваться с местными жителями, которые подскажут лучшие ресторанчики, где рыба и мясо всегда свежие. Мы по достоинству оценили ресторан «Прошлый век» в поселке Листвянка на набережной Байкала: заведение отличается не только хорошей кухней, но и своеобразным фолк-интерьером минувшего столетия.

Здесь стоит посетить лимнологический музей, прогуляться по набережной и заглянуть на местный рынок, где, наряду с национальными бурятскими поделками и сувенирами, вас будет ждать копченая рыба: непременный омуль, сиг, хариус и экзотическая глубоководная большая голомянка, на 35% состоящая из жира. Отойдя от берега, на траверзе Листвянки мы приняли ритуальное байкальское крещение — обязательное купание в ледяном озере, после которого каждый «новичок» должен выпить кружку забортной воды. Байкал, наверное, стал первым большим водоемом, из которого я пил воду, абсолютно не задумываясь, что она может быть загрязнена. Покупая сюда лодки, люди обязательно заказывают на верфи систему закачки забортной воды в питьевые баки.

Остров Ольхон и пролив Малое море

Заправившись горючим неподалеку от Листвянки и познакомившись с поселком, мы отправились в первый длинный переход к острову Ольхон. Расстояние до Ольхонских ворот — прохода между материком и островом, ведущего в пролив Малое море, — по воде составляет около 180 км. На Targa 44 в хорошую погоду это «плечо» можно пройти всего за три с небольшим часа, а со встречным ветром, нагоняющим волну, — за четыре. На этом участке Байкала достаточно интенсивное судоходство, и, наблюдая за проходящими лодками, мы не раз убеждались в том, что мореходность в этих местах крайне важна: все-таки водоем разряда «М». Стоит крутой короткой байкальской волне набрать высоту, как большинство глиссирующих катеров вынуждены резко снижать ход, и четырехчасовое путешествие может превратиться в мучительно долгое галсирование. Именно здесь внедорожные качества Targa 44 выходят на первый план: катер позволяет владельцам, которые ценят свое время, не только очень быстро и комфортно добраться до удаленных мест отдыха, но и вернуться обратно
в запланированный срок, какие бы сюрпризы ни выдавала погода.

Владимир Чеботарев

Я хожу на Targa 44 первый сезон, хотя это далеко не первый мой катер, и за два месяца с момента доставки лодки накатал уже более 150 моточасов. Практически каждый вечер мы с семьей выходим на Ангару, в Иркутское водохранилище, а на выходные уходим на Малое море или в Чивыркуйский залив. Я специально заказал для 370-сильных моторов транцевые колонки, так как каждый год глубины в мелководных заливах меняются из-за наносов и перемещения песка. Поскольку у меня трое маленьких детей, при выборе катера вопрос их безопасности стоял для меня очень остро. На Targa 44 широкие боковые проходы и высокий фальшборт, поэтому за детей я спокоен. Моя десятилетняя дочка Даша за штурвалом с четырех лет и сейчас уже полностью справляется с обязанностями капитана, разве что в навальный ветер пока швартуется еще неуверенно. Чтобы контролировать с поста управления происходящее в кормовом кокпите, я установил камеру видеонаблюдения, которая выводит картинку на большой телевизор в салоне. Путешествуя по Байкалу, я убедился, что отличная мореходность и хороший запас хода здесь гораздо важнее внешней показухи. Люди до сих пор покупают лодки, предназначенные для теплых стран с развитой инфраструктурой, а потом мучаются бочками на корме и небезопасной дозаправкой на ходу. Если взять 40‑футовый быстроходный катер, то комфортный запас топлива для Байкала составляет 2−2,5 тонны, и Targa 44 с максимальной скоростью 35 узлов здесь является «золотой серединой» (800 километров при любой погоде). Это отличное семейное судно, которое обеспечивает нам великолепный отдых, и я очень жду, когда верфь создаст 50-футовую модель.

На пути к Ольхону в 80 километрах от Листвянки расположено одно из удивительнейших мест Байкала — обрамленная скалами-колокольнями, поросшая соснами и лиственницами на ходульных корнях бухта Песчаная, где в жаркие летние дни песок раскаляется так, что невозможно стоять босым. Здесь стоит искупаться или хотя бы остановиться на обед, поскольку магическая красота сказочного места буквально завораживает.

Остров Ольхон и отделяющий его от материка узкий пролив Малое море — самый настоящий байкальский курорт, куда стягиваются люди со всех концов страны. Турбазы соперничают между собой за лучшие места на склонах сопок, среди деревьев, как грибы после дождя, вырастают палаточные лагеря «дикарей», между бухтами и островами снуют лодки рыбаков и отдыхающих, но места хватает всем, и встать на якорь вдали от суеты вполне возможно. Вода в местных бухтах значительно теплее, поэтому мы провели здесь почти два дня, купаясь, катаясь на вейкборде и совершенствуя мастерство обращения со спиннингом. Жить на борту Targa 44 очень комфортно: просторная рубка по вечерам превращается в кают-компанию, а уютные большие каюты и два гальюна обеспечивают все потребности путешественников.

Заповедники

На берегах Байкала находятся два национальных парка: Прибайкальский (от южной оконечности озера до Малого моря, включая остров Ольхон) и Забайкальский (в него входит Чивыркуйский залив, полуостров Святой Нос и архипелаг Ушканьи острова). Кроме парков, есть три заповедника: Байкальский на восточном берегу, старейший в России Баргузинский на северо-востоке и Байкало-Ленский на северо-западе. Разовый заход судов на территорию национальных парков стоит от 100 до 4500 рублей в зависимости от водоизмещения и длины, а стоянка на территории более суток — от 200 до 2200 рублей в сутки. Заход в заповедники возможен только по предварительному согласованию.

Район Ольхона издавна считался у коренных жителей священным местом: буряты верят, что на острове живут духи Байкала, с которыми связывают легенды, а последователи пришедшего на смену шаманизму ламаизма (форма буддизма) возвели на соседнем маленьком островке Огой культовую ступу Просветления. Ольхон — территория поразительных контрастов: всего 48 дней в году солнце здесь скрыто за тучами, но при этом рядом, в Сарминском ущелье, зарождается самый разрушительный байкальский ветер Сарма. Потоки холодного арктического воздуха с Приленской возвышенности попадают в природную аэродинамическую трубу и разгоняются до 60 м/с, вызывая страшные бури в Малом море, способные пустить ко дну даже крупные суда.

Чивыркуйский залив

Пожалуй, это второе по популярности место на Байкале, куда стремится попасть каждый путешествующий по озеру человек. На восточном берегу Байкала находится крупный полуостров Святой Нос, соединенный с материком небольшой перемычкой, по обеим сторонам которой расположены два мелководных, а значит, теплых залива: Баргузинский на юге и Чивыркуйский на севере. В отличие от Малого моря и Ольхона, сопки здесь густо покрыты смешанным лесом из лиственниц, кедров и берез, а выходы скал на берегу перемежаются с заболоченными участками и пляжами с мелким светлым песком. Переход от Ольхонских ворот до бухты Змеиной в Чивыркуйском заливе по хорошей погоде занял у нас три часа, причем идти можно как по Малому морю, так и по мористой стороне Ольхона — оба маршрута невероятно интересные и живописные. Проходя между Святым Носом и Ушканьими островами, стоит остановиться и понаблюдать в бинокль за удивительными и осторожными байкальскими нерпами, которые в погожие дни оккупируют галечные пляжи архипелага и нежатся под солнцем. Следует помнить, что подходить к Ушканьим островам ближе, чем на три километра, запрещено, так как это природоохранная территория, за которой следит вооруженная охрана.

Одна из главных достопримечательностей Чивыркуйского залива — прибрежные термальные сероводородные источники в бухте Змеиной. На Байкале, как и в Скандинавии, широко распространена швартовка носом к берегу, но на этот случай на борту нужно иметь спускаемый трап. Мелкие бухточки Чивыркуйского залива буквально кишат рыбой (елец, сорога, окунь), а рыбалка на щуку здесь считается лучшей на Байкале.

Факт

Длина:
636 км

Ширина:
79,5 км

Площадь:
31 722 кв. км

Длина береговой линии:
2000 км

Средняя глубина:
744 м

Максимальная глубина:
1637 м

Возраст:
20–25 млн лет

Яхтенная инфраструктура

На водохранилище в Иркутске действуют несколько относительно крупных яхт-клубов, среди которых «Бриз», «Иркут» и «Московский причал», предназначенных для судов длиной от 10 до 25 м. Стоимость стоянки у понтона с береговым питанием варьируется и составляет около 80 000 руб. за сезон вне зависимости от размеров судна (я/к «Иркут») или 1200 руб. за погонный метр в месяц (я/к «Бриз»). Кроме того, на Иркутском море находится несколько стоянок для лодок длиной 5−7 м. Зимнее хранение судов в отапливаемых ангарах обходится в 450 руб./м² в месяц. В Иркутске действуют сервисные центры Volvo Penta и Mercury, поэтому проблема с запчастями и обслуживанием двигателей не стоит. Практически все базы отдыха в Малом море имеют собственные причалы (без берегового питания), где ночь стоянки стоит около 500 рублей, а переночевать у пирса в поселке Сахюрта (МРС) можно бесплатно.

Воспользовавшись случаем, пока попутчики с головой погрузились в охоту за рыбой, я отправился прогуляться по тайге и был поражен обилием бурундуков, которые сновали рядом с тропинкой, деловито собирая запасы на зиму и не обращая на человека особого внимания. Тайга здесь тихая и — за счет разнообразия растений — невероятно живописная, однако стоит помнить о том, что это медвежий край, и соблюдать осторожность, поскольку косолапые любят бродить по берегу, особенно весной и в начале лета.

Александр Савинок

Большие расстояния — основная особенность путешествий по Байкалу. Переходы здесь, как правило, не меньше 100 км, а зачастую путь в один конец составляет 300−400 км, поэтому во главе угла стоят запас топлива, скорость и надежность. Раньше я ходил на транцевых колонках, а теперь мне очень нравятся днищевые колонки IPS: при крейсерской скорости порядка 52 км/ч мне хватает топлива даже на дальние походы. За два с половиной сезона я находил около 500 часов и уже рассказывал читателям MBY о том, как попадал на своей Targa 44 в серьезный шторм с колоссальными волнами, снегом и температурой ниже нуля, когда лодку просто заливало со всех сторон (MBY № 2 (8)). В какой-то момент я уже был готов идти лагом к волне к берегу и, подгадав волну, положить катер на грунт. Осмотрев лодку после шторма, я не нашел ни единого выпавшего винтика, и с тех пор доверяю ей. С такой «ходовкой», как у Targa 44, Байкал стал для меня маленьким, и альтернативы среди катеров этого типа и размера у нее
на сегодняшний день нет.

Возвращение

На обратном пути к Ольхону нас поджидало испытание: ночью небо затянуло тучами, над Байкалом пылали зарницы, а к утру поднялся сильный южный ветер, срывавший с сопок рваные клочья облаков. Едва мы вышли из Чивыркуйского залива и повернули к Ушканьим островам, стало ясно, что полутораметровая волна грозит превратить трехчасовой переход в затяжное путешествие. В другой ситуации разумнее всего было бы вернуться назад и переждать непогоду, наслаждаясь горячими минеральными ваннами, но билеты на самолет жестко ограничивали наше время. Было принято решение идти в шторм, и тут Targa 44 показала, на что она способна в деле. Капитан выбрал оптимальный курс по отношению к ветру и волне, и мы уже смирились, что придется уныло тащиться до Малого моря пять-шесть часов, гадая, успеем ли на рейс. Однако все обернулось иначе: капитан раскрутил моторы, набрал крейсерскую скорость и как ни в чем не бывало повел катер к дому. Я был готов вцепиться в поручни и терпеть кошмарный слеминг, от которого неминуемо начнет болеть голова, но и этого не произошло: корпус отрабатывал «на отлично», а мы спокойно двигались в рубке, пили чай и фотографировали разыгравшуюся стихию…

Байкальские ветры

Баргузин — северо-восточный ветер, дующий поперек Байкала в средней части озера и приносящий устойчивую солнечную погоду.

Култук — северо-восточный ветер
в южной части озера, несущий штормы
и дождливую погоду.

Сарма — мощный ветер с Приленской возвышенности.

Шелоник — воздушные массы, скатывающиеся в юго-восточном направлении с хребта Хамар-Дабан.

Ангара — ветер из долины одноименной реки.

Горная — сильный внезапный северо-западный ветер в южной оконечности озера.

Глубник — юго-западный ветер.

Сивер — северный ветер.

Я уже не первый день вспоминаю наш удивительный байкальский поход: величественное священное озеро, которое хоть раз в жизни должен увидеть каждый; холмистые степи со стадами коров и лошадей; полную жизни тайгу, приветливых, интересных людей и отличный катер Targa 44, который помог нам повидать всю эту красоту. Байкал — это маленькое море, которое невозможно узнать и понять за один раз. Он исполнен жизненной энергии и щедро делится ей с путешественниками, превращая в друзья любого коснувшегося его воды человека. А что может быть дороже такого друга?

Навигационная обстановка и связь

Поскольку акватория озера характеризуется большими глубинами, навигационные знаки здесь практически отсутствуют. «Судоходство производится без компаса, по направлению к берегам, которые со всех точек видны», — пишет Г. Спасский в «Сибирском вестнике» от 1821 года. Действительно, днем в ясную погоду ходить вдоль берега можно по визуальным ориентирам. Ночную навигацию облегчают береговые огни (маяки), однако передвигаться в темноте вблизи береговой линии без картплоттера, радара и тепловизора нужно крайне осторожно из-за большого количества банок и других судов. Общим каналом УКВ‑связи является 5‑й. Интересно, что на Байкале расстояния традиционно оцениваются в километрах, а скорость в километрах в час, а вот мили и узлы совершенно не популярны.

Дата:

22.08.2011

Текст

Антон Черкасов

Фото

Игорь Дремин, Роман Романишин, Антон Черкасов

Следующая статья

MBY как часть европейской истории

Предыдущая статья

Школа MBY: прокладка курса

Новые материалы
Похожие статьи