Экстремальная экспедиция «Пангея»: когда нет ничего невозможного

Путешествия и чартер
Следующая статья

На траверзе — Бретань

Предыдущая статья

Комфорт + Скорость

В декабре в королевском яхт-клубе Монако прошло торжественное завершение четырехлетнего проекта «Пангея» — экстремальной экспедиции по всем океанам и континентам Земли под руководством легендарного путешественника Майка Хорна. Познакомившись с ее участниками, мы постарались понять, в чем соль «Пангеи».

Прежде чем отправиться в экстремальную экспедицию Pangaea по закоулкам планеты вместе с группой подростков, Майк Хорн неоднократно испытывал себя в суровых одиночных экспедициях. Среди них Latitude Zero — кругосветка длиной в 40 000 км по экватору без использования моторной техники — и путешествие Arktos вокруг Северного полярного круга длительностью 27 месяцев. Майк покорял восьмитысячники без кислородных баллонов, достигал Северного полюса на лыжах в полярную ночь и провел в экспедициях 25 лет своей жизни. Человека с таким послужным списком едва ли назовешь обычным, поскольку так закалить тело и характер удается лишь единицам.

Майк — человек действия, и представить его другим невозможно. Он родился спустя ровно столетие после «Наполеона полярных стран» Руаля Амундсена, который еще в детстве стал его кумиром. Ночи напролет маленький Майк читал с фонариком дневники Амундсена — он по-своему переживал его экспедиции и старался находить собственные решения для встававших перед полярниками проблем. Отец Майка, профессиональный регбист, с детства прививал мальчику привычку к атлетическому образу жизни, однако вместо олимпийских игр Майк попал на войну в Анголу. В отборочном лагере подразделений спецназа в его «призыве» оказалось полторы тысячи человек; спустя несколько месяцев изнурительных тренировок и жесткого отбора из них осталось лишь пятеро, среди которых был и Хорн. Он единственный из этих пятерых смог вернуться живым после всех заданий, а профессиональная военная подготовка оказалась базовым навыком для выживания в будущих экспедициях. С тех пор девизом Майка стало «Нет ничего невозможного», и своим примером он уже который раз доказывает это.

«Пангея» не похожа на типичную кругосветку

Свое название масштабная четырехлетняя экспедиция получила от имени гигантского доисторического материка Пангея, который омывался океаном Панталасса и некогда объединял все существующие ныне континенты. Майк давно вынашивал идею подобного проекта: странствуя по планете, он неминуемо сталкивался с губительным влиянием человечества на окружающую природу и однажды понял, что может использовать свой колоссальный опыт путешественника для привлечения внимания общества к экологическим проблемам. «Майк не любит, когда его экспедиции принимают за простые поездки за адреналином и красотой, — рассказывает участница индийского этапа „Пангеи“ Елена Киселева. — Для него очень важна высшая цель, будь то испытание человеческих возможностей в одиночных походах или образовательный компонент в нашей экспедиции». Немалую роль в сохранении существующих экосистем, по мнению Хорна, могут сыграть дети, а для этого им необходимо показать все головокружительное многообразие ландшафтов, биогеоценозов и мест, где присутствует жизнь на Земле. Жизнь — это вода, а значит, в путешествии между осколками Пангеи не обойтись без подходящего судна.

Майк давно мечтал о настоящей океанской яхте и четко знал, какой она должна стать. Поэтому к началу экспедиции у него была готова 35-метровая высокотехнологичная парусная лодка с корпусом ледового класса. Создать ее было непросто. Когда Хорн впервые пришел со спецификациями Pangaea к своему главному спонсору, Mercedes-Benz, ему вежливо отказали в финансировании, сославшись на то, что он живет фантазиями и организовать подобное масштабное путешествие с подростками, равно как и построить судно за год, у него не выйдет. Но Майк не из тех, кто смиренно принимает отказы. Знакомые по тренировочным лагерям спецназа в Бразилии помогли ему выйти на верфь Equipe Thierry Stump в Сан-Паоло, где можно было сварить корпус, после чего он начал искать для него материал — морской алюминий. На металл требовалось около € 3 млн, на тот момент у Хорна не было ни цента на яхту, и он обратился к владельцу алюминиевого завода с просьбой дать металл в кредит. После знакомства с биографией путешественника в Интернете тот согласился, но поставил условие: если в течение полугода с момента готовности лодки материал не будет оплачен, то Pangaea отходит кредитору. Затем Майк начал набирать рабочих, зачастую нанимая народ прямо с улицы. Для людей, давно работающих в яхтенной индустрии, это звучит дико, но для Хорна на тот момент это был путь решения проблемы. Нет толковых сварщиков по алюминию? Что ж, их можно обучить. И Майк вызывает на два месяца в Бразилию своего друга, профессионала в этом деле. Нечем платить зарплату? Люди работали за еду и за честное слово Майка, гарантировавшего выплатить все задолженности позже. С фотографиями готового корпуса Майк снова едет в офис Mercedes-Benz, где ставит вопрос ребром, подкрепляя тезис «о невозможности» живыми иллюстрациями, и немцы соглашаются финансировать ориентированный на экологическое образование «зеленый» проект.

Лодку построили всего за 9 месяцев, и обошлась она сравнительно недорого

Корпус Pangaea выполнен из годного для переработки алюминия; на борту установлены экономичные двигатели Mercedes-Benz BlueTec OM457LA (конвертацию под морские условия выполнила бразильская компания Megatech) со сведенной к минимуму вредностью выхлопа; экологичные источники электроэнергии — фотоэлектрические панели плюс ветряк на корме. Корпус специально оставили неокрашенным, а главную палубу покрыли бразильским тиком для безопасности. Площадь парусного вооружения составила 600 квадратных метров, а наиболее важное оборудование вроде навигационных систем, генератора и опреснителя продублировано на случай непредвиденного выхода из строя. Снабженная подъемным килем лодка должна не только справляться со штормами, течениями и льдами, но оставаться инструментом общения с миром даже на краю Земли, ведь «Пангея» — в первую очередь образовательный публичный проект, а не одиночная кругосветка. Для этого на борту яхты предусмотрена кают-компания на 18 человек и современный медиацентр, откуда передаются фото- и видеорепортажи, а также ведется онлайн-дневник путешествия.

Благодаря упорству и нестандартному мышлению Хорна яхту построили всего за 9 месяцев, и она обошлась почти в 5 раз дешевле, чем предлагали известные верфи, собиравшиеся выполнить заказ за три года! К побережью Атлантики Pangaea везли на гигантском военном трейлере (таких в стране было всего несколько штук) в сопровождении полиции, по дороге разбирая низкие мосты, а Майк в это время находился на борту и занимался доделкой мелочей. После этого он в одиночку перегнал лодку в Европу, сходил на «тест-драйв» в Гренландию и, вернувшись во Францию, нашел первого члена экипажа. Им стал 21-летний француз Тристан, присутствовавший на презентации проекта в одном из яхт-клубов. Вечером он объявил Майку (говорящему на пяти языках!) о своем желании отправиться с ним, добавив, что не владеет английским и не имеет навыков яхтсмена. В ответ он услышал: «Если ты действительно хочешь пойти со мной, будь завтра на борту в восемь утра». У Тристана оставалась ночь, чтобы уволиться с работы, объяснить ситуацию родителям и своей девушке, и на рассвете он уже гнал в марину на машине, которая… сломалась по пути. Добравшись на попутках, парень буквально влетел на пирс и запрыгнул на уже отходившую яхту в 8.15. В тот день ему повезло — обычно пунктуальный Майк задержался на четверть часа. Уже четыре года Тристан ходит с ним по океанам и за это время успел стать высококвалифицированным профессиональным яхтсменом.

Экспедиция стартовала в октябре 2008 года из Ушуайи (Огненная Земля). «Пангея» не была похожа на кругосветку в привычном для яхтсменов понимании: сменяющие друг друга группы школьников и студентов проходили различные этапы экспедиции на всех материках и участвовали в некоторых морских переходах, однако между ключевыми точками маршрута яхту перегоняли 2−3 члена экипажа.

«Подростки!?» — спросите вы. Да, Хорна неоднократно пытались отговорить от затеи экстремальных путешествий с подростками, однако он настаивал на своем, уделяя колоссальное внимание их подготовке и обеспечению экспедиций, в ходе которых не было ни одного сколько-нибудь серьезного несчастного случая.

Майк Хорн

Воплощение «Пангеи» оказалось успешным, хотя многие до последнего момента в это не верили. От года к году активность вокруг проекта нарастала, и мне приятно, что побывавшие в экспедиции молодые люди продолжают начатое мной дело в области экологического образования и социологии. Они работают в развивающихся странах, читают лекции в школах и университетах, создают общественные организации, а значит, мои усилия потрачены не зря. В планах на будущее у меня стоит «Панталасса» — еще более масштабный проект, в котором будет задействован 55-метровый катамаран с научными лабораториями на борту (его я тоже собираюсь построить за год!) и учебные центры в разных частях света. Я хочу привлечь к экологическим проблемам планеты не только ученых, но и бизнесменов, показавим через «Панталассу» мир таким, каким его вижу я.

«Я попала в этот проект отчасти благодаря социальным сетям, — рассказывает участница похода к Северному магнитному полюсу московская студентка Мария Баранова. — Увидев фотографии из прошедшего в Индии этапа, я зарегистрировалась на сайте Майка и оставила заявку на участие в экспедиции на Камчатку. Однако на тот момент мне уже исполнился 21 год, а возрастные рамки участников ограничивались 20 годами. Все мои попытки убедить организаторов, что один год ничего не решает, потерпели неудачу, и на Камчатку я не поехала. Но для следующей точки „Пангеи“ — Северного магнитного полюса — я уже проходила по возрасту (ограничение до 22 лет). После предварительного отбора по анкетам настала очередь видеопрезентации, где претендентам предлагалось рассказать о себе. Я сразу поняла, что это не должен быть банальный рассказ в глазок объектива, и мы с друзьями использовали креативный подход в виде интервью с белым медведем. Представляете: сработало!»

По итогам предварительного отбора Майк приглашал 16 претендентов на каждый этап экспедиции в тренировочный лагерь «Пангеи» в швейцарских Альпах, где он вместе в командой профессионалов по выживанию учил ребят спать на льду, ставить палатки в метель, передвигаться по джунглям, пустыням и находить выход из, казалось бы, патовых ситуаций. Именно там Хорн выбирал 8 участников, которым предстояло побывать на Антарктическом полуострове, в Индонезии, Новой Зеландии, Индии, Непале, Китае, в Сибири и на Северном магнитном полюсе, в Южной Африке и Амазонии, США и Канаде. «В лагере нас ждала не только строгая медкомиссия и изнурительные тренировки, — поясняет Маша. — Тяжелее всего было проходить всевозможные тесты на выносливость, причем не только физическую, но и психологическую. Если ты не выкладывался на честные 120%, то появлялся серьезный риск не пройти отбор. А кто-то добровольно оставлял борьбу из-за личных принципов, как, например, один мальчик-вегетарианец, отказавшийся есть животную пищу, без которой в Заполярье не выжить».

Познавая жизнь путешественника и первопроходца, молодые люди в первую очередь узнавали себя. Бывало, что сильные телом не выдерживали и ломались, а слабые, наоборот, показывали силу духа перед лицом новых испытаний. После соответствующей подготовки участники уверенно преодолевали 200-метровые отвесные стенки на Баффиновой Земле, прыгали вслед за Майком в мутные воды Риу-Негру (крупнейший приток Амазонки); волокли сани по ледовым пустыням Арктики, где любая неучтенная мелочь может стать фатальной.

Часы для «Пангеи»

Специально к началу экспедиции один из спонсоров «Пангеи» часовая мануфактура Panerai выпустила специальную модель совмещенных с глубиномером часов Luminor 1950. Panerai, известная своимиспортивными высокотехнологичными инновационными часами, предложила Майку Хорну использовать в путешествии Luminor 1950, чтобы испытать их на предмет стойкости и функциональности.
Диаметр монолитного титанового корпуса часов составляет 47 мм, как у классических моделей Luminor с глубиномерами. Прибор питается от литиевой батарейки, гарантировано снабжающей
энергией электронный модуль на протяжении 500 часов. Для безопасности часы оснащены механизмом предупреждения о разрядке аккумулятора. В этом случае, стрелка, будучи активированной, медленно перемещается от положения Off к нулю, затем так же медленно возвращается в положение Off, и все функции глубиномера блокируются. Luminor 1950 выпускается ограниченным изданием, в комплект часов входят два фирменных ремешка: резиновый с традиционной крупной застежкой из матовой стали и логотипом завода Panerai и запасной — для надевания поверх гидрокостюма.

«В бою оказалось тяжелее, чем в учении, — смеется Мария. — Свой первый торос с 50-килограммовыми санями за спиной при собственной массе тела всего 54 кг я преодолевала 40 минут со слезами на глазах. Сложно сказать, пошла бы я сейчас на подобный подвиг, зная об этом заранее. Там, всего в сотне километров до цели, многим из нас пришлось принять, быть может, самое серьезное решение в жизни. В тот день Саския, самая тренированная среди нас девушка из Германии, решила на пару часов снять солнцезащитные очки и получила ожог глаз. Ослепнув, она не смогла идти, поэтому пришлось разбить лагерь в надежде, что на следующий день ей полегчает. Но зрение не возвращалось, психологически она была сломлена, и стало ясно, что ее нужно отправлять назад. Майк вызвал самолет и сказал, что с пострадавшей придется отправиться половине группы, так как на полюсе вызов второго рейса потребует больших незапланированных расходов. Он дал нам, молодым, час на то, чтобы решить, кто сходит с маршрута, а кто остается. Большинство было на стороне Саскии, и лишь мы с китайцем Феликсом твердо решили идти до конца, поскольку знали, что ничем не можем ей помочь, да и совесть не позволяла мне отказаться от мечты. Когда ребята улетели, мы узнали от Майка, что он ждал от всех нас борьбы за место в экспедиции, за свою мечту и был готов оплатить дополнительный перелет, если бы мы хором отказались улетать с Саскией. Это может показаться немного жестоким, но Майк тогда поступил справедливо, дав нам возможность самим сделать выбор».

За время путешествия с участниками «Пангеи» происходило много неожиданных событий, которые сложно было предугадать. Однажды утром на якорной стоянке близ одного из Андаманских островов ночевавшие на палубе члены экипажа обнаружили, что судно и они сами покрыты сантиметровым слоем черного песка, будто племя туземцев поднялось с берега на борт, не помыв ноги. «Как раз заканчивалась моя ночная вахта, — рассказывает Елена Киселева, — и я собралась будить американку, которая должна была меня сменить. Она уже не спала, и мы с удивлением обнаружили, что яхта засыпана пеплом и песком». Оказалось, ночью на острове началось извержение вулкана, который каждые 6−7 часов выплевывал из темного чрева фонтаны огромных валунов и пыли. Интересно, что видимость в океане при этом оставалась поистине фантастической, и путешественники исследовали с аквалангами восстанавливающиеся после цунами 2004 года морские сообщества. Не менее захватывающим оказалось и зрелище морского пира во время миграции сардин в Тихом океане на пути к Японии. Вода на сотни метров бурлила, словно кипяток, в котором тунцы, птицы, дельфины и киты, казалось, наедались на всю жизнь.
Из таких эпизодов у людей складывается представление о многообразии нашего мира, из них состоит сама жизнь и приходит понимание многих вещей, недоступное в суете повседневности. «Пангея» — лишь инструмент, способный установить тонкую связь между обитателями каменных и настоящих, живых джунглей, и воспользоваться им может каждый. Нужно только очень захотеть.

Досье Pangaea

Год постройки:
2007.

Длина:
32,85 м

Ширина:
9,00 м

Осадка (по килю):
2,23–5,95 м

Водоизмещение:
125 т (полное)

Двигатели:
2 × Mercedes-Benz (440 л.с.)

Общая площадь парусов:
593 кв. м

Дизайн:
Майк Хорн/Equipe Thierry Stump

Дата:

24.11.2013

Текст

Дмитрий Шаромов, Антон Черкасов

Фото

Дмитрий Шаромов

Следующая статья

На траверзе — Бретань

Предыдущая статья

Комфорт + Скорость

Новые материалы
Похожие статьи