Неизвестные Сейшелы

Путешествия и чартер
Следующая статья

Юлия Скопцова, директор по продажам компании Smart Yachts, о работе яхтенного брокера

Предыдущая статья

Прогресс движителей: пропульсивные системы современных яхт

Рыбаки и яхтсмены — из тех людей, которые в поисках приключений готовы забираться в самые далекие уголки планеты. Например, на дальние атоллы Индийского океана.

Большинство побывавших на Сейшелах людей видели лишь малую часть архипелага — Внутренние острова: центральный остров Маэ и расположенные поблизости Праслен, Ла-Диг, Силуэт и другие… Все они, общим числом около сорока, гранитные, высокие и освоенные: здесь живет большинство населения и сосредоточена основная инфраструктура.

Куда сложнее добраться до Амирантских и Внешних островов (их более шестидесяти), удаленных от Маэ на приличное расстояние. Это несколько групп коралловых атоллов, возвышающихся над уровнем моря не более чем на 4−8 м. Постоянных жителей там немного, большинство атоллов вовсе необитаемы. На некоторых есть взлетно-посадочные полосы, на остальные добраться можно лишь на лодке с «освоенных» атоллов или прийти на яхте.

Внешние атоллы Сейшел все еще очень дикие, хоть и находятся относительно недалеко от цивилизации

Правда, из-за пиратов до недавнего времени это было довольно рискованным мероприятием. По этой причине с 2008 по 2012 год Внешние Сейшельские острова были закрыты для официального туризма и яхтинга. Владельцы собственных яхт, разумеется, были вправе рисковать, а вот чартерные компании категорически запрещали клиентам уходить за пределы Внутренних островов.

Сегодня ситуация другая: яхтинг стал безопасным. Более того, на архипелаг начинают обращать пристальное внимание «сливки» мирового чартерного флота — суперяхты. О том, что происходит сейчас на дальних рубежах Сейшел, MBY рассказал Франсуа Бота — рыбак, фотограф и опытный гид по атоллам.

Как попасть на атоллы?

Инфраструктуры для яхт и тем более суперяхт на Сейшелах пока нет нигде, кроме центрального острова Маэ, где находится столица государства — Виктория. Здесь есть большой порт, сухой док и яхтенный сервис. Прямо в порту можно закупить все необходимое или нанять местный персонал. А вот уходя с Маэ, придется иметь дело с компаниями, которые получили концессию на те или иные острова и атоллы.

Дело в том, что несколько лет назад власти Сейшел объявили тендеры на развитие этих удаленных территорий. Большинство сейчас находится под крылом полугосударственной Islands Development Company (IDC), которая контролирует авиасообщение, создание инфраструктуры, поставки и вообще любую деятельность на атоллах. Есть и другие компании, например Alphonse Fishing Company или Four Seasons Group. Так или иначе, яхтсменам, желающим посетить Сейшельские атоллы, будет необходимо с ними контактировать на предмет стоянки, высадки и любой активности — от дайвинга до рыбалки.

Франсуа Бота, рыбак, фотограф, директор по развитию Yokanga Lodges (Кольский п-ов, Россия)

Карьеру гида на Сейшелах я начал в 2007 году и с тех пор побывал на большинстве островов и атоллов, даже тех, куда люди редко добираются. Кстати, в марте мы собираемся сходить на Амирантские острова. Это, на мой взгляд, пока одна из самых привлекательных и доступных для яхтинга акваторий. У нас, конечно, будет не эксклюзивная суперяхта, а гораздо более бюджетный вариант — парусный катамаран длиной 54 фута. Мы отходим с Маэ, и наша первая точка на маршруте — Африкан Бэнкс, которая не слишком хорошо задокументирована на картах. После этого путешествия я смогу дать вам гораздо более детальную информацию именно по вопросам яхтинга. На Сейшелах еще полно неоткрытых мест, которые хранят массу секретов: все эти рифы, отмели… На Google-картах вроде все понятно, но если вы взглянете на морскую карту конкретных мест, то поймете, что все не так просто.
В чем отличие внешних атоллов Сейшел? Они куда более дикие по сравнению с большинством островов мира. Их даже нельзя сравнивать с Карибами, не говоря уже о Средиземном море. При этом Сейшельские атоллы находятся достаточно близко к цивилизации, а отсутствие на них инфраструктуры — большое преимущество. Пока еще там можно найти только для себя не просто пляж, но целый огромный остров. Чем хороши яхты на нетронутых территориях? Они могут быть полностью автономными: приходить и уходить, не оставляя после себя следов человека. Во всяком случае, это гораздо безопаснее с экологической точки зрения, чем строительство отелей и аэропортов.

Амирантские острова

На Африкан Бэнкс (235 км от Маэ) — а это первая остановка по пути на Амиранты — нет уже никакой инфраструктуры. Правда, IDC может доставить необходимое — все, что уместится на самолет или баржу. Впрочем, у крупных супер-яхт с достаточной автономностью по запасам это не проблема. Расстояния между островами этой группы — 25−50 км.

«Африкан Бэнкс, — комментирует Франсуа Бота, — возможно, самая неосвоенная территория на Амирантах. По сути, это небольшая отмель, и рифовая рыбалка там потрясающая. Лагуна закрытая и безопасная, можно встать на якорь и заниматься снорклингом. Пока еще там возможен и дайвинг безо всякого разрешения, но сколько это продлится, неизвестно. А вот если вы ныряете возле любого острова, находящегося под концессией, нужно сотрудничать с местным дайв-центром, как это происходит на соседнем острове Дерош, даже если на борту у вас есть все необходимое оборудование и свой дайв-мастер».

Дерош сейчас находится в ведении Four Seasons Group, которая построила там отель и осуществляет регулярные чартерные рейсы. Придя к Дерошу на яхте, нужно соблюдать установленные правила. На якорь встать можно, это не запрещено, но если вы хотите сойти, что-то закупить или организовать дайвинг — придется иметь дело с местной администрацией плюс заплатить экологический взнос. В принципе, все несложно: напишите e-mail в Four Seasons и попросите предоставить дайв-мастера на нужное время.

Если вы ищете настоящие приключения, идите на Сент-Джозеф. Это самый большой и один из самых красивых атоллов на Амирантах. В лагуне водятся скаты и черепахи, удобно заниматься паддлбордингом, а рядом, через пролив, находится остров Д’Арро. Это уже частное владение, но в проливе потрясающий снорклинг благодаря чрезвычайно прозрачной воде. А если вы хороший серфер, то сможете найти там риф-брейк: в летние месяцы приходит отличный свелл с трубами.

На диких неосвоенных территориях яхты хороши тем, что они приходят и уходят, не оставляя после себя следов человека

«В этом проливе есть свои ограничения, — говорит Франсуа. — Всего я не помню, но ловить там рыбу точно нельзя. Есть еще один секрет про Сент-Джозеф. Даже не знаю, стоит ли об этом говорить, но… Между Дерошем и Сент-Джозефом — лучший снорклинг с мантами (гигантскими скатами), который мне доводилось видеть. Просто спускайте на воду тендер и отправляйтесь. Максимум через полчаса вы их обязательно встретите».

К югу от Сент-Джозефа лежит атолл Пуавр. Возможно, это наименее интересное место для посещения на Амирантах, хотя там, конечно, есть и красивые пляжи, и остатки некогда существовавшей колонии. Но на разбросанных вокруг маленьких кусочках суши площадью не больше комнаты дайвинг абсолютно фантастический. А на самом Пуавре, где много растительности, можно увидеть огромных красивых пауков: не то чтобы они были там везде, но глубоко в джунглях встречаются.

Самые дальние на юг острова Амирантской группы (хотя часто их выделяют в отдельный архипелаг) — Альфонс и Сен-Франсуа. Альфонс — наиболее известный: именно отсюда началась взрывная популярность рифовой рыбалки на Сейшелах. Местный рыбацкий лагерь — уже даже не лагерь, а какая-то пятизвездочная база, почти как Club Med: там есть виллы и абсолютно все, что пожелаете. Хотя тут, конечно, придется платить, даже если вы просто вознамеритесь сойти на берег. Но зато и предложить тут могут многое: дайвинг, рыбалку, экскурсии, приключения.

Если планируете большое путешествие по атоллам, Альфонс — хороший «базовый лагерь». Здесь можно решать, возвращаться ли назад на Маэ или идти дальше на юг, на Внешние острова.

Алексей Струлистов, бизнесмен, рыбак, член наблюдательного совета ассоциации «Русский лосось»:

На Сейшельских атоллах я впервые оказался в 2013 году, и с тех пор наблюдаю, как все развивается. Там, где раньше был маленький рыболовный лагерь, сейчас виллы и бунгало. Народу становится больше, приезжают уже не только рыбаки, но и дайверы, и просто отдыхающие, хотя я не очень понимаю, что долго делать на атолле, если не нырять и не рыбачить. С одной стороны, я рад, что, например, на Космоледо появился хороший экокемп — раньше приходилось жить в спартанских условиях на маленьком катамаране. Сейчас там кондиционированные домики на пляже, то есть с точки зрения клиента -— это развитие. А вот человеку, пришедшему на лодке, возможно, было бы приятнее, если бы ничего этого не было. Сейшелы можно будет увидеть дикими еще лет пять — нужно пользоваться моментом.

Группа Фаркуар

Cостоит из двух основных островов в 770 км от Маэ. Один — собственно Фаркуар, другой — Провиденс. Фаркуар (под контролем IDC) — настоящее «поле чудес» для рыбалки и дайвинга, но здесь вы уже не найдете ни дайв-центров, ни вилл. Только простой рыбацкий лагерь, хотя дальнейшая застройка планируется.

Чуть к северу от Фаркуара лежит Провиденс. «Что делает его особенным, так это то, что он пока еще совершенно дикий, — рассказывает Франсуа Бота. — Площадь суши очень маленькая — примерно 1,5 кв. км, поэтому даже сложно поверить, каких размеров риф скрывается под водой — тридцать на десять километров! По нему можно ходить, именно поэтому это место так привлекательно для рифовой рыбалки. Если нет яхты, то попадают туда на лодке с Фаркуара. Провиденс — одна из последних необитаемых территорий. Но и он скоро будет застроен — тендер уже объявлен. Лучше попасть туда до этого, ведь то же самое сейчас происходит с моим любимым атоллом Космоледо».

Группа Альдабра

Cамая дикая часть Сейшел — группа Альдабра, куда входят атоллы Космоледо, Астов, Ассампшн и собственно Альдабра. Ассампшн единственный имеет взлетную полосу, обслуживающую все острова группы, которые находятся на расстоянии 30−50 км друг от друга. Альдабра — самый большой атолл в мире: площадь его суши 493 кв. км, а площадь лагуны — 224 кв. км.

«На Альдабре я никогда не был, — признается Франсуа, — и очень хотел бы побывать. Но атолл включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и осваивать его никогда не будут. Альдабра знаменита гигантскими черепахами, а еще это место размножения акул — их там тысячи, но, говорят, они ведут себя, как щенки: с ними можно играть и даже гладить».

Место не совсем необитаемое — там живет небольшая исследовательская группа, но на атолле и вокруг него запрещено практически все, даже для посещения требуется специальное разрешение.

Сейшелы — это потрясающая рыбалка, дайвинг и масса неоткрытых мест, которые хранят множество секретов

Ассампшн гораздо меньше, но дайвинг там чрезвычайно интересный. Немногочисленные жители заняты обслуживанием взлетной полосы и лодок, которые нужны, чтобы добраться до соседних атоллов Астов и Космоледо. На них есть только небольшие рыбацкие лагеря; на Астове он рассчитан максимум на восемь человек, но есть и профессиональные гиды, и даже холодное пиво. Едут туда в основном за рыбалкой, но можно организовать и приключенческие туры.

«Космоледо — мое любимое место на Сейшелах, — продолжает Франсуа. — Когда я впервые попал туда в 2007 году, то понял, что это самое потрясающее место на планете. Там не было никого, зато невероятное количество черепах, птиц и рыб. Но 2−3 года назад была выдана концессия на развитие Космоледо. Начали с маленького эколагеря, но, похоже, этим не ограничится.

Чтобы зайти в лагуну Космоледо и встать там на якоре, нужно быть очень опытным капитаном. Но тогда ты получаешь возможность увидеть этот изумительный остров. Ночью там миллионы звезд над головой. Где еще в мире можно увидеть такое?! И при этом — никого!

Сейчас все это уходит. Если честно, я бы хотел, чтобы этот атолл оставили в покое, разрешили посещать его только для рыбалки и на лодках. Это лучше, чем застраивать все отелями. Сейшелы по-прежнему очень дикие, и я буду рад, если эта статья мотивирует людей, которые хотят увидеть по-настоящему дикую природу, относиться к ней с уважением. С таким сценарием я согласен".

Яхтенный чартер на Сейшелах

Чартерный флот, базирующийся непосредственно на Сейшелах, — это в основном небольшие парусные яхты и катамараны. Если говорить о суперяхтах, то большинство их традиционно проводят летний сезон на Средиземном море, а зиму — на Карибах, где, в отличие от Индийского океана, развита яхтенная инфраструктура. Однако интерес к Индийскому океану растет. Постоянно базирующихся крупных яхт здесь мало, и этот флот не слишком новый. Так что при желании найти там действительно роскошную яхту нужно смотреть, кто собирается посетить этот регион.

В последние годы в Индийский океан — на Сейшелы, Мальдивы и в Таиланд — на зимний сезон начали приходить настоящие звезды. Например, в начале декабря 2019 года сюда отправились сразу три роскошные чартерные суперяхты: Lili (Amels, 55 м), RoMEA (Abeking & Rasmussen, 82 м) и самая крупная в мире на сегодня чартерная яхта Flying Fox (Lürssen, 136 м). Они пробудут здесь до апреля 2020 г. и доступны для чартера через компанию Imperial Yachts.

Lili — настоящая звезда чартерного флота Imperial. Среди других яхт серии Amels 180 (55 м) она уникальна своей планировкой: у нее не пять, а шесть кают для 12 гостей, в том числе потрясающая VIP-каюта на верхней палубе с приватной террасой. И особенно клиенты любят экипаж Lili.

Екатерина Павлова, руководитель чартерного направления Imperial Yachts

Если для RoMEA и Flying Fox это первое путешествие в Индийский океан, то Lili уже побывала тут зимой 2018−2019 гг. и успела хорошо исследовать именно Сейшельские острова. На борту Lili — высококлассный дайв-центр на шесть комплектов оборудования и сразу два дайв-мастера в экипаже. Отличный выбор для тех, кто хочет исследовать новые территории не только на воде, но и под водой. А впечатляющий запас автономности позволяет Lili забираться в самые отдаленные от цивилизации уголки. Насколько известно MBY, на дальние сейшельские атоллы пока еще никто не доходил на чартерной суперяхте — с полным комфортом и без вреда для окружающей среды. Имеет смысл попробовать — открыть для себя Индийский океан во всей его красоте.

Дата:

02.02.2020

Текст

Ольга Селезнева, Франсуа Бота, Алексей Струлистов

Фото

Франсуа Бота

Следующая статья

Юлия Скопцова, директор по продажам компании Smart Yachts, о работе яхтенного брокера

Предыдущая статья

Прогресс движителей: пропульсивные системы современных яхт

Новые материалы
Похожие статьи