Турецкие голубые круизы

Путешествия и чартер
Следующая статья

Среда обитания на 9-метровом катере: варианты от Aquador

Предыдущая статья

Танцы на воде с Princess 56

«Говорят, что можно увидеть Италию и умереть… А я считаю, что нужно жить и увидеть все турецкие бухты!»

Морские путешествия в турецких водах местные жители уже давно прозвали голубыми круизами (blue voyages). Это название возникло в 1940-х годах, когда три писателя — Джеват Шакир Кабаачлы, Азра Эрхат и Сабахаттин Эюбоглу — путешествовали по западной части Эгейского моря своеобразным манером. Они основательно запасались водой и провизией, преимущественно домашним сыром, хлебом, а также анисовой водкой (раки) и табаком, чтобы как можно реже сходить на берег, оставаясь наедине с морем. Во время подобных уходов от цивилизации они отказывались от чтения газет и отключали радиоприемники: умиротворенное сознание и спокойствие души — именно то состояние, в котором следует прикасаться к вечности, к истории и природе.

После этих путешествий в 1957 году Азра Эрхат опубликовала книгу «Blue Voyage», с выходом которой «голубые круизы» стали именем нарицательным. До начала 1980-х годов лишь немногие яхтсмены имели возможность повторить маршруты писателей, но к концу ХХ века яхтенная инфраструктура и чартерные услуги развились в этом регионе настолько, что теперь любой желающий может созерцать красоты турецкого побережья. Особенно волшебные места сосредоточены на участке от Бодрума до Каша, где горные хребты и отроги почти перпендикулярно подходят к Эгейскому морю, формируя множество бухт и островков. Здесь найдется что посмотреть даже самому требовательному путешественнику, выбор маршрутов очень велик — хотите вы больше времени провести в пути, увидеть как можно больше новых мест и узнавать историю страны или предпочтете укрыться в тихой бухте для размеренного пляжного отдыха. Но прежде чем углубиться в описание заливов, портов и марин турецкого побережья, скажу несколько слов о том, на каких судах туда можно отправиться.

Флот

Если в других местах планеты яхтсменам предлагают на выбор в чартер парусные или моторные яхты преимущественно современных типов, то в Турции популярны традиционные деревянные парусно-моторные гулеты. Эти непривычные нашему взгляду «средневековые» двухмачтовые шхуны, помимо парусов, имеют двигатели мощностью до 1000 л. с., обеспечивающие крейсерскую скорость 8−12 узлов. Родина гулетов — город Бодрум, на верфях которого строилась и строится большая их часть. После русско-турецкой войны, когда практически весь флот Оттоманской империи был уничтожен в Чесменском сражении, Бодрум наравне с Анатолией стал одним из центров судостроения страны. Если прежде гулеты были исключительно деревянными, а их длина ограничивалась 15 м, то сегодня среди них встречаются стальные и алюминиевые суперяхты длиной более 40 м. Число кают на гулетах невелико (обычно 4−6), но качество сервиса достаточно сильно отличается от лодки к лодке. Команду на чартерных гулетах в основном составляют местные жители — хорошие моряки, только не всегда знакомые с правилами предоставления сервиса на европейском уровне. Бывает, что весь экипаж во главе с капитаном не говорит по-английски. Отказываться от гулетов из-за этого не стоит: на них «голубые круизы» получаются наиболее яркими и запоминающимися, а все, что нужно сделать, — заранее выбрать достойную лодку с обученным экипажем.

В Турции можно арендовать моторную яхту длиной от 8 до 70 метров.

Основу чартерного парусного флота в Турции составляют те же не слишком дорогие, но надежные бренды, что и в Европе: Jeanneau, Beneteau, Bavaria и Lagoon. Взять напрокат лодку: гулет, однокорпусную парусную яхту, катамаран (их в Турции немало) или яхту моторную, с командой или без, — можно в Бодруме, Гёчеке, Мармарисе и Фетие. Именно там находятся основные крупные марины. Кстати, в этом регионе сосредоточено множество яхтенных школ, где при необходимости вы можете получить международные права или усовершенствовать свои капитанские навыки.
Что касается стоимости чартера, то отталкиваться стоит от 1000 евро в неделю — столько попросят за парусник длиной 8−9 м в «низкий» сезон.

Основные базы чартерных моторных яхт расположены в маринах Бодрума и Гёчека, и это неслучайно. Во-первых, рядом с этими городами самая высокая концентрация красивейших бухт и заливов, а во‑вторых, у них есть свои, расположенные близко к побережью, аэропорты, и через полчаса после прилета вы уже можете оказаться на борту подготовленной яхты и выйти в море. В зависимости от желаний и бюджета в Бодруме можно арендовать моторную яхту длиной до 60 м, однако для любителей эксклюзивного отдыха найдутся и не совсем обычные предложения. Например, 136-метровая суперяхта Savarona, ранее принадлежавшая основателю Турецкой Республики Мустафе Кемалю Ататюрку. Сейчас судном владеет государство, однако управляет им частная компания, имеющая права на долгосрочную аренду. Другой, не менее интересный вариант — базирующаяся в Бодруме парусная суперяхта Regina (56 м), известная своим участием в новом фильме «бондиады» «Skyfall» (читайте статью в MBY № 1, 2013).

Маршруты

Не один месяц может уйти на то, чтобы повторить все «голубые круизы», но география этого региона такова, что ключевые города и марины расположены на побережье практически равноудаленно, поэтому выступают удобными точками начала и окончания путешествий независимо от их характера.

Если главная цель вашего отдыха — остаться наедине с морем, природой и семьей, предаваясь расслабленной неге вне времени, то имеет смысл выбирать круговой маршрут, чтобы спустя неделю вернуться в точку старта, на роль которой более всего подходят Бодрум и Гёчек.

Бодрум

Из Бодрума можно прямиком отправиться на прогулку по живописным бухтам залива Гёкова. Он протянулся с востока на запад на 45 миль, а в ширину на траверзе Бодрума и мыса Книд, где некогда стоял одноименный античный город, достигает 20 миль. Провести здесь стоит минимум неделю. Одной из самых известных достопримечательностей этой акватории считается остров Клеопатры с уникальным «жемчужным» песком, который еще встречается лишь на севере Египта. Согласно легенде, Марк Антоний подарил Клеопатре город Анталию и остров, но местный песок царице не понравился, и его заменили привезенным с ее родины. Планируя переходы по бухтам Гёкова, стоит учесть, что преобладающие ветра здесь дуют вдоль побережья с востока на запад или в обратном направлении. Порой они достигают значительной силы, когда ходить вблизи берега становится опасно, поэтому обходить залив стоит с таким расчетом, чтобы в последний день круиза, когда яхту нужно возвращать в марину, не оказаться в дальней точке залива без возможности прийти в Бодрум из-за ветра.

Помимо прочих живописных мест залива Гёкова, рекомендуем обязательно зайти в расположенные рядом бухты Оклук (36°55'06″ N, 28°10'09″ E) и Инглиш Харбор (36°55'19″ N, 28°09'25″ E). Первая известна тем, что там на своей яхте живет Садун Боро — первый турецкий яхтсмен, совершивший кругосветное путешествие (1965−1968 гг.) на деревянной парусной лодке Kismet длиной 10,5 м. Позже он написал лоцию для путешествующих вдоль турецкого побережья. В бухте два ресторана и Т-образные причалы (самый распространенный в турецких бухтах вариант), поэтому для высадки на берег можно обойтись без тендера. Соседняя «Английская бухта», где во время Второй мировой войны корабли Британского флота скрывались от нацистских субмарин, считается самой безопасной в заливе — там можно спокойно отстояться в любую погоду.

Возможно, перед началом круиза вам посоветуют заглянуть в «Семиостровье» (Эди Адалар, 36°52'32″ N, 28°01'56″ E) — там, у побережья, затейливым зигзагом выстроились небольшие острова, закрывающие вход в очаровательные бухты, где одновременно встать на якорь могут всего 4−5 парусных яхт. Сходить туда непременно стоит, но делать это лучше днем, в спокойную погоду и обязательно с лоцией или хорошими картами, поскольку сложный фарватер ограничен поднимающимися почти к самой поверхности скалами и рифами. Ширина входа в бухту Бекар составляет 3−5 м, глубина в куту уменьшается до двух метров, и, помимо якоря, судно лучше дополнительно закрепить приходящим с берега концом.

Гёчек

Этот город является особенной и весьма популярной отправной точкой для «голубых круизов», поскольку уже в непосредственной близости от него начинается череда сменяющих друг друга великолепных бухт, которые разделены лишь узкими мысами. В большинстве из них запрещено бросать якорь или заводить концы за деревья на берегу, и яхты швартуются на тоноз — привязанные к мертвым якорям канаты с поплавками. Бухты вокруг Гёчека объявлены государственным природным памятником, и береговая охрана строго следит за соблюдением правил их посещения. В заливе Гёчека расположено еще одно связанное с Клеопатрой место — бухта Хамам (36°38'34″ N, 28°51'22″ E), где, по преданию, для последней царицы Египта построили бани, остатки которых до сих пор сохранились у самой воды.

Вместе с Джеватом Шакиром в первых «голубых круизах» принимал участие писатель Бедри Рахми, который неплохо владел кистью и красками. Когда в 1974 году их лодки стояли в бухте Ташьяка (36°41'41″ N, 28°52'6″ E), Рахми оставил на камне при входе в бухту «наскальный» рисунок в виде замысловатой рыбы, рядом с которым находится источник питьевой воды. За 40 лет изображение поистерлось, но в прошлом году поклонники писателя восстановили его. В глубине бухты, которую местные жители уже давно называют именем Бедри Рахми, построен небольшой причал, а рядом находится уютный ресторанчик.

Из Бодрума в Гёчек

Если для вас морские путешествия — это нечто большее, чем ленивые получасовые дневные переходы, и вы готовы потратить на «голубой круиз» пару недель, тогда тем более стоит посетить эту часть Турции. Переход из Бодрума в Гёчек относится к числу самым популярных маршрутов, и чартерные компании с удовольствием предоставят вам яхту для путешествия в один конец без высокой доплаты (€ 300−500 за парусную лодку). В зависимости от запаса времени первые несколько дней можно провести в заливе Гёкова — он этого определенно заслуживает — или отправиться напрямик к полуострову Датча, где стоял античный город Книд (36°41'3.80″ N, 27°22'28.19″ E). Сухопутные туристы почти не бывают здесь, если только они не увлечены античной историей или археологией. Время пощадило Книд: город во многом сохранил свою изначальную планировку, не истоптан тысячами ног, в его заброшенных уголках, куда редко добираются праздные гуляки, по сей день можно найти остатки глиняной посуды, фрески и другие великолепно сохранившиеся артефакты. Бухта Книда с невероятно прозрачной и чистой водой служила укрытием мореплавателям во все времена, однако сейчас передвигаться по ней стоит с осторожностью — под водой до сих пор лежит причал греческого порта. На стоянке в Книде можно пополнить запасы питьевой воды, подключиться к береговому питанию, а после экскурсии к археологическим памятникам утолить голод в местном ресторанчике.

Существует два варианта продолжения пути из Книда: обогнуть полуостров и двинуться в направлении Мармариса, зайдя по пути в бухту Датча с одноименным красивым городком, или продвинуться дальше по заливу Хисарону, к рыбацкой деревне Селимие. В этих бухтах также можно пополнить запасы воды и провизии, прежде чем продолжить круиз. Другой путь, о котором пойдет речь ниже, подразумевает посещение Греческих островов. Они лежат в пределах видимости от Книда, а один, Сими, и вовсе находится в центре залива Хисарону.

Следующей точкой маршрута, где нельзя не побывать, станет бухта Бозуккале (36°33'30″ N, 28°01'00″ E). Во-первых, это живописное место надежно защищено от непогоды и там можно укрыться от любого ветра. Помню, впервые я попал туда на 50-футовой парусной яхте именно в поисках укрытия от шторма. Северо-западный ветер на открытых участках в тот день достигал 35 узлов, одна из лодок нашей флотилии даже предпочла вернуться в Мармарис, а когда мы в итоге оказались под прикрытием Бозуккале, анемометры показали скорость ветра всего 5 узлов. Во-вторых, в прежние времена здесь стоял город Лорима, оставивший след в истории. Деметриус I, сын одного из диадохов (военачальников) Александра Македонского, использовал закрытую бухту для подготовки своего многочисленного флота к нападению на Родос, лежащий в 16 милях к югу. Из-за неблагоприятных погодных условий осада Родоса затянулась, и после заключения мира островные военачальники пересмотрели значимость бухты Лорима. В итоге около 24 веков назад на высоком холме построили крепость для контроля движения судов в бухте. Замок Лорима стоит в Бозуккале по сей день, несмотря на относительно частые в этих местах землетрясения, и даже был номинирован на лучшую по степени сохранности постройку времен эллинов.

В бухте оборудованы три небольших причала, куда разрешено швартоваться яхтам длиной до 60 футов, более крупные лодки могут встать на якорь отдельно. На берегу вы найдете три ресторана, откуда ведут дороги к крепости, причем, на мой взгляд, самый лучший традиционный турецкий завтрак и рыбные блюда готовят в «Али Баба», который находится ближе к входу в бухту. В этих удаленных уголках не стоит ожидать особенного сервиса и толстых винных карт, да и электричество в ресторанах есть не круглые сутки (вырабатывают его генераторы), но именно в таких местах можно прочувствовать особый колорит страны.

Если после пары дней в Бозуккале вам необходим более плотный контакт с цивилизацией, отправляйтесь в Мармарис, где полно марин с сервисом на любой вкус и кошелек. Когда погода не слишком ветреная, можно встать на якорь прямо в городской бухте — дно там илистое, и в штиль якорь держит надежно. Если по пути вы не торопились и путешествие заняло много времени, то его можно закончить в Мармарисе, или, при наличии времени, совершить переход в несколько десятков миль к заливу Гёчека и Фетхие, где невероятно красивые бухты будут соблазнять задержаться еще на недельку. Замечу: тот же самый маршрут легко пройти и в обратном направлении — течений в этих краях нет, но если дует устойчивый северный ветер, то путь к Бодруму займет чуть больше времени.

Греческие острова

Некоторые из Греческих островов расположены гораздо ближе к Турции, чем к материковой части самой Греции, и, взяв чартерную яхту в Турции, вы можете за одно путешествие посетить сразу две страны. Здесь важно заранее продумать маршрут, поскольку если вы решите чередовать греческие и турецкие марины, то можете потерять уйму времени на бесконечное оформление таможенных и пограничных документов. Закон не запрещает заходить в греческие акватории на яхте и не требует контактов с властями, если вы остаетесь на якоре и не сходите на берег; в противном случае приходится проходить весь процесс, к тому же пункты контроля есть не на всех островах. Поэтому, оказавшись в Греции, стоит посетить несколько островов и затем вернуться в Турцию. Если планируется недельное путешествие, то начать его удобно из Мармариса, откуда совсем недалеко до Родоса и Сими, а по пути можно зайти на ночевку в Бозуккале. Главный город острова Сими на севере с таким же названием потрясающе выглядит с воды: разноцветные строения с ярко-красными крышами, синими дверями и ставнями усыпали прибрежные скалы, будто диковинные тропические птицы. На острове сохранились следы разных государств и империй, включая Римскую и Оттоманскую. Исторически остров был одним из центров промысла губок, но когда на смену природному материалу пришли синтетические, жители переориентировались на туризм.

Для более продолжительного круиза имеет смысл арендовать яхту в Бодруме и сразу пройти таможенные процедуры на соседнем острове Кос, чтобы затем, посетив по пути несколько малонаселенных живописных островков, отправиться на юго-восток к Родосу, откуда уйти в Мармарис или Гёчек. Ступив на землю Родоса, вы рискуете напрочь забыть про яхту, арендовать скутер или малолитражку с ярким кузовом и отправиться в отдельное путешествие по этому насквозь пропитанному историей острову. Туристическая инфраструктура здесь хорошо развита, поэтому, когда вы насытитесь памятниками античной архитектуры, пляжами и природой, можете прогуляться по магазинам, посидеть в милых ресторанчиках или попытать счастья в казино. Оставить яхту можно прямо в старом порту города Родос (ближайшая точка на пути из Турции), стоимость стоянки составляет € 5−10 в сутки. Вода и электроэнергия обойдутся примерно в ту же сумму.

Ветры

Яхтсменам-парусникам Турция известна в первую очередь своими мелтеми — северными и северо-восточными ветрами, которые дуют вдоль Эгейского моря с мая по сентябрь, достигая пика в июле и августе. Для мелтеми характерны локальные смены направления на противоположное из-за суточных изменений температуры поверхности земли и моря. С утра и до полудня воздушные массы перемещаются от моря к суше, а ночью, поскольку земля остывает быстрее воды, ветер меняет направление, что стоит учитывать при навигации. При локальных переменах направления сила мелтеми обычно не превышает 4−6 баллов по шкале Бофорта, но при более глобальных изменениях атмосферного давления (например, приход циклона) ветер не стихает по несколько дней и достигает 7−8 баллов. Если вы путешествуете в турецких водах без местного капитана, знакомого с этими особенностями, уделяйте особое внимание поведению ветра в прогнозе погоды и помните, что он может внезапно менять направление, особенно вблизи островов.

Яхты на дистанции в регате «Бодрум Кап».

Дата:

02.02.2013

Текст

Исмаил Чифджи

Фото

Исмаил Чифджи

Следующая статья

Среда обитания на 9-метровом катере: варианты от Aquador

Предыдущая статья

Танцы на воде с Princess 56

Новые материалы
Похожие статьи