Двойной рекорд

Медиа
Следующая статья

Ход революции

Предыдущая статья

Подготовка к выставке яхт и катеров во Владивостоке

Лишь одному человеку в мире удалось установить с небольшим интервалом рекорды скорости на воде и на суше. Отправляемся по следам Дональда Кэмпбелла в Австралию, на озеро Дамблеюнг.

Текст Джеймс Николс Фото Джеймс Николс, семейный альбом семьи Маккормак

О последней попытке Дональда Кэмпбелла установить мировой рекорд скорости на воде написано немало. Закончилась она трагически: 4 января 1967 года лодка Bluebird K7 взлетела в воздух и, сделав сальто, ушла на дно озера Конистон. А вот о более ранних экспериментах легендарного англичанина известно меньше.

На фото сверху: В наши дни пересохшее озеро Дамблеюнг выглядит более похожим на озеро Эйр, где Кэмпбелл установил рекорд скорости на суше.

ЖАЖДА СЛАВЫ

Пожалуй, самым примечательным стал эпизод на озере Дамблеюнг (Западная Австралия) в декабре 1964 года. К тому моменту за Кэмпбеллом уже пять месяцев как числился мировой рекорд скорости на суше — на своем болиде Bluebird CN7 он разогнался до 403,1 миль/ч по дну высохшего озера Эйр в Южной Австралии. После этого Кэмпбелл решился сделать то, чего ранее не удавалось еще никому: в течение одного года побить рекорды скорости на воде и на суше.

На фото: В 1964 году озеро Дамблеюнг было полноводным, что позволило Кэмпбеллу побить рекорд скорости на воде в тот же год, что и на суше.

Его не успокаивал даже тот факт, что он уже установил рекорд скорости на воде, который сам же и улучшал в 1955, 1956, 1957, 1958 и 1959 годах до максимума — 260,35 миль/ч. Вот если бы удалось поставить два рекорда сразу — на воде и на земле, да еще и в один календарный год, это точно обеспечило бы ему признание и известность, которых он отчаянно жаждал. Такого не добивался даже его знаменитый отец — сэр Малкольм Кэмпбелл. Дональд всегда чувствовал, что живет в тени успехов своего отца, которые обеспечили тому и рыцарский титул, и всемирную известность в тусклые послевоенные годы.

Хотя Дональд добился похожего успеха и впервые в мире на автомобиле превысил 400 миль/ч на опасной поверхности дна пересохшего озера Эйр, он все еще чувствовал необходимость доказать миру, на что способен. Времена изменились: в эру Beatles и Rolling Stones, полетов на Луну и реактивных самолетов достижения Дональда Кэмпбелла уже не столь захватывали воображение британской публики, как раньше подвиги его отца.

Справа налево: Bluebird K7 прибывает на озеро Дамблеюнг. За неимением других возможностей и удобств базовый лагерь состоял из нескольких фургонов-прицепов.

Но в Австралии после успеха на озере Эйр он все еще был героем. Именно здесь Дональд и запланировал совершить невозможное. Изначально он снова привез свою Bluebird K7 в Южную Австралию, на озеро Бонни возле городка Бармера, и здесь осенью 1964 года попытался установить новый рекорд скорости на воде. Подвела погода — сильные ветры вызывали волну. И даже без ветра постоянные течения создавали на поверхности рябь. Да и, по правде говоря, озеро Бонни было маловато для скоростей, которых добивался Кэмпбелл.

И все же, несмотря на явную опасность, 23 ноября он сумел разогнать K7 до 216 миль/ч, что хоть и не шло ни в какое сравнение с его достижением 1959 года на озере Конистон, стало новым рекордом страны. Вслед за этим он решил перебраться на 1600 миль западнее, в самое сердце «пшеничного пояса» Австралии, на озеро Дамблеюнг. Это было долгое путешествие, точнее — настоящий логистический кошмар с поисками транспорта, жилья и поддержки прессы в регионе, который местный совет по туризму описывает словами «Вне дорог. Вдали от мира».

ПРЕССА

The Wagin Argus — выходящая с 1905 года газета региона Витбелт (Западная Австралия), в которой сообщение о рекорде Дональда Кэмпбелла помещено на первой полосе.

У ОЗЕРА

Когда я приехал на озеро Эйр, чтобы изучить историю попытки Кэмпбелла установить рекорд скорости на суше, то понял: надо отправиться по его следам и на озеро Дамблеюнг, дабы прочувствовать, каким было прибытие сюда Кэмпбелла, его окружения и прессы. Окрестности Дамблеюнга полны золотых полей пшеницы и пасущихся повсюду овец. Маленькие городки, появившиеся здесь в 80-е годы XIX века, разбросаны на мили друг от друга. Красивая сельская местность чем-то напоминала Кент, но в ином масштабе: поля размером со среднее английское графство, а по дороге можно ехать час, не встретив живой души.

Даже в XXI веке эти края пугают: температура в декабре редко опускается ниже +33 °C, и никто не составит вам компанию, кроме вездесущих мух. Впрочем, после стресса на озере Эйр и разочарования на озере Бонни Кэмпбеллу, полагаю, приятно было оказаться здесь со своей уставшей свитой, в которую, помимо прочих, входили его жена Тоня и инженер Лео Вилла.

Длина соленого озера Дамблеюнг 13 км, самое широкое место — 6,5 км. В XIX — начале XX веков оно часто обсыхало, как и сегодня, но в 1964 году проливные дожди наполнили его до краев. Если не поднимался ветер и огромная популяция уток держалась в стороне, условия были прекрасными.

На фото: Bluebird K7 в акватории озера Дамблеюнг с лодкой сопровождения.

Полвека спустя, также испытав на себе скуку, жару и мух на озере Эйр, я оказался здесь в надежде пообщаться с людьми, которые еще помнят Кэмпбелла. Если вам нужно здесь остановиться, вариант один — в местной таверне, где Дональд праздновал Рождество 1964 года. Туда я и направился поговорить с хозяином таверны Йеном Маккормаком: он все еще помнит в деталях впечатление, которое произвели на него Кэмпбелл и его лодка.

«Мне было всего восемь лет, но когда в твоей жизни происходит столь заметное событие, его, конечно, не забыть. Отец, полицейский, был вовлечен во все, что тут происходило. И, понятно, мы с мальчишками постоянно крутились вокруг и слушали, кто что говорит».

Одной из задач отца Йена было попытаться прогнать уток с воды: перед каждым заездом он гонял по озеру на быстроходном катере. А сам Йен отлично помнит финальную попытку Кэмпбелла установить рекорд.

«Я пришел на озеро рано утром 31 декабря. Мечтой Дональда был именно двойной рекорд — на воде и на суше в один год. Наступил последний день этого года, и оставался всего один шанс — сегодня. К тому моменту он уже дней восемь-десять пытался это сделать, но условия не были идеальными».

Дональд Кэмпбелл: смысл жизни — скорость, цель — еще один рекорд

День обещал быть жарким: ветер дул с порывами, поднимая волны до полуметра высотой.

«Около полудня Дональд отказался от бесплодных попыток и собрался лететь в Перт — развлечься на новогодних вечеринках, куда был приглашен. Он сел в свой самолет, но как только взлетел… Думаю, это было обычное любопытство или что-то вроде того… Он еще раз взглянул на озеро и увидел, что поверхность стала спокойнее. Резкий разворот, быстрое приземление…»

Около трех часов дня все было снова готово к старту: люди на позициях, условия, можно считать, идеальные — безветрие и гладкая вода.

«Мы стояли, наблюдая за происходящим: как спускали на воду лодку и за самим заездом. Людей было немного; мне говорили, что в базовом лагере находился всего 21 человек. Даже мы, дети, понимали, что это последний шанс установить двойной рекорд».

Слева направо: Настольные игры помогали команде коротать время в ожидании подходящих условий для рекордного заезда. Супруга Кэмпбелла Тоня доплыла до лодки, чтобы поздравить Дональда с рекордом. Сам же он в спешке даже не надел гоночный костюм.

В ПОСЛЕДНИЙ МОМЕНТ

Йен привел меня туда, где когда-то находился базовый лагерь и где они торчали часами в ужасную жару, ожидая заезда. Здесь еще видны места, где корчевали деревья и рыли траншею, чтобы вытаскивать Bluebird на мелководье. K7 была невероятной лодкой. Ее спроектировали братья Кен и Лью Норрис и впервые спустили на воду в феврале 1955 года; ко времени заездов на озере Дамблеюнг она претерпела многочисленные переделки. При длине 8,05 м и ширине 3,20 м лодка весила более двух тонн, а ее турбореактивный двигатель Metro-Vickers на полных оборотах выжигал 200-литровый танк меньше чем за четыре минуты. Непросто было притащить такого монстра на другой конец света.

До меня доходили слухи, что Кэмпбелл во время первого из двух рекордных заездов был без костюма гонщика, и Йен это подтвердил.

«Дональд не надел костюм — у него просто не было времени. Все происходило в ужасной спешке. Шлем был, это можно видеть и на фотографиях, но я точно могу сказать, что он не взял свой талисман — мягкую игрушку по имени Мистер Вуппет. Я стоял рядом с Тоней, и она держала Мистера Вуппета в руках. Насколько знаю, это был первый и единственный раз, когда он садился за руль своей машины или лодки без этого талисмана».

Кэмпбелл так и не заметил его отсутствия, иначе мог бы вовсе передумать ехать. Он завел двигатель и с ревом унесся на дистанцию, потом развернулся и двинулся в обратном направлении. Так прошел час.

На фото: Пробный запуск реактивного двигателя Bluebird K7 на берегу.

«Когда Bluebird вернулась на берег, все мы были взволнованы, — вспоминает Йен. — Нам сказали, что из-за проблем с замером времени достигнутую скорость нельзя было немедленно официально подтвердить. Но все говорило о том, что новый рекорд состоялся, мы просто не знали точных цифр. Тоня от радости прыгнула в воду и поплыла к лодке».

Потом они еще вернулись в паб, чтобы прикинуть результат и объявить команде о рекорде. Он сделал это. В последней попытке в последний день 1964 года Дональд Кэмпбелл установил новый рекорд скорости на воде 276,33 миль/ч, став единственным, кто когда-либо смог побить рекорд скорости на воде и на суше в один год!

Спустя два года и четыре дня бесстрашный Дональд Кэмпбелл погибнет на своей лодке Bluebird K7 на озере Конистон в очередной попытке улучшить рекорд. Свидетельством достижений Кэмпбелла стал тот факт, что его рекорды смогли улучшить всего трижды. В последний раз это удалось в 1978 году австралийцу Кену Уорби, который разогнался до 317,6 миль/ч в Новом Южном Уэльсе.

Дата:

03.02.2016

Следующая статья

Ход революции

Предыдущая статья

Подготовка к выставке яхт и катеров во Владивостоке

Новые материалы
Похожие статьи