Лица индустрии
Денис Новиков — о яхтах, экипажах и работе яхтенных дилеров
Денис Новиков — директор по продажам компании Nordmarine, официального представителя в России британской верфи Princess Yachts
Лица индустрии

Денис Новиков — о яхтах, экипажах и работе яхтенных дилеров

Денис Новиков — директор по продажам компании Nordmarine, официального представителя в России британской верфи Princess Yachts
Следующая статья

Турция отмечает приток суперяхт и российских туристов

Предыдущая статья

Дайджест новостей: 23-29 августа

Вы — один из самых известных и опытных специалистов российского яхтенного рынка. Что должен знать и уметь человек этой профессии?

Я себя называю не продавцом яхт, а менеджером проектов, где нет мелочей. Все начинается с умения общаться — от грамотной речи до способности слушать и понимать, что человеку нужно. Обязательно четко разбираться в нюансах: каково стандартное оборудование каждой модели, что можно установить дополнительно, сколько это будет стоить. Даже если чего-то нет в списке опций, всегда надо понимать, что можно или нельзя добавить. Чем быстрее и точнее ответ, тем больше доверия.

Нужно грамотно выстроить спецификацию, объяснить, чем различаются те или иные опции, стоит или не стоит их брать исходя из того, будет ли владелец яхты этим пользоваться. Далее предстоит утрясти эту спецификацию с верфью: если там что-то сделать не могут, нужно найти тех, кто возьмется. В таких случаях мы нередко пользуемся услугами сторонних компаний, но обычно это делается уже после сдачи лодки, в процессе дооборудования. К этому моменту уже нужно понимать и посоветовать клиенту, как зарегистрировать яхту, где ее застраховать…

Разве это не задача профильных юристов?

Да, но я также сам обязан знать лучшие юрисдикции, посоветовать флаг, помочь при необходимости организовать компанию. Рассказать, как правильно провести таможенное оформление, если, к примеру, яхта идет в Россию; разъяснить, сколько будет стоить транспортировка в ту или иную точку и нюансы страхования. Все это должно быть в голове.

А экипаж?

Обязательно. Нужно знать, кого посоветовать «здесь» или «там» и во что обойдется работа команды. Этот вопрос лучше решить до окончания строительства, потому что в процессе приемки яхты мы проводим обучающий курс для экипажа. Мы — одна из немногих, если не единственная компания, которая полностью переводит руководства по эксплуатации всех наших яхт на русский язык. Все инструкции мы заранее отправляем покупателю и настоятельно рекомендуем, чтобы капитан их прочитал, потому что 95% поломок на яхтах происходит именно из-за неправильной их эксплуатации.

Есть что-то еще, кроме этого?

Яхту нужно не просто построить и сдать заказчику, но еще наполнить аксессуарами для жизни: элементами декора, постельным бельем, принадлежностями для сервировки стола. Я должен ориентироваться в коллекциях Lalique и Baccarat, знать поставщиков текстиля и мебели, советовать, какие цвета и детали выбрать для интерьера — от сортов дерева до дверных ручек. И, конечно, разбираться в водных «игрушках».
Когда лодка уже передана владельцу, проект вроде бы закончен, но плотное общение все равно продолжается. По гарантийному обслуживанию, конечно, есть специальный менеджер, но клиенты часто предпочитают звонить мне даже потом, когда хотят продать яхту и купить новую. Такая это работа — постоянное и очень личное общение.

Ваш личный морской опыт в этом помогает?

По профессии я штурман. Закончил Морскую академию в Калининграде в 1995 году, ходил на разных судах. Дважды пересекал Атлантику на барке «Крузенштерн», ловил креветку в Баренцевом море — это бесценный опыт в жестких условиях. На канале Discovery есть программа о том, как работают на ловле крабов на Аляске. Так это просто ерунда по сравнению с Баренцевым морем, где холодно даже в июле; месяцами находиться за Полярным кругом очень тяжело физически.

Потом ходил на сухогрузе в Балтийском и Северном морях, ловил тунца в Сьерра-Леоне… Но не видеть берега по четыре месяца мне не очень нравится. Поэтому, когда клиенты задают вопрос, можно ли перейти океан на этой яхте, я спрашиваю в ответ: «А что вы ожидаете там увидеть?» Горизонт не меняется; спустя пару дней вы начнете говорить сами с собой, через три — с чайками. По сути, яхты с большим запасом хода строят для свободного перемещения между регионами: сегодня — Средиземное море, завтра — Карибы, — без необходимости грузить яхту на корабль. Просто так через Атлантику я бы не пошел, хотя многие идут, чтобы поставить «галку».

Управление яхтой, ее эксплуатация часто считается чем-то легким и приятным по сравнению с большим флотом. Согласны?

Что понимать под большим флотом? Круизный лайнер, где на борту 5000 пассажиров? Грузовое судно, у которого есть двигатели, навигация, связь и какие-то условия для жизни? В любом случае, яхта — куда более роскошное, ценное и высокотехнологичное судно с обилием сложных систем — от управления до мультимедиа; насыщенность различной электроникой «на квадратный метр» у нее гораздо выше.
Для капитана — это просто разные аспекты опыта. Много моих однокурсников работает на судах длиной 200−300 м. Они хороши в своем деле, но не смогут быть яхтенными капитанами — это отдельная история. Задача капитана коммерческого судна — прийти из пункта «А» в пункт «Б» кратчайшим путем с минимальными затратами топлива. А швартовать огромное судно, по большому счету, — не такая уж сложная задача.

Яхтенный капитан должен быть и менеджером, и психологом, следить, чтобы владельцу было комфортно на борту, уметь с ним общаться и, конечно, грамотно объяснять, что следует делать, а что нет. Все же помнят фильм «Волк с Уолл-стрит», когда Ди Каприо утопил 50-метровую яхту? Поэтому когда меня спрашивают, какую волну может выдержать эта яхта, я отвечаю так: «Ну, в принципе, большую. А вы этот фильм смотрели?»

Как отличить действительно хорошую лодку от среднего экземпляра?

Хорошая яхта для каждого своя. Для кого-то это парусная лодочка длиной 7 метров, а кому-то и 40 метров мало. Она должна наиболее полно отвечать ожиданиям владельца по части надежности, управляемости, удобства и, что очень важно, дальнейшей ликвидности. Я не знаю ни одного человека, который купил бы себе яхту на всю жизнь. А чтобы расставание с лодкой было комфортным, всегда надо думать о ее востребованности и ликвидности на вторичном рынке.

Можно ли сегодня встретить откровенно плохую яхту, учитывая, что все проекты должны соответствовать правилам надзорных органов?

Все яхты построены примерно из одних и тех же материалов и комплектующих. Вопрос в том, как все сделано. И сама яхта, и ее оборудование могут быть успешно сертифицированы, но если все установлено кривыми руками или в процессе проектирования допущены инженерные просчеты… Одна верфь выпускала на рынок проект длиной 32 метра, и они сняли видео, где сообщили, что потратили на разработку 10  000 человеко-часов. Я показал этот ролик нашим проектировщикам на Princess Yachts, и те долго смеялись. 10  000 часов для яхты длиной 32 метра — это очень мало. На хорошую разработку нужны куда более масштабные ресурсы.

Вы много лет работаете с яхтами Princess и знаете их от и до. В чем ценность этого бренда?

Конструктивное совершенство, надежность, мореходность и, конечно, дизайн: плавность и эргономичность линий, их природная красота. Кроме того, бренд очень узнаваемый и ликвидный. Мне иногда говорят: «Вы — самые ленивые продавцы на свете, вам легко продавать эти яхты, они сами себя продают». Очень ценно то, что у нас большая и в то же время надежная команда дистрибьюторов по всему миру. Мы уверены друг в друге: ни один из нас никогда не испортит имидж бренда.

Вы сами ездите на верфь Princess Yachts контролировать постройку и принимать готовые яхты. Это необходимость или формальность? Как обстоят дела с качеством?

Основная часть дистрибьюторов Princess по миру принимает продукт как он есть: европейцы не предъявляют сверхтребований, понимая, что Princess — уже сама по себе отличная яхта. Российский клиент более взыскательный, и чтобы ему соответствовать, мы сильно вредничаем. Nordmarine — единственный в мире дистрибьютор Princess, который имеет постоянного представителя на верфи. Это высококвалифицированный инженер, который каждый день на месте контролирует всё: от бортовых систем до окраски, — временами заставляя что-то менять исходя из инженерной целесообразности. Именно с его помощью верфь сделала очень много улучшений. Так что яхты, построенные верфью для нашей компании, существенно отличаются от остальных, и мы готовы в это инвестировать. Princess — великолепный продукт, но нет предела совершенству.

Только что спущена на воду Princess X95 — первая в новом X-классе. Вы уже знакомы с этим проектом. Расскажите, пожалуйста, о деталях.

Обычно чем больше яхта, тем короче список опций, потому что судно изначально полнее укомплектовано. С X95, несмотря на традиционную для Princess богатую комплектацию, верфь пошла по пути максимальной кастомизации. Именно для этой модели предложено еще больше вариантов планировок и дополнительного оборудования. Изначально было заявлено три версии планировки главной палубы: полностью открытая, с мастер-каютой или кинотеатром в носу. Сейчас возможностей гораздо больше, особенно для нижней палубы. Одних вариантов компоновки отсека экипажа — восемь! Интересно, что лодку может обслуживать команда от трех до шести человек — в зависимости от потребностей владельца.

В гостевой части нижней палубы возможностей тоже масса: четыре или пять кают во всех вариациях, включая гардеробные, каюты для няни, хозяйственные помещения с профессиональным оборудованием для стирки. Я этим лично занимаюсь: сейчас в постройке уже девять корпусов, три из них наши, и я собираюсь увеличить эту цифру. X95 тем и хороша, что на ней жилого пространства больше, чем у Princess 32M, и почти столько же, как на 35M, которая на пять метров длиннее.

Что нового мы увидим в ближайшее время в модельных линейках Princess?

Следующей будет X80 — яхта-кроссовер, унифицированная модель с Princess 78: корпус тот же, но другая надстройка. В этой серии, построенной на одной платформе, четыре яхты разной архитектуры: Y78, S78, V78 и X80. Еще появится новая Princess Y72.

Что именно привносит в дизайн яхт Princess студия Pininfarina?

Работа с Pininfarina началась с проекта R35 и продолжилась на Y85, Y78, Y95 и X95. Все делается совместно: дизайн-бюро Бернарда Олесински занимается проектированием корпусов; за общую концепцию отвечает глава департамента дизайна Princess Энди Лоуренс, а Pininfarina эту концепцию «полирует», добавляя финальные штрихи. Их задача — сделать так, чтобы яхта выглядела дорого: они работают над плавностью линий, деталями типа воздухозаборников, стоек хардтопа… Плюс они поработали над цветовой схемой, сделав возможной двухцветную окраску, и привели всю линейку моделей к единой концепции.

Какую модель Princess вы бы выбрали для себя?

Сегодня это, наверное, Princess F55. Лет пятнадцать назад, когда я только начинал работать в Nordmarine, мне нравилась Princess 57, потом модели длиной 54 и 56 футов. Я так и остался в этом размере 50+ футов, потому что люблю его: лодка уже немаленькая, но еще не очень большая, хотя на ней есть все то же, что и на более крупных яхтах. Идеальный размер яхты для тех случаев, когда хочется управлять самостоятельно, без команды.

За что вы любите свою работу?

За то, что есть возможность общаться с огромным количеством неординарных людей. И, конечно, нравится результат: ты сдал лодку покупателю и понимаешь, что подарил человеку невероятные эмоции. Именно это, а не подписание контракта, — лучший момент во всей истории сделки.

Дата:

31.08.2020

Текст

Ольга Селезнева

Фото

Princess Yachts

Следующая статья

Турция отмечает приток суперяхт и российских туристов

Предыдущая статья

Дайджест новостей: 23-29 августа

Новые материалы
Похожие статьи