Лица индустрии
От увлечения к серьезному бизнесу. Интервью с Алексеем Михайловым, президентом компании Bering Yachts
Сменяется поколение судовладельцев, людям приходит новое понимание, как лучше ходить по морю, на чем и с какой экономичностью.
Лица индустрии

От увлечения к серьезному бизнесу. Интервью с Алексеем Михайловым, президентом компании Bering Yachts

Сменяется поколение судовладельцев, людям приходит новое понимание, как лучше ходить по морю, на чем и с какой экономичностью.
Следующая статья

Рахми Коч, филантроп и владелец верфи RMK Marine, о бизнесе и любви к морю

Предыдущая статья

С ветерком по Монако. Присматриваемся к новому кабриолету Bentley

Какое у вас базовое образование? Как и когда вы начинали бизнес?

В 1985 году я закончил Ленинградский гидрометеорологический институт по специальности «инженер-гидролог» и несколько лет работал по специальности. Потом основал свой бизнес в области экологии и природоохраны. Дела шли неплохо, и мы купили почти «убитый» кораблик длиной 42 м, восстановили и с удовольствием отдыхали на его борту, временами используя в коммерческих целях. После этого я, что называется, заболел темой.

Как вы пришли к строительству яхт?

В 1993 году судьба забросила меня в США; там я купил лодку длиной 23 фута, на которой ловил рыбу в свое удовольствие, но при этом мечтал о дальних путешествиях. Наиболее подходящими для них мне показались траулерные яхты. Очень нравились Nord Haven и другие «взрослые» яхты, но сталь я считал наиболее подходящим материалом. Особенно после того, как сгорела моя лодка из стеклопластика, — меня это напугало на всю жизнь. Потом я оказался в Китае и там понял, что можно относительно бюджетно строить стальные траулеры. Пришлось учиться всему, что связано с судостроением. Первым был 55-футовый корпус; мы продали эту яхту, затем появился клиент на следующую… В Китае я построил шесть лодок.

Но в итоге для строительства своих яхт вы выбрали Турцию…

В этой стране давняя культура судостроения, и по объемам производства яхт она входит в число мировых лидеров. Здесь есть необходимый уровень развития индустрии, представители главных брендов по оборудованию, квалифицированные специалисты во всех областях, включая изготовление интерьеров. Законодательство более гуманное (не сравнить с Китаем и многими другими странами), позволяющее иностранцам владеть компаниями и оперировать на территории страны.

Мы работаем в Анталье, в свободной экономической зоне, где большая часть индустрии — судостроение: здесь около 20 верфей, в том числе принадлежащих Damen Group. Своего рода бизнес-парк, позволяющий эффективно работать.

Моторная яхта Bering 106 — это представитель нового поколения яхт верфи, сочетающих высокие мореходные качества и современные тренды наружного и внутреннего дизайна

Кто занимается проектированием ваших яхт?

Будучи инженером, имея опыт научно-исследовательской работы, я понимаю важность специалистов, особенно с сфере судостроения. Концептуальным дизайном лодок Bering, развитием линейки и клиентами я занимаюсь сам. У нас есть главный конструктор Валерий Савельев, который в компании с самого начала и, надеюсь, еще долго будет работать с нами. Его задача — обеспечить лодкам надежность, требуемые мореходные качества, эффективность. Дизайном экстерьера занимается австралиец Скотт Бли — очень талантливый человек. Интерьеры разрабатывает команда из пяти специалистов высокого класса. В разработке дизайна интерьеров участвуют и заказчики: наши проекты позволяют менять для одной модели даже общее расположение и создавать модификации в довольно широких пределах.

Весь инженерный цикл работ мы проводим сами, без привлечения кого-либо со стороны: в компании работают инженеры — системщики, электрики, механики… Сегодня на верфи работает около 100 человек. Есть субподрядчики, но основные работы, связанные со строительством яхт, мы также осуществляем сами, лишь иногда, как, например, сейчас, привлекая дополнительно судовых маляров и сварщиков.

Почему вы занялись траулерами? В чем вам видится перспективность этого типа?

Понятие «траулерная яхта» возникло в США в 1950-е годы, когда еще не было прогулочных судов для дальних путешествий, и в этих целях началась переделка рыболовецких судов, преимущественно траулеров — мореходных, безопасных, экономичных. Мы ушли от рыболовной специфики, сохранив все необходимые качества «рыбаков».

Не все воспринимают термин «траулерная яхта», поэтому свои суда мы называем экспедиционными. На наши лодки многие пересаживаются с быстроходных композитных круизеров и даже с парусных яхт. Люди стремятся к высокому уровню комфорта и, полагаю, к некоторой гламурности, присущей большим моторным яхтам, при этом желая оставаться в «оболочке» серьезного «морехода». Оболочка эта тоже меняется: сейчас у нас в постройке яхты длиной 92 и 106 футов, которые имеют более классический облик — траулерами их назвать уже сложно.

Подготовка к спуску моторной яхты Bering B70

Вы сразу начали строить крупные яхты?

Как я уже сказал, мы начали с 55 футов, потом появилась лодка длиной 65 футов, за ней — 85 футов. Увеличение длины наших яхт обусловлено запросами клиентов. К примеру, какому-то заказчику нравится наша яхта длиной 80 футов, но хочется что-то покрупнее, и появляется лодка длиной 95 футов. После нее кто-то просит 115-футовую. Далее поступает запрос на 130 футов…

Насколько обширен модельный ряд яхт Bering?

Он включает 15 моделей в четырех линейках; мы даже считаем, что их слишком много, но планируем развитие в сторону увеличения длины. Такая эволюция, думаю, свойственна всем компаниям, хотя «малые формы» мы тоже не оставляем без внимания. Мне представляются оптимальными яхты 65−80 футов, где хорошо ощущаешь единение с морской стихией, не являешься пассажиром и даже стоишь вахту. А более крупные лодки уже требуют команды. Поэтому младшие модели, хотя они и менее рентабельны, мы оставим. Их труднее строить: начинять практически тем же оборудованием, что и супер-яхты, — более сложная инженерная задача, которую, впрочем, интересно решать. Полагаю, наши экспедиционные яхты длиной 65 футов — самые «заряженные» на рынке. Лодки длиной более 24 м мы строим под жестким надзором классификационных обществ: сейчас у нас в эллингах две такие модели, и планируем начать еще две.

В эллинге. На неокрашенном корпусе хорошо виден раскрой обшивки

Трудно ли конкурировать с другими верфями?

Экспедиционные яхты — популярная тема, их строят многие именитые и новые верфи. Спустя время этот сегмент может начать доминировать на рынке. Сменяется поколение судовладельцев, скорость уже не так востребована, людям приходит новое понимание, как лучше ходить по морю, на чем, с какой экономичностью. Поэтому мы строим наши лодки «вокруг» комфорта и безопасности. Наверное, мы проигрываем итальянцам в плане дизайна: они гении, с ними сложно конкурировать. Мы стараемся не уступать им в эстетике, хотя наши клиенты как раз этого и не требуют — им важнее надежность.

Среди конкурентов в верхнем размерном диапазоне назову Cantiere delle Marche (Италия). Но людям свойственно строить лодки, ориентируясь на родную акваторию. Голландцы с их стальными яхтами прибрежного плавания и для внутренних вод стоят особняком: лодки мелкосидящие, невысокие — для прохода под мостами, у них «легкая начинка». Я вырос на Охотском море и, наверное, генетически стремлюсь строить суда, которые в состоянии в ноябре пройти по нему, несмотря на суровые условия: я знаю, каким оно бывает.

Еще есть суда американских брендов из Юго-Восточной Азии, но с ними мы не конкурируем: наши яхты стальные. К нам приходят люди, которые выбирают, к примеру, между Nord Haven и Bering. Некоторых сталь почему-то останавливает, они предпочитают стеклопластик, хотя владельцев суперяхт сталь не пугает, а радует. Есть композитные модели из Китая, но и с ними мы не пересекаемся.

Есть ли у заказчиков траулерных яхт специфические предпочтения?

Да, конечно. Зачастую они хотят попасть на лодке туда, куда на других судах не пройти, чтобы при этом длительное время находиться в комфорте без ощущения нехватки чего-либо. Если сравнивать с внедорожниками, то четыре ведущих колеса, межколесный дифференциал, лебедки спереди и сзади — гарантия того, что доберешься куда угодно и при этом обязательно вернешься.

Людей интересует запас хода, расход топлива — это всегда обсуждается вплоть до рисования графиков. Многие интересуются «гибридами». Сейчас мы строим две такие лодки, одну — с большим банком батарей на 500 кВт·ч. Важна тишина, контроль за состоянием всех систем из рубки одним человеком, возможность ходить далеко вдвоем, надежность — мы дублируем не только основные, но и второстепенные системы, толщина металла на днище и стекол — на многих наших моделях она до 25 мм.

Все это касается живучести, надежности и безопасности судна. Мы очень серьезно относимся к сертификации применяемых материалов, особенно к их негорючести — возможно, это следствия пережитого мною пожара.

Ходовая рубка Bering B65. По насыщению оборудованием яхта не уступает существенно более крупным моделям

Что для вас бренд Bering?

Теперь это серьезный бизнес, который вырос из увлечения, но отчасти остается хобби. Такое вот счастливое стечение обстоятельств. Но и большая ответственность: плохо спроектированная и построенная лодка может «выдавливать» человека, потому что качается, вибрирует, гудит, где-то приходится нагибать голову, протискиваться бочком… Даже день-два на такой лодке не в радость, и подобных историй я слышал немало. Понимающие люди после тестового выхода на 65-футовом Bering говорят, что здесь комфортнее, чем на иной лодке длиной 100 футов.

Я работаю 24 часа в сутки, мне совершенно не хочется ни выходных, ни отпусков. Это какое-то наваждение или даже в некотором смысле obsession — одержимость в переводе с английского.

Каким вы видите будущее компании?

Мы будем развиваться и продолжим строить стальные экспедиционные яхты semi custom: спрос на такие суда, уверен, будет расти. Опытных людей всегда привлекали яхты комфортабельные и безопасные в любых погодных условиях, с прочным корпусом и надежными системами. А в отношении дизайна мы стараемся применять современные стилистические решения для экстерьера, которые в сочетании с не менее элегантными интерьерами наделяют наши яхты вневременным обликом. И самое главное — мы всегда открыты для сотрудничества с клиентами, чтобы воплотить интересные идеи и создать яхту их мечты.

15 яхт

сегодня составляют модельный ряд Bering, при этом линейка будет развиваться в сторону увеличения длины

Дата:

13.10.2019

Текст

Антон Черкасов-Нисман

Фото

Bering Yachts

Следующая статья

Рахми Коч, филантроп и владелец верфи RMK Marine, о бизнесе и любви к морю

Предыдущая статья

С ветерком по Монако. Присматриваемся к новому кабриолету Bentley

Новые материалы
Похожие статьи