Конструкторы и дизайнеры
Альберт Назаров — о том, что такое «волшебная длина» для прогулочных судов, и о последствиях ее превышения
Альберт Назаров — глава компании Albatross Marine Design (Таиланд)
Конструкторы и дизайнеры

Альберт Назаров — о том, что такое «волшебная длина» для прогулочных судов, и о последствиях ее превышения

Альберт Назаров — глава компании Albatross Marine Design (Таиланд)
Следующая статья

Дайджест новостей 29 ноября - 5 декабря

Предыдущая статья

Galeon 700 Skydeck: разбор наворотов

Всегда ли судовладелец, покупая и эксплуатируя яхту или катер, понимает, в какую «нормативную нишу» попадает его судно? В мировой практике существует предел 24 м, называемый в профессиональных кругах волшебной длиной. Яхты до 24 м принадлежат к категории малых судов (small craft), к которым предъявляются смягченные требования: упрощенные сертификация, регистрация и лицензия на управление. Более крупные суда, как правило, подпадают под международные морские конвенции, что делает их постройку и эксплуатацию несравнимо более дорогой.

Судно длиной до 24 м — это малое рекреационное судно, которое обычно сертифицируют под директиву ЕС 2013/53/EU (RCD, Recreational Craft Directive) и производные от нее документы неевропейских стран (как показывает наш опыт, сейчас большинство стран с претензией на развитие яхтинга копирует подходы этой директивы).

Судно длиной более 24 м многие считают уже суперяхтой (или при длине свыше 60 м — «мегаяхтой»). Обычно к такому судну применяется «Кодекс для больших яхт» (Red Ensign Group Large Yacht Code), оно имеет класс классификационного общества, стоит существенно дороже и требует профессиональной лицензии для управления им.

Малые рекреационные суда на рынке Европы имеют сертификат СЕ на категории «A», «B», «C» или «D» (тип акватории), выбитые на «табличке строителя», — верный признак того, что судно является малым. Однако если посмотреть на линейки некоторых европейских производителей моторных яхт, то у них старшая модель может иметь наибольшую длину 84, 88 и даже 90 футов, но при этом они попадают в категорию малых судов и сертифицированы под требования директивы ЕС 2013/53/EU. Следующая модель (если она есть) при длине более 100 футов — это уже суперяхта.

Следует заметить, что здесь учитывается длина корпуса, из которой исключены все элементы, которые могут быть демонтированы неразрушающим способом. То есть и подвесной мотор, и бушприт, и якорный роульс в эту длину не входят. Яхта может иметь обозначение длины 84 фута (25,6 м), то есть вроде бы более 24 м, но… Приглядитесь — превышение достигнуто за счет закрепленной на болтах кормовой платформы или носовой секции (до таранной переборки).

Действительно, некоторые верфи использовали определение длины корпуса как лазейку, чтобы формально «запихнуть» свои моторные яхты в норматив 24 м. У таких моделей форпиковый отсек прикручен на болтах, что позволяет только в носу добавить до 5 м фактической длины! В настоящее время сертифицирующие органы косо смотрят на подобные трюки с длиной, и такая конструкция, скорее всего, будет зачтена в длину корпуса.

В России также есть свой «волшебный размер», ограничивающий кластер маломерных судов, к которому относятся лодки длиной до 20 м (к тому же имеющие на борту не более 12 человек). При этом у нас длина судна берется наибольшая, а не корпуса. Вот такая российская «волшебная длина» под ГИМС. Как говорится, «мы пойдем своим путем», хотя непонятно, почему не использовать 24 м, ведь Россия — участник всех морских конвенций.

В связи с этим известные проблемы возникают у тех, кому посчастливилось стать владельцами яхт иностранной постройки длиной 20‑24 м с сертификатами СЕ. Скорее всего, им предстоит (или это уже было) удовольствие общения с Морским или Речным регистром и обсуждение разных невыполнимых требований, установки на вашей красавице пожарного щита с лопатами и ведром, ящика с песком и прочих рудиментов большого судостроения — «для вашей же безопасности». Занимает место и лишено смысла!

Таким образом, владельцу яхты важно знать и грамотно пользоваться понятием волшебной длины. Ведь часто бывает так, что клиент заказывает проект яхты длиной 25‑30 м, что в плане расходов не рационально: из-за нескольких лишних метров длины судно попадает в другую нишу регулирования, и расходы на него существенно возрастают без заметного роста мореходности и комфорта. Это как раз тот случай, когда каждый сантиметр может иметь значение. Выбирайте длину грамотно!

Дата:

04.12.2020

Следующая статья

Дайджест новостей 29 ноября - 5 декабря

Предыдущая статья

Galeon 700 Skydeck: разбор наворотов

Новые материалы
Похожие статьи