MOTORBOAT
СЕ-сертификация: что полезно знать - фото СЕ-сертификация: что полезно знать - фото

СЕ-сертификация: что полезно знать

# Партнерский материал # Технологии

Европа, где зарегистрировано более 6 млн прогулочных судов, — второй по величине яхтенный рынок в мире после США, и он весьма привлекателен для российских производителей лодок и морского оборудования. Еврокомиссия гармонизировала национальные законодательства, в том числе технические требования к прогулочным судам, и ныне действует единый для всех стран ЕС документ — Директива Европейского союза 2013/53/EU о прогулочных судах (далее — Директива; Recreational Craft Directive, RCD). В соответствии с ней все суда и морское оборудование, продающиеся в странах ЕС, должны соответствовать определенным нормам (табл. 1). Подтверждением соответствия является сертификат СЕ (СЕ — аббревиатура от французского Conformité Européenne, ‘европейское соответствие’).

О «скучном», но важном

Тому, кто всерьез планирует экспортировать свою продукцию на европейский рынок, стоит внимательно ознакомиться с Директивой. Она описывает основные принципы безопасности, надежности и качества прогулочных судов, хотя и не содержит конкретных требований к производству. Все требования к конструкции, остойчивости и непотопляемости, экологичности выхлопа и шумности, регламенты проведения испытаний и прочие нормативы сформулированы в стандартах ISO (International Organization for Standardization). Всего c Директивой сопрягаются более 60 стандартов ISO — для судов разной длины и с двигателями разной мощности: стандарты пожаробезопасности, требования к электрическим, водяным, воздушным системам, системам управления и навигации. Также регламентируется содержание Руководства по эксплуатации судна.

Накренение парусной яхты при проведении теста на остойчивость - фото
Накренение парусной яхты при проведении теста на остойчивость

На СЕ-сертификацию уполномочены только организации, авторизованные ЕС для оценки товаров/услуг на предмет соответствия Директиве. Одна из наиболее известных — Международный морской сертификационный институт (International Marine Certification Institute, IMCI). Если продукт соответствует требованиям и успешно прошел сертификацию, то производитель получает подтверждающий документ, подписанный уполномоченным органом. На основании этого сертификата с каждой единицей продукции он выпускает Декларацию соответствия (Certificate of Conformity), а товар получает право маркироваться знаком «СЕ». Маркировка может наноситься на сам продукт, сопроводительную документацию и упаковку.

СЕ-сертификация: что полезно знать - фото 1

Категории и модули

Для классификации прогулочных судов Директива устанавливает категории: «A» (океанские суда), «B» (суда для моря), «C» (суда для прибрежного плавания), «D» (суда для ВВП). Тип, конструкция и технические характеристики судна диктуют районы и погодные условия, в которых оно может эксплуатироваться.

Директива определяет разный объем требований для каждой из категорий судов в соответствии с модулями сертификации.

Самостоятельная оценка производителем соответствия судна требованиям Директивы предусмотрена только для модуля А. В остальных случаях обязательно участие уполномоченного органа (сертифицирующего института) в процессе оценки соответствия проекта или готового судна требованиям, а также необходимо проведение инспекций и испытаний.
Сертификационный процесс может начинаться на стадии разработки проекта (это так называемый plan approval). Однако полноценная сертификация происходит на производственной стадии.

СЕ-сертификация: что полезно знать - фото 1

СЕ-сертификация подразделяется на обязательную и добровольную. Для каждой из категорий судов есть минимальные обязательные требования (табл. 2). При этом для любого судна также доступна и расширенная добровольная сертификация; она повышает доверие пользователей в странах ЕС к качеству и безопасности продукта, что может быть использовано как маркетинговый ход.

Как видно из табл. 2, минимальное обязательное требование для судов до 12 м всех категорий — это модуль А1. При его применении с участием представителя уполномоченного органа проводятся испытания остойчивости и непотопляемости. Для судов от 12 м для всех категорий (кроме «D») требуется полная сертификация по модулю B с инспекцией производства и испытаниями.

В 95% случаев применяются формулы B + C или B + F. В варианте B + C выполняется полная сертификация прототипа модели (одного корпуса), далее верфь сама совершает производственный контроль корпусов и выпускает Декларацию соответствия, подтверждающую их идентичность прототипу. В варианте B + F осуществляется полная сертификация прототипа модели, затем следует наблюдение инспектора за строительством каждого из корпусов. Сертификат CE выпускается уже не только на прототип, но и на каждый корпус серии.

Сертификация: быстро и без проблем

Продолжительность сертификации зависит от категории судна и выбранного модуля. Для судов длиной до 12 м при сертификации по модулю А1 можно справиться за полтора-два месяца. Продолжительность сертификации по модулю В связана с циклом строительства судна; по регламенту инспектор выезжает на производство два-три раза. Если с моделью все нормально, то сертификат выпускают в течение полутора месяцев после окончания ходовых испытаний.

Инспекторы IMCI проверяют конструкцию люкового закрытия парусной яхты - фото
Инспекторы IMCI проверяют конструкцию люкового закрытия парусной яхты

В IMCI разработаны удобные формы (некоторые на русском языке), позволяющие корректно и последовательно собрать технический файл на модель. Перед визитом инспектора производителя инструктируют, как подготовиться к успешным испытаниям.

Сертификации подлежит каждая модель, а сертификат выдается на два модельных года, после чего нужно его подтверждать. Сегодня поездки, в том числе деловые, в другие страны ограничены. В то же время для получения СЕ-сертификата в большинстве случаев требуется присутствие инспектора на производстве или при проведении испытаний. В IMCI предусмотрена процедура удаленной инспекции, когда контроль проводится посредством видео- и фотофиксации, что экономит время и бюджет заказчика.
Данила Тимошин, генеральный директор ООО «ТД АКВАМАРИН» (Санкт-Петербург)

 

Сертификацию, необходимую для выхода на европейский рынок, впервые мы провели еще в 2014 году; далее требовалась только информация об изменениях (если таковые были) в конструкции нашей продукции — складных лодок-RIB. Мы обратились в бельгийский центр сертификации IMCI, и процедура оказалась не сложной. От нас требовалось предоставить инспектору, приехавшему к нам на производство из Хельсинки, по одной модели лодок, причал для спуска на воду и мешки с песком — имитацию загрузки. Несмотря на специфическую конструкцию наших RIB’ов, был проведен ряд простых тестов (таких же, как для обычных лодок) — на остойчивость и высоту борта при скоплении людей у борта. Остальное — это документация по технологии производства, включая конструкцию мест складывания, используемым материалам и т.  п.

СЕ-сертификация: что полезно знать - фото 1

Сертифицировать или нет?

В 2020 году пандемия разделила жизнь на «до» и «после». Тем не менее она послужила стимулом роста спроса на рынке прогулочных судов и активности смежных отраслей. Особенность яхтинга такова, что возможность перемещения и приятного времяпрепровождения на воде сохраняется даже в жестких условиях при должной изоляции и минимуме контактов. Благодаря этому, а также отложенному спросу, который сформировался в период локдаунов, продажи прогулочных судов, водной техники и оборудования пока бьют рекорды во всем мире.

СЕ-сертификация: что полезно знать - фото 1

Для российских компаний, планирующих расширение экспорта, сейчас уникальный момент для разработки стратегии и подготовки плацдарма выхода на новые рынки. Через полгода-год, надеюсь, откроют границы, снова заработают выставочные площадки и вернется возможность активных личных продаж. А своевременно проведенная СЕ-сертификация является важным шагом на подготовительном этапе.

Похожие статьи