YMAG.media

Михаил Кулик — о причинах и последствиях несоблюдения правил безопасности на воде

Михаил Кулик — юрист, руководитель школы судовождения «Кормщик»

Навигация маломерных судов завершилась практически во всех регионах страны. Подводя ее итоги, министр по чрезвычайным ситуациям сообщил о более чем 30 000 выявленных инспекторами ГИМС случаях нарушения правил обеспечения безопасности пассажиров и около 270 происшествиях, в которых погибли или серьезно травмированы люди. Для сравнения, в России зарегистрировано более 53 млн автомобилей и около 1 млн маломерных судов. Но, как оказалось, отношение числа происшествий к количеству транспортных средств и тут и там примерно одинаковое. Единственное различие в том, что в дорожных происшествиях чаще гибнут пешеходы и пассажиры «невиновных» автомобилей, а на воде — наоборот, преимущественно страдают сами нарушители правил и их гости.

Причин подобных правонарушений, повлекших смерть или травмы людей, всего три: управление маломерным судном в состоянии алкогольного опьянения, несоблюдение правил плавания и отсутствие спасательных жилетов у судоводителей и пассажиров. Зачастую трагедии случаются по всем трем причинам одновременно.

Если с «пьяным» судовождением все очевидно, и не имеет смысла останавливаться на этом подробно, то с двумя другими факторами следует разобраться.

Нарушение правил плавания. Подавляющее большинство происшествий, вызванных этой причиной, — наезд на купающихся или столкновение с другими судами. Виновники не знают или не соблюдают запрет движения и ограничение скорости вблизи зон организованного или стихийного купания людей. При этом всего‑то нужно помнить, что в соответствии с Правилами пользования маломерными судами (утверждены Приказом МЧС № 487 от 06.07.2020) запрещено заходить под мотором или парусом и маневрировать на акваториях пляжей и других мест массового отдыха населения на водных объектах, а также осуществлять буксировку различных устройств или приближаться на гидроциклах ближе чем на 50 м к обозначенным границам заплыва на пляжах и в других местах купания.

Если говорить о столкновениях маломерных судов, в которых гибнут или страдают люди, тут еще проще. В соответствии с теми же Правилами, при опасном сближении каждый из судоводителей обязан изменить курс вправо, а при пересечении курсов уступает тот, у которого «помеха справа». Эти нехитрые требования знает каждый автомобилист, но, выходя на своей лодке на воду, многие почему‑то о них забывают.

Нарушения правил обеспечения безопасности судоводителей и пассажиров. Тут главное словосочетание — спасательный жилет! Из более полутора сотен утонувших в 2023 году ни на одном жилета не было! Взрослым людям надо объяснять, почему спасательный жилет спасает жизнь? Прямой перевод англоязычного термина life vest — жилет жизни!

И еще одна форма несоблюдения правил безопасности — опасное маневрирование. Это не только крутые виражи, которые закладывает судоводитель, чтобы показать свою лихость, позабавить пассажиров или одарить их адреналином. Такие происшествия — от вылета на каменистый берег или столкновения с опорой моста до наезда на гидроциклистов и опрокидывания судна на циркуляции — в настораживающем количестве в нынешнем году зафиксированы в Дагестане и Ростовской области, Сибири и Санкт-­Петербурге.

Если подвести итог, можно однозначно утверждать, что общими для всех перечисленных происшествий причинами являются незнание/несоблюдение правил плавания и пользования маломерными судами, необоснованная самоуверенность и нежелание считать маломерное судно таким же источником повышенной опасности, как и любое другое транспортное средство. Будьте внимательны на воде, и удачи вам в следующем сезоне!

Похожие статьи