И целого мира мало!

На январской выставке в Дюссельдорфе все модели Hallberg-Rassy были сгруппированы на одном стенде. Кроме одной: Hallberg-Rassy 64 стояла в линии с крупными круизерами других брендов, словно бы приглашая сравнить. Впрочем, я свои сравнения сделала давно, как только познакомилась с этими лодками.

Текст Ольга Селезнева Фото Hallberg-Rassy

На входящую в марину лодку Hallberg-Rassy с характерной синей полосой на борту всегда оборачиваются те, кто понимает. А что, собственно, понимать? Ну например, что на борту, скорее всего, не развеселая компания в чартере. И не суровые парни — участники крутой регаты. И не стесненные в средствах морские бродяги. Совершенно ясно, что ее владелец — человек, который в данный момент просто наслаждается комфортным и безопасным яхтингом. Главная особенность Hallberg-Rassy в том и состоит, что эти лодки позволяют ходить в море в любом возрасте, без привлечения профессионального экипажа или толпы друзей. Основатель верфи Кристоф Расси совершил кругосветное путешествие на Hallberg-Rassy 62 (HR 62) в возрасте 72 лет, доказав, что понятие «push button sailing» — не пустой звук: хорошая яхта действительно может управляться кнопками.

На верфи все этапы производства можно увидеть своими глазами

Компания

Расположена верфь в городке Эллёс, в 80 км к северу от Гётеборга, на острове Оруст. Нынешний ее глава Магнус Расси, сын Кристофа, живет в Эллёсе по адресу Hallberg-Rassyvagen, 1 — на единственной в Швеции улице, носящей имя верфи.

Качество лодок Hallberg-Rassy объясняют в том числе и тем, что строят их только шведские мастера, причем не в первом поколении: они просто не умеют работать плохо. Проекты всех Hallberg-Rassy с 1988 года создал Джерман Фрерс — конструктор яхт Nautor’s Swan и Wally. Условия для тестов тут идеальные: в здешних шхерах даже при сильном ветре вода спокойная, а всего в паре миль — открытое море с короткой высокой волной, позволяющей оценить мореходность яхт. Приехать сюда ознакомиться с производством можно в любое время, кроме периода летнего коллективного отпуска. И, конечно, стоит побывать здесь в последние выходные лета, когда устраивают выход всех яхт на тесты в море.

Палуба, кокпит, такелаж

Флагманская модель верфи — Hallberg-Rassy 64 — была представлена в 2011 году, но у всех корпусов разная планировка: в отличие от серийных младших моделей, HR 64 — яхта semi custom. Впрочем, «фамильные черты» одинаковы. Палубные люки сделаны заподлицо — и не споткнешься, и загорать удобно. С этой же целью вентиляционные «грибки» сделаны компактными. Под палубу спрятано все, что можно: проводка такелажа, якорная лебедка и т. д. Гика-шкот и грота-шкот с гидроприводом внутри гика позволяют избавиться от лишних веревок в кокпите. Паруса марки Elvstrom серии EPEX обеспечивают яхте хорошие ходовые качества, отличаются износостойкостью, скручиваются гидроприводом и управляются кнопками. Внутренний штаг позволяет нести кливер или штормовой стаксель, а перед передним штагом установлен фитинг для скрутки геннакера или Code 0. Удивительно, но и этими парусами также можно управлять прямо из кокпита. Пьедестал для штурвала вмещает картплоттер, клавиши управления закрутками и подрульками: легко маневрировать и швартоваться в одиночку.

Интерьер

Внутри  обилие света: в корпусе и надстройке — 30 (!) иллюминаторов, из них 12 — в салоне. Еще один признак грамотного проектирования — единый уровень нижней палубы от носа до кормы, без травмоопасных порогов. Безопасность и комфорт — это  и такие «мелочи», как дверные ручки без углов, поручни, расположенные именно там, где за них хочешь схватиться, нескользящие коврики на пайолах и пр.

Мастер-каюта от борта до борта располагается на корме; места достаточно, чтобы разместить здесь и стоящую в центре большую кровать, и пару диванчиков, и туалетный столик. Остальные каюты планируются в соответствии с пожеланиями заказчика. Салон с диванами и креслами позволяет устроить «кинозал» — здесь есть выдвигающийся экран 40", который может служить картплоттером или показывать изображения с видеокамер. Как дань хорошей морской практике, на борту есть специальный шкаф для бумажных навигационных карт (их можно хранить, не складывая). Линейный камбуз по левому борту позволяет установить несколько холодильников и посудомойку, а шкафчики вмещают огромное количество и посуды, и припасов.

Нередкий на новых лодках запах свежего пластика здесь отсутствует: пахнет только благородным деревом. Качество мебели — высочайшее, с подгонкой фактуры и множеством изогнутых элементов из тика или махагона: так уже редко где делают, особенно на «массовых» лодках.

Хардтоп

Опционально Hallberg-Rassy 64 можно оборудовать жесткой крышей над кокпитом с боковым и передним остеклением

 

Дополнительное оборудование

На такую лодку можно установить массу оборудования: радары, картплоттеры и AIS; спутниковая связь позволит получать прогноз погоды в любой точке планеты, а дизель-генератор и опреснитель существенно повысят автономность. Системы кондиционирования и обогрева дают комфорт в любых широтах, а дивинисел в конструкциях работает и как хороший «термос» в жару и холод. Вентиляционные решетки и «окна» на шкафчиках и дверях кают избавляют от запотевания изнутри. Для сушки мокрой одежды предусмотрено специальное помещение. Ну а моторный отсек на HR 64 просто гигантский — он неизменно удивляет всех, кто привык к аскетизму чартерных лодок. Здесь можно стоять почти в полный рост, и, конечно, звуко- и виброизоляция на высоте.

HR 64 управляется легче, чем ожидаешь от яхты такой длины 

Ходовые качества

Водоизмещение HR 64 достигает 36 т, при этом масса свинцового киля 12,7 т, и кренится яхта куда меньше, чем более легкие модели этой длины. Осадка 2,50 м позволяет заходить практически в любую марину. При полном бакштаге 15 узлов судно уверенно выдает 11 узлов. Под мотором Volvo Penta мощностью 300 л. с. скорость достигает 10,5 узлов. При 1600 об/мин скорость составляет 8 узлов; расход топлива всего 8 л/ч (1 л на милю). Если есть задача поставить рекорд автономности, то на 4 узлах (расход 0,25 л на милю) лодка может пройти по спокойной воде 6500 миль! Другое дело, где найти столько спокойной воды в океане?

Мне доводилось слышать, будто Hallberg-Rassy — «северная» лодка для сурового скандинавского климата. Это верно лишь отчасти: HR 64 — лодка для любых морей. Никогда еще качество и мореходность не были избыточными: серьезную погоду можно встретить где угодно: бора на Адриатике или тропический шторм на Карибах не спрашивают, насколько ваша яхта соответствует идеям маркетологов, — тут важнее прочность и надежность. И главное, эти шведские лодки могут простить многие ошибки, от которых не застрахованы даже самые опытные яхтсмены. 

Новости

Bentley Bentayga V8 оснастили бензиновым двигателем

Компания Bentley представила новейшую спортивную версию самой титулованной модели Bentayga V8, оснащенную 4-литровым бензиновым двигателем V8 нового поколения с двойным турбонаддувом.

Новости

Объявлены победители премии Motor Boat Awards 2018

10 января в рамках London Boat Show 2018 прошло чествование победителей престижной премии.

Стиль жизни

Искусство — в яхты!

О произведениях искусства на яхтах, о том, чем отличается собиратель от инвестора, о настоящем и будущем коллекционирования в России беседуем с директором Музея Фаберже (Санкт-Петербург) Владимиром Воронченко.
Верфь: Hallberg-Rassy
По теме

Юбилейный сезон Кубка Усть-Луги

Ровно три месяца остается до старта международной парусной регаты «Кубок Усть-Луги», которая в период с 10 по 16 июня 2016 года в пятый раз пройдет на Балтийском море.

Россияне приручили дракона

Чемпионат Европы в классе «Дракон» впервые состоялся на российской акватории. Гонки завершились 22 июля, и победил в чемпионате экипаж Анатолия Логинова из Москвы.

Уверенный финиш гонок «Паруса Белых Ночей»

С 4 по 7 июня в Санкт-Петербурге в акватории Невы у Петропавловской крепости проходило одно из самых интересных событий в парусном мире – Чемпионат Европы по матчевым гонкам EUROSAF 2015 «Паруса Белых Ночей – Кубок Дворца Конгрессов», официальная регата Мирового тура по матчевым гонкам.

Мини-мегаяхта MCY 86

Размеры и роскошь яхт связаны, но не всегда напрямую. В последние годы заметна тенденция переноса решений с крупных яхт на более компактные. На верфи Monte Carlo Yachts эту идею в очередной раз успешно реализовали: флагманская модель бренда обладает всеми качествами суперяхты… при длине до 100 футов.