И целого мира мало!

На январской выставке в Дюссельдорфе все модели Hallberg-Rassy были сгруппированы на одном стенде. Кроме одной: Hallberg-Rassy 64 стояла в линии с крупными круизерами других брендов, словно бы приглашая сравнить. Впрочем, я свои сравнения сделала давно, как только познакомилась с этими лодками.

Текст Ольга Селезнева Фото Hallberg-Rassy

На входящую в марину лодку Hallberg-Rassy с характерной синей полосой на борту всегда оборачиваются те, кто понимает. А что, собственно, понимать? Ну например, что на борту, скорее всего, не развеселая компания в чартере. И не суровые парни — участники крутой регаты. И не стесненные в средствах морские бродяги. Совершенно ясно, что ее владелец — человек, который в данный момент просто наслаждается комфортным и безопасным яхтингом. Главная особенность Hallberg-Rassy в том и состоит, что эти лодки позволяют ходить в море в любом возрасте, без привлечения профессионального экипажа или толпы друзей. Основатель верфи Кристоф Расси совершил кругосветное путешествие на Hallberg-Rassy 62 (HR 62) в возрасте 72 лет, доказав, что понятие «push button sailing» — не пустой звук: хорошая яхта действительно может управляться кнопками.

На верфи все этапы производства можно увидеть своими глазами

Компания

Расположена верфь в городке Эллёс, в 80 км к северу от Гётеборга, на острове Оруст. Нынешний ее глава Магнус Расси, сын Кристофа, живет в Эллёсе по адресу Hallberg-Rassyvagen, 1 — на единственной в Швеции улице, носящей имя верфи.

Качество лодок Hallberg-Rassy объясняют в том числе и тем, что строят их только шведские мастера, причем не в первом поколении: они просто не умеют работать плохо. Проекты всех Hallberg-Rassy с 1988 года создал Джерман Фрерс — конструктор яхт Nautor’s Swan и Wally. Условия для тестов тут идеальные: в здешних шхерах даже при сильном ветре вода спокойная, а всего в паре миль — открытое море с короткой высокой волной, позволяющей оценить мореходность яхт. Приехать сюда ознакомиться с производством можно в любое время, кроме периода летнего коллективного отпуска. И, конечно, стоит побывать здесь в последние выходные лета, когда устраивают выход всех яхт на тесты в море.

Палуба, кокпит, такелаж

Флагманская модель верфи — Hallberg-Rassy 64 — была представлена в 2011 году, но у всех корпусов разная планировка: в отличие от серийных младших моделей, HR 64 — яхта semi custom. Впрочем, «фамильные черты» одинаковы. Палубные люки сделаны заподлицо — и не споткнешься, и загорать удобно. С этой же целью вентиляционные «грибки» сделаны компактными. Под палубу спрятано все, что можно: проводка такелажа, якорная лебедка и т. д. Гика-шкот и грота-шкот с гидроприводом внутри гика позволяют избавиться от лишних веревок в кокпите. Паруса марки Elvstrom серии EPEX обеспечивают яхте хорошие ходовые качества, отличаются износостойкостью, скручиваются гидроприводом и управляются кнопками. Внутренний штаг позволяет нести кливер или штормовой стаксель, а перед передним штагом установлен фитинг для скрутки геннакера или Code 0. Удивительно, но и этими парусами также можно управлять прямо из кокпита. Пьедестал для штурвала вмещает картплоттер, клавиши управления закрутками и подрульками: легко маневрировать и швартоваться в одиночку.

Интерьер

Внутри  обилие света: в корпусе и надстройке — 30 (!) иллюминаторов, из них 12 — в салоне. Еще один признак грамотного проектирования — единый уровень нижней палубы от носа до кормы, без травмоопасных порогов. Безопасность и комфорт — это  и такие «мелочи», как дверные ручки без углов, поручни, расположенные именно там, где за них хочешь схватиться, нескользящие коврики на пайолах и пр.

Мастер-каюта от борта до борта располагается на корме; места достаточно, чтобы разместить здесь и стоящую в центре большую кровать, и пару диванчиков, и туалетный столик. Остальные каюты планируются в соответствии с пожеланиями заказчика. Салон с диванами и креслами позволяет устроить «кинозал» — здесь есть выдвигающийся экран 40", который может служить картплоттером или показывать изображения с видеокамер. Как дань хорошей морской практике, на борту есть специальный шкаф для бумажных навигационных карт (их можно хранить, не складывая). Линейный камбуз по левому борту позволяет установить несколько холодильников и посудомойку, а шкафчики вмещают огромное количество и посуды, и припасов.

Нередкий на новых лодках запах свежего пластика здесь отсутствует: пахнет только благородным деревом. Качество мебели — высочайшее, с подгонкой фактуры и множеством изогнутых элементов из тика или махагона: так уже редко где делают, особенно на «массовых» лодках.

Хардтоп

Опционально Hallberg-Rassy 64 можно оборудовать жесткой крышей над кокпитом с боковым и передним остеклением

 

Дополнительное оборудование

На такую лодку можно установить массу оборудования: радары, картплоттеры и AIS; спутниковая связь позволит получать прогноз погоды в любой точке планеты, а дизель-генератор и опреснитель существенно повысят автономность. Системы кондиционирования и обогрева дают комфорт в любых широтах, а дивинисел в конструкциях работает и как хороший «термос» в жару и холод. Вентиляционные решетки и «окна» на шкафчиках и дверях кают избавляют от запотевания изнутри. Для сушки мокрой одежды предусмотрено специальное помещение. Ну а моторный отсек на HR 64 просто гигантский — он неизменно удивляет всех, кто привык к аскетизму чартерных лодок. Здесь можно стоять почти в полный рост, и, конечно, звуко- и виброизоляция на высоте.

HR 64 управляется легче, чем ожидаешь от яхты такой длины 

Ходовые качества

Водоизмещение HR 64 достигает 36 т, при этом масса свинцового киля 12,7 т, и кренится яхта куда меньше, чем более легкие модели этой длины. Осадка 2,50 м позволяет заходить практически в любую марину. При полном бакштаге 15 узлов судно уверенно выдает 11 узлов. Под мотором Volvo Penta мощностью 300 л. с. скорость достигает 10,5 узлов. При 1600 об/мин скорость составляет 8 узлов; расход топлива всего 8 л/ч (1 л на милю). Если есть задача поставить рекорд автономности, то на 4 узлах (расход 0,25 л на милю) лодка может пройти по спокойной воде 6500 миль! Другое дело, где найти столько спокойной воды в океане?

Мне доводилось слышать, будто Hallberg-Rassy — «северная» лодка для сурового скандинавского климата. Это верно лишь отчасти: HR 64 — лодка для любых морей. Никогда еще качество и мореходность не были избыточными: серьезную погоду можно встретить где угодно: бора на Адриатике или тропический шторм на Карибах не спрашивают, насколько ваша яхта соответствует идеям маркетологов, — тут важнее прочность и надежность. И главное, эти шведские лодки могут простить многие ошибки, от которых не застрахованы даже самые опытные яхтсмены. 

Новости

Вечера Чайковского в ресторане «Европа» Гранд Отеля Европа

Изысканный ужин в сопровождении классической музыки и балета станет незабываемым впечатлением о пребывании в Гранд Отеле Европа.

Стиль жизни

Недремлющее око

Красота и сияние кожи, отличное настроение, бодрость духа и готовность к покорению новых вершин, начинается с чистого и увлажненного воздуха.

Путешествия

От Леванте до Поненте

От шикарного Портофино до гостеприимных марин Ривьера ди Поненте… Лигурийское побережье не может оставить равнодушным.
Верфь: Hallberg-Rassy
По теме

Определены победители Открытого первенства Санкт-Петербурга

В Академии парусного спорта Яхт-клуба Санкт-Петербурга 29-го июля завершилось Открытое первенство Санкт-Петербурга – первое из восьми парусных событий в программе Большой Санкт-Петербургской парусной недели.

В числе лучших

В открытом чемпионате России по парусному спорту в классе SB20 бронзовым призером стала корпоративная команда компании Nordmarine.

Имидж бренда

Sunseeker 86 Yacht у причала, возможно, и выглядит как судно для длительных спокойных круизов, но ходовые качества яхты однозначно свидетельствуют: она готова на большее.

Преданный и верный

Всего за два года линейка боурайдеров Finnmaster Husky смогла набрать значительную популярность в Северной Европе.