Владивосток. Город, где все по-другому

Выставки и регаты
Следующая статья

Бестселлеры THANN

Предыдущая статья

Кроссоверы или «классика»? X или Y?

Авиарейс из Петропавловска-­Камчатского во Владивосток перенес нас не только в иную климатическую зону, но и в совершенно другое в отношении яхтинга место.

Уже с первых минут знакомства с этим необычным городом стало понятно: море здешним жителям служит не только для промысла, и культура отдыха на воде тут не уступает наиболее развитым в этом плане регионам России. На выставке Vladivostok Boat Show 2021 (21−23 мая) мы встретились с людьми, чья работа давно и плотно связана с поддержанием и развитием яхтенной отрасли в Приморье. Они рассказали нам об особенностях этих мест и переменах, которые происходят на рынке и в обществе.

Сергей Диканов, яхтенный капитан

По навигации Приморье — очень комфортная акватория. Здесь нет течений, максимальный перепад между приливами и отливами составляет 2 м, частные объекты марикультуры только начинают развиваться, и пока, в отличие от Южной Кореи, их не размещают где попало. Пограничники тут не досаждают, и мест для прогулок выходного дня хватает: 2−3 часа неторопливого хода — и вы на любом из 14 островов архипелага Императрицы Евгении. Они все открыты, большинство — дикие, но кое-где есть причалы и даже ресторанчики.

Конечно, здешнюю береговую инфраструктуру с европейской не сравнить, но все же процесс идет: можно прийти на лодке, поесть гребешка, трепанга, краба. Короткий сезон не позволяет береговому сервису особо быстро развиваться, так как он все равно ориентируется прежде всего на сухопутных отдыхающих, которые начинают массово приезжать примерно с середины июня, когда вода прогревается хотя бы до +17 °C и можно купаться. В дальние походы отсюда тоже можно ходить, куда душа пожелает: на Сахалин, Шантарские острова, Камчатку, в Японию и Южную Корею. Конечно, сейчас из-за коронавируса за границу не выйти, но в целом японскую туристическую визу можно получить за три дня, а для яхтсменов там клондайк, и выходит не дороже, чем съездить на Алтай.

Что касается яхтенной инфраструктуры, то в самом Владивостоке и на острове Русский порядка десяти приличных стоянок и множество стихийных. Самые крупные яхт-клубы — это «Семь футов» и марина Морского университета. Правда, мест для всех желающих не хватает, хотя, например, Спортивная гавань на набережной стоит полупустая, поскольку цены на стоянку зашкаливают. С топливом, в отличие от Петропавловска-­Камчатского, у нас все хорошо: есть стационарная заправка на Первой речке, где можно швартоваться без ограничений по длине, а также плавучие станции в бухтах Улисс и Диомид.

В хорошую погоду акваторию Амурского залива наполняют суда всех типов и мастей

С сервисом тоже порядок: Volvo Penta, Yanmar, Caterpillar обслуживают на нормальном уровне. Но вот рефитами никто не занимается, и зимой лодки хранить негде. Более или менее крупные яхты здесь оставляют на зиму только те, кому по ­каким-то причинам сложно или невозможно уйти в тепло. Ну, или если лодки настолько старые, что им уже все равно. Отапливаемых ангаров для зимовки во Владивостоке никогда не было, и строить их не планируют, поэтому осенью народ начинает мигрировать на Филиппины и в Таиланд, причем некоторые остаются там на несколько лет. В прошлом году из-за пандемии в Азии застряло много лодок, и владельцы до сих пор пытаются вернуть их в Россию.

Сергей Волошенко, директор верфи Pacifico Yachts

Последние 10 лет мы наблюдаем здесь эволюционный переход от водных мотоциклов к семейным лодкам, кроме того, люди пересаживаются с подержанных лодок на новые. К­огда-то Владивосток стал столицей праворульных машин, где однажды все просто договорились между собой, что это нормально. Но потом вдруг решили, что это неправильно, и те, кто так поступает, — скажем так, несовершенные люди. Это произошло достаточно резко, и сейчас все, кто может себе позволить, принципиально пересаживаются на левый руль, даже если денег в обрез. Мне кажется, нечто подобное скоро произойдет и с яхтами. Все предыдущие выставки Vladivistok Boat Show почти целиком основывались на подержанных лодках, а в этом году впервые новых стало больше. Это отражает тенденцию развития, и, думаю, постепенно, начиная с небольших размеров, будет действовать негласный запрет на покупку подержанных яхт. По разным соображениям, но в том числе и ради безопасности. Медленно, но верно пошли законодательные инициативы, и прежде незримые вещи начинают проявляться, в частности — в ГИМС при регистрации маломерных судов. Г­де-то пошлина подросла, ­где-то пошли слухи, что подержанную лодку без определенных документов нельзя будет поставить на учет. Не знаю, может, конечно, эту разовую акцию провели, чтобы прощупать общественное мнение… Но в то же время новые лодки должны соответствовать Техническому регламенту Таможенного союза, иметь соответствующее свидетельство, а добиться этого для подержанных катеров, которые завозят из Японии, практически невозможно. Ради крепкой и дорогой яхты на такое еще можно пойти, но для массового сегмента — сложно. Люди стали больше ценить свою жизнь, а потому хотят новую, безопасную лодку, да и технический прогресс в материалах, конструкции и оборудовании сильно ускорился, отчего старые лодки начинают весьма проигрывать.

Старые японские катера по-прежнему составляют костяк маломерного флота Владивостока

К тому же люди теперь планируют свою жизнь не на год, а дальше, и семейный формат отдыха резко набрал обороты, тогда как разнузданные алкопоходы с рыбалкой постепенно сходят на нет. Теперь клиентов интересует, как они будут ходить на ту же рыбалку, но с семьей. И это сразу отрезало лодки спартанского типа, потому что нельзя, чтобы качало, было холодно и тесно. А значит, нужен размер побольше, плюс очень важна скорость, чтобы успеть доехать. Это связано не столько с погодой, сколько с ритмом жизни, потому что мало у кого получается посвятить яхтингу все выходные.

Впрочем, у нас есть несколько клиентов, которые смогли организовать себе несколько выходов в неделю: они уходят рано, часов в пять утра, ловят рыбу и успевают… на работу. Количество выходов у них доходит до шестидесяти за сезон, что по местным меркам рекорд. А если рассматривать среднюю интенсивность эксплуатации, то мне порой вообще непонятно, зачем люди приобретают лодку, ведь за лето они делают порядка десяти выходов.

Возможности для яхтинга даже летом сильно сдерживает погода: бывает, светит солнце, но волнение не позволяет выходить маленьким судам с ограниченной мореходностью. Навигация открыта с середины апреля до ноября, но на голой открытой или полузакрытой лодке без системы отопления не то что ходить — даже думать о морской прогулке холодно.

Дмитрий Воронин, владелец яхт-клуба Laguna (Хабаровск)

Яхтенный рынок Дальнего Востока во многом определяет близость Японии, Кореи и США. В 1990‑х вместе с автомобильным «флотом» сюда активно завозили подержанные лодки, которых здесь сейчас порядка 20 000. У людей сложился определенный менталитет: они не видят смысла покупать новую лодку за десять миллионов, когда можно взять древнюю «Ямаху» и повесить на нее новый мотор, заплатив в четыре раза меньше. С этим надо ­что-то делать, мы пытаемся бороться и уже, наверное, в десятый раз участвуем во Vladivostok Boat Show, ежегодно выставляя несколько корпусов и стараясь склонить людей к покупке новых яхт с нормальным сервисом и гарантийным обслуживанием. Ведь катера, выпущенные в 1993 году, очень сильно отличаются от того, что делают в 2021‑м. Я бы сказал, это две разные эпохи судостроения. Плюс кардинальные отличия по эргономике… Но вопрос бюджета и стереотипов никуда не делся. В общем, боремся.

С другой стороны, огромный рынок подержанных катеров позволяет покупать их среднему классу, поэтому контраст между судовладельцами и теми, у кого нет лодки, тут не такой заметный, как на западе страны. Даже при бюджете миллион руб­лей человек может позволить себе купить катер и наслаждаться тем же самым морем, что и человек, потративший в тридцать раз больше. Между тем интерес к отдыху на воде растет, и люди, которым совсем недавно это вообще не было нужно, вдруг вспомнили, что есть акватория и жизнь на воде. Ажиотаж превзошел наши ожидания, и мы открываем во Владивостоке свой офис. На мысе Бурный, во дворе отеля Hyatt, сохранилось старое здание яхт-клуба «Тоф», которое мы сейчас восстанавливаем. Там будет сервисный центр и несколько десятков причальных мест для наших клиентов, которые приобрели новые катера.

Максим Храмцов, коммерческий директор компании «1000 размеров»

У нас в городе есть место под названием «Зеленый угол», куда раньше все приходили покупать подержанные автомобили. Но времена изменились, и все чаще машину теперь берут в салоне. С катерами та же история: люди постепенно придут к тому, что будут покупать новые лодки, а мы попытаемся этому способствовать. В этом году мы впервые выступили на Vladivostok Boat Show с масштабным стендом и очень удивились тому, как много пришло посетителей и как они стремятся пообщаться с нами. Коронавирус определенно сыграл на руку водно-­моторному сегменту, ведь раньше у всех было «хобби» улететь за границу, а теперь люди вдруг становятся владельцами катеров, рассказывают о своих впечатлениях друзьям, и спрос растет как снежный ком. Конечно, некоторых удерживает от покупки неопределенность со стоянкой и зимним хранением, а также отсутствие общественных слипов, но, надеюсь, таких меньшинство.

Олег Мантеров, чартерный агент

До закрытия границ местный чартерный бизнес во многом ориентировался на иностранцев, прежде всего — на китайцев и корейцев. Однако опыт прошлого года показал, что из-за наплыва российских туристов спрос многократно превысил предложение, и на рынке ощущается сильный дефицит чартерных яхт. Сейчас стали особенно востребованы сравнительно дорогие лодки со стоимостью аренды от 120 000 руб. за день, тогда как их флот во Владивостоке поредел. Порядка четырех яхт длиной 60−70 футов продали в соседние регионы, и привезти им замену в этом году вряд ли успеют. В отличие от Камчатки, здесь можно арендовать яхту с экипажем на несколько дней, да и с сервисом у нас во всем намного лучше. Когда приезжали иностранцы, одной из популярных услуг в чартере был водолаз, который поднимал свежие морепродукты, особенно гребешка. Для гостей это всегда не только возможность вкусно поесть, но и своего рода шоу.

Vladivostok Boat Show 2021

Залог успеха любой яхтенной выставки на воде — не только мастерство организаторов и умение участников показать товар лицом, но и погода, от милости которой зависит настроение посетителей. В этом году она оказалась крайне благосклонна, и выставка стала не просто удачной, но, пожалуй, даже претендовала на статус одного из главных городских событий наряду с «Ночью музеев». Несмотря на то что значительная часть судов только готовилась к спуску, акватория Амурского залива кишела катерами, парусниками, гидроциклами и разномастными индивидуальными плавсредствами. Vladivostok Boat Show тут пришлась как нельзя кстати, особенно учитывая тот факт, что на этот раз выставка предложила полноценный выбор тематических товаров — от собственно лодок до яхтенных аксессуаров и косметики.

Костяк экспозиции составили лидеры регионального рынка, среди которых хорошо известные компании и верфи: производитель прогулочных катамаранов Pacifico Yachts; торговый дом «1000 размеров» с полной линейкой катеров Phoenix и Voyager 960 (флагман VBoats); компания Furugelma, разработавшая систему гибридного электропривода для парусников; хабаровский яхт-клуб Laguna, официальный дилер Princess и Beneteau на Дальнем Востоке. Благодаря информационному партнерству с журналом MBY Russia на выставке стало больше участников из Москвы и Санкт-­Петербурга. Представить свои продукты и услуги приехали West Nautical (официальный дистрибьютор брендов Sunseeker, Fairline, Sanlorenzo и Bluegame), компания-­перевозчик «Эксклюзивная логистика», а также Baltic Boats Company, дистрибьютор различных палубных покрытий. К сожалению, долгожданные на Дальнем Востоке премьерные яхты Sunseeker 55 и Princess 49 не успели прийти на выставку из-за таможенных сложностей.

Неизменным интересом пользовались две модели: Alex Pro Fishing Series с любопытными обводами корпуса и катер Hammertone 25 HT белорусской постройки. Неожиданно в экспозиции оказалось довольно много подвесных моторов разных брендов, и представители продающих их компаний пояснили, что на фоне острого дефицита этого товара в европейской части России ситуация с подвесниками во Владивостоке немного лучше.

Бортовую электронику представляли компании «Нави-груп» и Satcom DV, а гидроциклы и наземную моторную технику для активного отдыха — «BRP Центр Владивосток». На стенде ShamanSUP рядом с ярко-рыжей Lamborghini посетителей встречали нарядные доски для сапсерфинга iBoard и Molokai.

Одним из спонсоров Vladivostok Boat Show 2021 выступила инвестиционная компания Freedom Finance, и под ее началом на террасе здания яхт-клуба прошел дружеский вечер для участников, посвященный открытию боат-шоу. Важной частью спортивно-­развлекательной программы стали регаты «Кубка VBS» для начинающих яхтсменов, которые провел парусный клуб Vladmore.

За три дня выставку посетило более 5000 гостей, и, по отзывам организаторов и экспонентов, она превзошла ожидания.

Алексей Волошенко, директор Vladivostok Boat Show

В этом году экспозиция выставки стала одной из самых полных за все время своего существования: участвовали все крупные игроки Дальнего Востока, за исключением одной компании. Кроме того, к нам впервые приехали экспоненты из столичных регионов. Хотя ждать, что в регионе вдруг станет намного больше участников рынка, не приходится, мы все же надеемся и дальше увеличивать масштаб экспозиции за счет того, что участники будут еще лучше готовиться, показывать больше техники и оборудования. Поскольку морская сторона причалов в «Семи футах» свободна, мы можем сделать выставку еще шире.

Наши ожидания по количеству и качеству посетителей тоже полностью оправдались. Часть гостей, конечно, привела сюда хорошая погода, но те, кто нацелен на выбор и тестирование лодки, приходят независимо ни от чего. При этом выставка не стала перегруженной, все могли комфортно работать, и, по словам ряда дилеров, календарь тест-драйвов у них оказался расписанным на следующие две-три недели. Такой ажиотаж для них очень непривычен.

Дата:

02.09.2021

Текст

Антон Черкасов-­Нисман

Фото

Кирилл Невоструев

Иллюстрации (граффити)

Алиса Колодова и команда художников WeDraw

Следующая статья

Бестселлеры THANN

Предыдущая статья

Кроссоверы или «классика»? X или Y?

Новые материалы
Похожие статьи