YMAG.media
Новая экспедиция «Пангеи» - фото Новая экспедиция «Пангеи» - фото

Новая экспедиция «Пангеи»

# Яхты и окружающая среда # Путешествия # Парусные яхты # Экология

Многолетняя экспедиция Pole2Pole официально завершилась в феврале 2020 года, перед самым началом пандемии, и с тех пор яхта Pangaea ждала, пока Майк Хорн спланирует новое большое путешествие. Тогда же зимой, во время монакской «Океанской недели», он анонсировал проект GEN-Z, в рамках которого предстояло создать машину с водородными ячейками нового поколения для участия в ралли «Дакар» и оснастить Pangaea новаторской водородной энергетической системой, чтобы отказаться от ископаемого топлива (читайте MBY № 69, 2020). С тех пор громких новостей о яхте не было: сначала она довольно долго оставалась во Франции, где ей поменяли давно «уставшие» маршевые дизели, а потом пришла в Гданьск на верфь Sunreef для небольшого рефита.

«Pangaea — это уникальное судно, созданное в точности для моих задач, — рассказывает Майк Хорн. — Мне нужна была настоящая экспедиционная лодка, полноприводный океанский внедорожник, который может ходить повсюду. Ее построили в Сан-­Паулу в 2008 году, и с тех пор она 27 раз обошла вокруг света. Теперь я решил обновить ее, и Sunreef подошла для этого лучше всего».

Снаружи 35‑метровая Pangaea очень похожа на Seamaster — не менее знаменитую экспедиционную яхту сэра Питера Блейка. Ее круглоскулый корпус из алюминиевого сплава характеризуется усиленным набором и довольно неприхотлив в эксплуатации. Благодаря носовым обводам «ледокольного» типа судно может на малом ходу проламывать сравнительно толстый лед, и Майк не раз пользовался этим, чтобы пробиться через ледовые поля в высоких широтах. Выбор алюминия продиктован тем, что под натиском льда пластичный сплав хотя и деформируется, но, в отличие от более твердой стали, не «рвется». Корпус лодки намеренно не красят, чтобы легко оценивать его состояние и не собирать на краску «шрамы» от льдин.

Возможность пробиваться через лед была одним из главных требований Майка Хорна к экспедиционной парусной яхте

Несмотря на полноценное парусное вооружение типа кеч, Pangaea почти всегда ходит исключительно под двигателями и в плане использования энергии на борту мало чем отличается от обычной моторной яхты. «Паруса мы ставили редко и только при попутном ветре ради экономии топлива, — вспоминает фотограф Дмитрий Шаромов, побывавший с Майком Хорном во всех океанах и проживший на Pangaea в общей сложности несколько лет. — На крейсерской скорости 9–11 узлов ее прежние моторы сжигали порядка 750 л горючего в сутки, тогда как под двигателем и с парусами расход падал примерно на треть, до 450–500 л. На стоянках мы всегда запускали генератор, чтобы приготовить пищу, поскольку Майк опасается держать на борту газовые баллоны, и плита на камбузе электрическая. Когда‑то на крыше надстройки стояли солнечные панели, однако на моей памяти ими ни разу не пользовались и в итоге сняли за ненадобностью».

3 мая 2023 года в 16.49 Майк Хорн отправился из порта Эркюль в новую четырехлетнюю экспедицию под названием «What’s left?» («Что осталось?»). В следующие четыре года несущая монакский флаг Pangaea посетит места, в которых путешественник уже когда‑то бывал, и другие регионы, куда он всегда хотел попасть, но не находил времени. Одна из главных целей этой кругосветки — оценить, как изменения климата за последние 30 лет отразились на чувствительных экосистемах. Сначала яхта отправится в Арктику (Исландия, Гренландия), где останется до октября, а затем проведет зиму в Амазонии. В марте 2024 года она спустится в Патагонию, после пойдет в Антарктиду. Как только там завершится короткое лето, Pangaea перейдет в Южную Африку, чтобы подготовиться к очередному этапу экспедиции. Он начнется в 2025 году с того, что лодка пойдет в Азиатско-­Тихоокеанский регион, посетит Австралию и Новую Зеландию, оттуда поднимется до Аляски и, если получится добыть разрешение, вернется в Европу Северными морским путем.

Его Высочество князь Монако Альбер II (слева) провожает Майка Хорна в порту Эркюль

Помимо Майка и четырех постоянных членов экипажа, на яхте будут посменно путешествовать молодые люди из проекта Pangaea X. Майк Хорн запустил вторую часть этой успешной программы, которая позволяет школьникам и студентам учиться создавать собственные экологические проекты и их реализовывать. Среди тем этого года — доступная и «зеленая» энергия, ответственное производство и потребление, жизнь под водой и на суше. Одно из условий — возможность применять предложенные решения на глобальном уровне, извлекая из этого прибыль. На первом этапе к экспедиции присоединятся студенты из команды Bionet, победившие в прошлой части Pangaea X.

Чтобы яхта стала еще более безопасной и удобной для жизни пассажиров, во время рефита постарались улучшить ее обитаемость в эстетическом и функциональном плане. На Pangaea организовали еще две полноценные двухместные каюты в корме, где раньше находился гараж, служивший кладовой для всякой всячины. По словам Дмитрия Шаромова, там и прежде эпизодически размещали подростков-­участников программы Young Explorers, однако спать им приходилось на самых простых брезентовых пульмановских койках. Кроме того, на яхте обновили санузлы для уже имевшихся пяти кают.

Мастера Sunreef полностью заменили на Pangaea тиковую палубу

Прочие изменения оказались в большей степени косметическими и не затронули планировку. «Во-первых, с главной палубы сняли весь старый тик и положили новый, поэтому теперь она выглядит потрясающе, — рассказывает Яцек Прониевич, один из старейших членов экипажа Pangaea, выполняющий обязанности механика и капитана. — В ходовой рубке полностью обновили зашивку подволока, местами заменили обивку мебели и сделали новое освещение. На камбузе и в кают-компании, которую мы называем конференц-­залом, также заменили подволок, установили другие светильники и добавили стереодинамики».

По уровню обитаемости Pangaea всегда находилась где‑то посередине между спартанскими парусниками и моторными яхтами, а после рефита стала чуть ближе ко вторым. Что касается отказа от ископаемого топлива и перевода судна на водород, то, похоже, этот процесс пока буксует из-за недостаточного финансирования. Выбирая, откладывать новую экспедицию или снова идти вокруг света на дизельном топливе, Майк Хорн принял очевидное решение, так как время в этом случае стоит гораздо дороже.

Кают-компания служит столовой и местом для собраний, на которых обсуждают экспедиционные планы

Торжественное отбытие яхты из Monaco Yacht Club, в котором Майк состоит уже много лет, подчеркивает синергию путешественника и властей Монако во взглядах на сохранение окружающей среды и будущее яхтинга. «В условиях чрезвычайной ситуации, связанной с климатом, крайне важно заменить обещания живыми доказательствами», — отметил Его Высочество князь Монако Альбер II, который давно дружен с Майком Хорном и способствует ему в его начинаниях. Участники экспедиции «Что осталось?» постараются раздобыть эти доказательства, чтобы помочь ученым, исследующим изменения климата, и еще больше обратить внимание людей на эту невыдуманную проблему.

Похожие статьи