YMAG.media
Поднять мотор! - фото Поднять мотор! - фото

Поднять мотор!

# Моторы и приводы # Катера # Технологии

«Подъемники для подвесных моторов?.. Обходились же как-то раньше без них!» — наверняка скажет среднестатистический владелец катера, случайно заглянув в лодочном интернет-магазине на страницу с хромированными изделиями из алюминия. Обходиться можно без многого, но, раз попробовав, вряд ли сможешь потом отказаться, если вещь работает! Это в полной мере относится и к подъемным устройствам для моторов, или, говоря по-простому, «лифтам». Главное — выбрать все по уму. Чтобы разобраться в этой теме, мы обратились за комментариями к опытному консультанту-продавцу интернет-магазина «Водник» Денису.

Откуда появились подъемники?

Устройства эти придумали в США, изначально их применяли для установки на специальные рыболовные катера — бассботы, на которых проводятся соревнования по спортивной рыбалке. Это очень легкие, с низким бортом корпуса большой, как правило, длины с очень мощными моторами. Суть соревнований в том, что нужно сколько-то времени ловить рыбу в какой-то точке, а потом нестись в другую локацию, до которой может быть несколько сотен километров, и здесь уже скорость решает, кто наловит больше и кому достанется приз, а призы там серьезные! В последний раз, помнится, разыгрывалась Toyota Tundra. На таких лодках используются мощные моторы с очень короткой «ногой» — таких не найдешь нигде, кроме Америки, это продукт для внутреннего рынка. Подъемники позволяли, меняя положение мотора по высоте, выжимать из комплекта «лодка – мотор» максимум скорости. Затем эти устройства пошли в массы, постепенно спрос на них возник и у нас в стране, но многие наши водномоторники и сейчас слабо представляют себе, что же это за «зверь». 

Бассбот

Как работает подъемник?

Подъемник позволяет выставлять мотор на той высоте, которая необходима, чтобы он работал наилучшим образом. Длина «ноги» двигателя имеет буквенное обозначение: S, L, XL, 2XL. Но эта маркировка для катера привязывается не к длине дейдвуда мотора, а к высоте транца, то есть S — для транца высотой 15 дюймов, L — 20 дюймов, шаг между обозначениями составляет пять дюймов. Так что высота транца вроде как измерена и переведена на «язык» маркировки, а вот с мотором все сложнее: длина дейдвуда X у мотора Yamaha 300 и длина дейдвуда X у Mercury 150 могут различаться весьма существенно, покупатель вынужден брать мотор с запасом по длине «ноги». И тут на помощь приходит подъемник. Обычно мотор устанавливается таким образом, чтобы антикавитационная плита (площадка над гребным винтом) была вровень либо ниже до 2,5 см по отношению к нижней точке киля катера. Но иногда это не получается, и мотор сидит ниже чем положено. Это дает увеличение  сопротивления в воде, возможно лишнее забрызгивание, и, как следствие, снижается скорость, увеличивается расход топлива. Устанавливая подъемник, мы избавляемся от этих негативных факторов. 

Гидравлический подъемник - фото
Гидравлический подъемник
Поднять мотор! - фото 2

Если мотор ставится без подъемника, то его положение — это всегда компромисс, выставляется оптимальное положение одновременно для разных режимов использования. В этом случае мотор может неэффективно работать в режиме глиссирования. С помощью гидравлического подъемника мы можем приподнять мотор, уменьшив сопротивление воды, увеличив скорость и сократив расход топлива. Поднимать мотор мы можем очень высоко, потому что мотору достаточно упора — он попадает в кильватерную струю и от нее отталкивается. За счет работы подъемника мы можем выбирать для себя не оптимальное в целом, а идеальное в каждом конкретном случае положение двигателя. Если говорить о водоемах, где спокойная вода и большие расстояния, то экономия топлива выходит существенная. Могу привести пример из собственного опыта: моя моторная лодка-RIB с подъемником глиссирует с оборотами 4200 об/мин на спокойной воде, подъемник находится в крайнем нижнем  положении, затем поднимаю мотор на высоту 4 дюйма (а это много!). После подъема мотора газа я уже не добавляю, фиксирую обороты — 4400 об/мин. Это значит, что мотору стало легче, он сам набрал еще оборотов, при этом дроссельную заслонку я больше не открывал, т. е. у меня просто выросла скорость при том же расходе топлива!

Красными линиями показано, как высоко был поднят мотор

Это что касается очевидных преимуществ использования устройства, но есть и ряд неочевидных плюсов. При хранении лодки на море неизбежно происходит обрастание мотора. Чтобы этого избежать, откидки мотора без подъемника недостаточно — часть пера мотора все равно остается в воде, многие даже подкрашивают ее необрастайкой, получается такой треугольник, который выглядит, мягко говоря, не очень, особенно если мотор белый. А с подъемником вы не просто откидываете мотор, а еще и поднимаете его полностью из воды на время стоянки. Во время перевозки на трейлере мотор на подъемнике своим редуктором не цепляет всю щебенку, которая летит из-под колес, его лакокрасочное покрытие не страдает. Еще один бонус — возможность максимально близко подойти к берегу, не цепляя винтом дно. Редуктор можно приподнимать до тех пор, пока помпа системы охлаждения касается воды. Случай из жизни: продавался как-то у нас RIB длиной 6,3 м с мотором мощностью 200 л.с. и подъемником. Этой лодкой заинтересовалась рыбинспекция, но они долго думали, согласовывая бюджет. Я им сказал: «Эта заряженная лодка может идти по прямой со скоростью 90 км/ч и за счет подъемника очень близко подходить к берегу. У вас есть два варианта: либо вы на ней будете ловить браконьеров, либо браконьеры будут на этом RIBе от вас улепетывать, вы и к берегу не сможете подойти там, где они смогли, и по воде их не догоните». Эти аргументы возымели действие, и лодку купили.

Какие виды подъемников существуют?

Эти устройства можно разделить на две категории: ручные (механические) и гидравлические. У последних функционал гораздо шире, они позволяют намного эффективнее работать с двигателем, меняя его положение в считаные секунды. Для изменения положения мотора с помощью механического подъемника придется ослаблять винты крепления подвижного блока и использовать домкрат.

Гидравлические «лифты», в свою очередь, делятся на устройства со встроенным или выносным гидронасосом. Также стоит различать модели с двумя раздельными плитами и устройства в виде цельной конструкции. Используя устройства с раздельными плитами, вы не сможете настраивать по высоте мотор, который уже установлен на подъемник, без спецсредств для подвешивания мотора. Подъемники из цельной конструкции имеют центральный болт, который вы можете без приложения дополнительной силы подрегулировать, не снимая мотор.

Модели «лифтов» рассчитаны на моторы определенной мощности — до 500 л.с. и даже более, существуют специальные версии сдвоенных подъемников для спарки моторов, обычно их делают под заказ. Также модели подъемников отличаются выносом, то есть расстоянием, на которое мотор будет удален от самого транца (100 мм, 150 мм, 165 мм, 200 мм и т. д.). Этот параметр сложно заранее рассчитать для конкретной лодки — по крайней мере в нашей стране, потому что зачастую по отечественным катерам не хватает информации о килеватости на транце и миделе, а технические данные по иностранным катерам у нас просто отсутствуют. Вынос стараются выбрать такой, чтобы кильватерная струя в момент выхода из-под катера попадала напрямую на гребной винт, то есть чтобы винт не завоздушивался, а постоянно был в кильватере. Так как форма днища и килеватость у всех катеров разная, то приходится гадать, наблюдать сперва без подъемника, как ведет себя катер, какая у него струя и где у нее максимальный верх находится на тех или иных скоростях, ну и подстраивать, чуть выносить мотор, чтобы он попадал в этот поток воды, приобретая больший упор и, как следствие, меньшее сопротивление, ведь он уже не в толще воды будет, а немного выше, а это скорость и экономия. 

Ручные подъемники очень часто используют просто для компенсации положения мотора, когда не угадали с длиной «ноги». Например, высота транца под «ногу» L, а мотор с маркировкой X: берут подъемник, поднимают мотор на максимальную высоту — как правило, этого достаточно, потому что разница в данном случае составляет один шаг (пять дюймов). Таким образом, можно поставить мотор с большей «ногой» на транец под меньшую «ногу». Часто приходится слышать вопрос: «Можно ли с помощью подъемника опустить мотор, если мотор L, а транец X?» Нет, это подъемник, занижать он не может, мотор просто ляжет на транце и не сможет поворачиваться. 

Какие аксессуары можно приобрести к подъемникам?

В продаже у нас есть индикатор положения. Почему он не идет в комплекте? Все просто: когда у вас на панели все приборы черные, вам вряд ли понравится, если к ним добавится хромированный или белый индикатор. Также можно поставить подрулевые лепестки, которые устанавливаются на рулевой редуктор, чтобы во время управления судном не отвлекаться на какие-то дополнительные клавиши, не убирать руки со штурвала. Лепестки работают как гитарки на поворотнике автомобиля, они могут быть расположены с одной или двух сторон редуктора. На второй лепесток вы можете «повесить» управление еще чем-то, это может быть тримм мотора, звуковой сигнал или транцевые плиты — любое устройство, которое не требует фиксированного нажатия. В таком случае в одном месте у вас будет весь набор для регулировки подъема, угла наклона и крена — идеальной настройки не просто работы мотора, а катера в целом. 

Как обстоят дела с надежностью?

Эти устройства довольно надежные — на гидравлике работает вся спецтехника: краны, самосвалы, бульдозеры. Несмотря на маркировку моделей для использования с двигателями разной мощности, они отличаются большой подъемной силой и готовы работать и с более мощными, чем в спецификации, моторами, но тут есть момент с размерами мотора: на маленький подъемник большой мотор будет просто не прикрутить. 

Если сравнивать модели со встроенным и выносным гидравлическим блоком, то на надежность такие различия в конструкции не влияют. Да, когда вся электрика и узел находятся в сухом месте в рундуке катера, это кажется более надежным — себе я брал подъемник с выносным блоком. Но по факту и те и другие варианты работают прекрасно. Модели с выносным модулем легче обслуживать, а вот если у вас все стоит в едином блоке в самом подъемнике, то как минимум вам придется сначала снять мотор. Почему же тогда не сделать все модели с выносным гидронасосом? Выносной блок, как правило, имеет ограничения по длине шлангов, и не у всех катеров достаточно места в рундуках, куда его можно установить. Зато в таком случае придется делать меньше отверстий в транце, шланги никуда тащить не надо — к подъемнику просто подводится питание, и всё. Обслуживание устройств нехитрое: с помощью шприца наносится смазка на подвижные детали, ну и раз в несколько лет приходится менять гидравлическую жидкость. 

Как идут продажи этих устройств?

Я работаю с 2010 года и помню: сначала они никому были не нужны — покупали один-два в год. Но потом заработало «сарафанное радио», кто-то у кого-то увидел, пообсуждали на форумах, появился обзор у какого-то блогера и, как говорится, понеслось. С тех пор мы расширили ассортимент и по производителям, и по моделям. Все подъемники в нашем магазине — производства США, но к началу следующего сезона в продаже появятся и устройства из Южной Кореи. Сейчас подъемники покупают активно, они уходят десятками в месяц. Сегодня ряд производителей продает катера с уже установленным «лифтом», ведь каждый из них хочет, чтобы его катер показывал отличные результаты.

Похожие статьи