MOTORBOAT
ST 40: рождение бренда? - фото ST 40: рождение бренда? - фото

ST 40: рождение бренда?

# Новинки # Моторные яхты

Российских верфей, которые строят небольшие добротные яхты, раз-два и обчелся. Поэтому любая попытка отечественного производителя выйти на этот рынок вызывает интерес, живое участие и… тревогу: получится ли?

Именно с таким чувством мы собирались на тест ST 40 петербургской компании ST Profi, которая несколько лет назад решилась на непростой шаг — строить прогулочные суда высокого класса с акцентом на местный рынок.

ST Profi — производитель премиальной мебели. Успешная деятельность компании и запуск шесть лет назад собственного цеха металлообработки позволили ее руководителю воплотить в жизнь давнюю мечту и начать строить лодки. Первенца, 12‑метровую ST 40, создавали обстоятельно, на протяжении четырех лет. Год назад, когда корпус без отделки спустили на воду, к проекту присоединился дизайнер интерьеров Алексей Суворов. Российскую премьеру яхты приурочили к выставке SPIBS 2021, на которой она вполне ожидаемо оказалась в центре внимания.

ST 40 — лодка для северных широт, и в корме вместо лежака или динетты конструкторы предпочли поставить печь-гриль и небольшой диван

ЛОДКА ДЛЯ ПЕТЕРБУРГА

ST 40 вышла не похожей на то, что мы привыкли видеть в сегменте круизеров длиной около 40 футов. Четкие линии силуэта, относительно узкий корпус цвета мокрого асфальта, панорамное остекление надстройки… Если уместно говорить про урбанистический стиль в отношении прогулочных судов, то новинка — вполне в этом стиле. Можно рассуждать о скандинавском или ином влиянии, но, на наш взгляд, экстерьер авторства дизайнера Ивана Шматова вполне индивидуален.

Со  своей относительно небольшой осадкой (0,65 м) и высотой надводной части 3,5 м судно хорошо чувствует себя на реках и каналах Северной столицы. По словам руководителя компании, эта полностью алюминиевая яхта задумывалась как «лодка для Северо-Запада» и разрабатывалась с нуля, получив просторную рубку-салон с панорамным остеклением и покрытой тиком крышей. За простор, правда, пришлось заплатить отсутствием бортовых проходов, так что попасть на фордек можно лишь через световой люк в носовой каюте или с причала.

Кокпит в корме надежно защищен высоким фальшбортом и не перегружен деталями: у купальной платформы установлены полноразмерный американский гриль и диванчик, который для доступа в моторный отсек приходится снимать. А метровый свес крыши надстройки в корму позволит выйти подышать воздухом даже в типично питерскую погоду.

Если уместно говорить про урбанистический стиль в отношении яхт, то новинка — вполне в этом стиле - фото
Если уместно говорить про урбанистический стиль в отношении яхт, то новинка — вполне в этом стиле
ST 40: рождение бренда? - фото 2
ST 40: рождение бренда? - фото 3
ST 40: рождение бренда? - фото 4

С ЛЮБОВЬЮ К ИНТЕРЬЕРАМ

Когда компания, по роду деятельности связанная с дорогой и красивой мебелью, принимается за интерьеры какого-либо проекта, понимаешь, что можно не переживать. Для ST 40 не только не поскупились на материалы и комплектующие (что сейчас редкость), но и применили собственные новейшие разработки, например мебель с использованием полированного алюминия. Лодка, можно сказать, стала своеобразной площадкой для демонстрации возможностей производства ST Profi, хотя специально к этому не стремились.

В рубку ведет распашная дверь шириной 0,7 м. Первое, что бросается в глаза при входе в салон (потолок под 2 м), — уникальный столик из корня ореха с причудливой игрой фактур. Столик, как водится, опускается до уровня сидений динетты, формируя место для ночевки двух человек. Можно спорить о недостаточно высоком бортовом остеклении (особенно в свете нынешних тенденций в дизайне), но здесь согласимся с производителем, что это прекрасная защита от любопытных взглядов с набережных.

Напротив динетты — камбуз со всем необходимым для готовки на борту; планируется установка панелей, которые бы закрывали рабочую поверхность полуметровой ширины, формируя удобное место, например, для работы с документами. Кстати, кое-что в рубке намечается менять или доводить до ума (обновятся подволок, боковины диванов и др., бортовые окна получат жалюзи). После всех изменений ожидается, что лодка станет на 300–400 кг легче (сейчас сухой вес судна составляет 8500 кг). Но и на момент теста ее обстановка смотрелась не хуже, чем у близких конкурентов.

Пост управления расположен по левому борту, что производитель объясняет привычкой российских пользователей; швартовку призваны облегчить камеры, которые установят на борту и корме. Необычно выглядит и ступенчатая архитектура приборной панели с россыпью небольших аналоговых циферблатов на высоком верхнем ярусе, данные которых могут быть продублированы на двух МФД Simrad. Остальные детали поста управления сообщают о прекрасной оснащенности устройствами и электроникой, без чего немыслима современная яхта. В их числе упомянем джойстик, автоматические интерцепторы, авторулевой, рацию для ВВП и моря и др.

Утро теста было весьма холодным, но создатели «лодки для Питера», похоже, знают, что такое комфорт на борту: два обогревателя Webasto быстро согрели воздух внутри, и у приоткрытого большого (1400 × 980 мм) светового люка даже на полном ходу было не зябко.

Для получения лобового стекла нужного профиля ST Profi пришлось обучать российских подрядчиков приемам изготовления сложных форм. Впрочем, надежности ради на углах решили поставить по два средника.

Панорамное остеклениерубки-салона не лишает яхту приватности - фото
Панорамное остеклениерубки-салона не лишает яхту приватности
Для каждого двигателя есть свой набор аналоговых датчиков на верхнем ярусе приборной панели - фото
Для каждого двигателя есть свой набор аналоговых датчиков на верхнем ярусе приборной панели
Носовая мастер-каюта: элементы набора корпуса вдохновили дизайнера на свежие интерьерные решения - фото
Носовая мастер-каюта: элементы набора корпуса вдохновили дизайнера на свежие интерьерные решения

ПЯТЬЮ СТУПЕНЯМИ НИЖЕ

А вот обитаемое пространство под палубой останется неизменным. Туда ведет оригинальный «парящий» трап со ступенями из массива ореха. Стильная носовая каюта весьма просторна, имеет комфортную даже для рослого человека высоту и обилие места для вещей, в том числе под широкой двуспальной кроватью. Субъективно нам не хватило лишь более протяженного бортового остекления.

Слева по борту устроен санузел с душем высотой 1,9 м, а справа находится небольшая каюта с комодом, банкеткой и кроватью вровень с полом (она вполне хороша как спальня для детей, импровизированная кладовая или место, где можно переодеться).

 

В МОРЕ

Погода в день теста располагала выдвинуться в Финский залив, где невысокая волна и ветер практически не ощущались. Лодка приятно удивила отсутствием даже на больших оборотах посторонних шумов и дребезжания — тех «поющих сверчков», что частенько можно услышать на прогоне новой яхты. Примерно на 3000 об/мин, когда лодка выходит на глиссирование, уровень шума у поста управления и в каюте оказался примерно одинаков — 65 дБ(А), а на полном ходу мы зафиксировали 87 дБ(А); ожидается, что лодка станет тише примерно на 10 дБ(А) после проведения звукоизоляции моторного отсека.

Нам удалось кратковременно разогнаться до 33,5 узла, однако паспортные 4000 об/мин набрать не вышло: винты оказались гидродинамически «тяжелыми» (их скоро заменят). В целом же яхта порадовала хорошей маневренностью, довольно быстрым выходом на глиссирование (15 с), не очень большим дифферентом (до 6°), легкой и быстрой перекладкой штурвала. Во время теста — а были и крутые виражи, и циркуляция (на максимуме скорости ее радиус составил 2,5 корпуса, крен 25°), и заход в кильватер «Метеору» — остекление рубки оставалось сухим, ощущения дискомфорта, страха за себя или за лодку не возникало, а завораживающее чувство парения над водной гладью и тесного контакта с морем запомнится надолго.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для производителя не было сюрприза в том, что себестоимость первого корпуса оказалась выше запланированной. Ожидается, что следующие ST 40 обойдутся заводу на 25–30% дешевле. В планах и развитие модельного ряда, куда войдут старшая и младшая модели длиной 15 и 10 м.

Народная мудрость про первый блин в отношении ST 40, к счастью, не подтвердилась: лодка хотя и требует некоторых доработок, на тесте она выглядела как цельный оригинальный продукт, который, без сомнения, будет интересен российскому рынку. Приятный бонус — возможность тесного взаимодействия с производителем, который готов строить яхты здесь, сейчас и с учетом пожеланий клиента, что в эпоху закрытых границ переоценить трудно.

Похожие статьи