YMAG.media

Антон ван ден Бос — о проекте Elling и людях, которые ценят в яхте стиль

Антон ван ден Бос — генеральный директор Elling Yachts

Антон ван ден Бос — совладелец и бессменный директор Elling Yachts, компании, на протяжении без малого 20 лет выпускающей океанские круизеры длиной от 45 до 65 футов. Этот человек в прямом и переносном смысле устроил переворот в яхтенной индустрии. Его яхты первыми среди одноклассников пересекли Атлантический океан и остаются единственными, которые прошли реальные испытания «оверкиль». Но обо всем по порядку и из первых уст.

С чего началось ваше увлечение яхтами?

Я начал заниматься парусом давно, лет в двенадцать. У отца была парусная динги, он обучал меня управлять ею, и я выходил в море часто и даже один. Это было захватывающе интересно. Потом, когда я уже начал зарабатывать сам, то купил собственную небольшую парусную яхту. Потом была лодка побольше…

Где вы учились?

Окончив школу, я поступил в технический университет в Делфте, где обучался специальности инженера-механика. Дальше была работа в большой многонациональной компании, которая также дала мне бесценный опыт.

Как и когда возник проект Elling?

Он появился в компании Neptune Marine Shipbuilding, которая занималась строительством лодок, выпуская около 20 корпусов в год. Один из заказчиков посчитал, что было бы интереснее спроектировать лодку, опираясь не столько на имеющиеся конструкции, сколько на новые идеи. Так в 1990–1992 годах началась проработка новой концепции. Мы разработали множество вариантов, общались с разными потенциальными клиентами, интересовались их мнением относительно того, что для них наиболее важно и как должна выглядеть привлекательная лодка.

Чем обусловлен необычный конструктивный тип ваших лодок?

Именно тем, что мы начали с концепции, а не с чертежей на основе привычного подхода. Главным в новой концепции стало сочетание двух возможностей: пересечения Атлантического океана и движения по внутренним водным путям Европы и не только. Потом стали появляться варианты дизайна новой лодки: процесс отработки финальной версии занял очень много времени. Чтобы лодка выглядела современно и выделялась среди других, мы пригласили выдающегося голландского яхтенного дизайнера Фрэнка Малдера. Поскольку интерьерный дизайн не менее важен, чем внешний, для этой работы мы обратились к небезызвестному Кену Фрейвоху из Великобритании. А потом приступили к строительству головной лодки.

Какая модель была первой?

Elling E3 — ее построили в декабре 1997 года. Естественно, у нас были проработки лодок меньше и крупнее, но Elling E3 стала именно той яхтой, с которой было правильнее всего начинать продвижение новой концепции на яхтенный рынок. Этих судов мы построили более сотни.

А что было дальше?

Было абсолютно ясно, что проект следует развивать, строить новые матрицы для еще более привлекательной и совершенной модели на будущее. Поэтому мы удлинили корпус, чтобы повысить мореходные качества, немного изменили его форму, сохранив округлые очертания кормы и увеличив площадь кокпита. Так появился Elling E4, который также принес нам успех.

И вот теперь E6?

Да, мы решили увеличить размеры яхты для повышения степени комфорта. Рубка стала просторнее, у поста управления добавилось второе сиденье. Каюты тоже увеличились, у каждой появился санузел с душем. А вариант Highline дает возможность еще больше кастомизировать интерьер. На этой яхте сложнее путешествовать по каналам Европы, но в остальном концепция сохранена. Для разработки инженерной основы и дизайна корпуса мы обратились к Vripack. Они проделали огромную работу, и в итоге мореходные качества яхты даже превысили наши ожидания.

Нынешний флагман линейки моторная яхта Elling E6 Highline в море во время теста

Как выглядит портрет владельца яхты Elling?

Если говорить об Elling E3 и E4, то это такие же люди, как и яхтсмены-парусники. Многие с опытом, за их спиной немало миль путешествий. На моторной яхте у них больше возможностей для отдыха, поскольку не надо работать с парусами, отчего они и пересаживаются с парусной яхты. Владельцы Elling E6 — это люди, прежде уже имевшие моторные яхты, возможно, быстроходные. Они пришли к выводу, что высокая скорость не столь уж необходима, поскольку сопряжена с шумом и значительным расходом топлива. Когда они знакомятся с концепцией Elling E6, видят архитектуру, компоновку и понимают возможности этой лодки, то после теста, где становятся очевидными все преимущества яхты, включая комфорт на борту, делают этот выбор.

Повлияет ли растущий спрос на производство?

Безусловно. Для этого у нас есть все возможности: достаточные производственные мощности, эллинги — планируется новый, и мы будем наращивать производство и выпуск яхт.

Как сказался кризис 2008–2012 годов на верфи?

В 2007 году дела шли просто прекрасно. Как раз тогда, в декабре, перед самым кризисом, мы отправились пересекать Атлантику на трех яхтах Elling с их русскими владельцами по маршруту от Канарских островов на Карибы. Реакция прессы была фантастической: о нашей экспедиции написали все журналы Европы, Америки, Азии и, конечно, России. Последовавшая за этим волна заказов позволила нам спокойно пережить кризис.

Как вы отважились на такой переход?

Я был уверен в концепте, положенном в основу проекта. Это очень надежная яхта, остойчивая и с прочным корпусом. Я не сомневался в безопасности, даже если нам повстречаются огромные волны или случится ураган. Степень риска я не считал чрезмерной. На тот момент у меня не было опыта пересечения океана, но я прочел немало книг на эту тему и знал, что парусные яхты, в отличие от таких моторных, пересекают Атлантику довольно часто. Единственный вопрос — топливо: его должно было хватить на переход, поэтому наша скорость не превышала 7,5 узла. Мы пересекли океан за 16 дней — гораздо быстрее, чем большинство парусных яхт.

Моторные яхты Elling пересекают Атлантический океан. Этот переход занял всего 16 суток

Вы собираетесь снова предпринять такое путешествие уже на Elling E6?

Конечно да — это один из наших планов на будущее. Надо только заручиться согласием одного-двух владельцев пойти вместе с нами флотилией.

А еще был эксперимент с переворотом…

В 1997 году, когда был построен первый Elling E3, мы утверждали, что лодка обладает способностью к самовосстановлению, как спасательные шлюпки. Мы говорили об этом всем нашим потенциальным заказчикам, хотя конкуренты нас пытались оспорить. В 2014 году я решил на практике доказать такую возможность и провел подобный эксперимент. Я находился внутри яхты: конечно, ощущения не самые приятные, но все прошло отлично. За тестом наблюдала почти тысяча людей — как лодка накреняется, переворачивается и возвращается на ровный киль…

Так переворот Elling E4 выглядел снаружи

Как реагировали люди? Это добавило вам заказов?

Думаю, да: после теста лодки Elling стали еще более известными благодаря публикациям в прессе и видеороликам. Подобные разговоры можно было услышать и на выставках, когда люди подходили и говорили: «Это та самая, которая не боится переворота». Правда, на некоторых дам такой тест произвел обратный эффект, когда они представили в опрокидывающейся яхте своих мужей…

Расскажите, пожалуйста, о самой верфи.

Она находится в Нидерландах, в городе Алсте, где исторически стандарты качества в судостроении всегда были высоки, а люди любят работать. Именно такие трудятся на нашей верфи, которая существует с 1960-х годов. Сотрудники стареют, выходят на пенсию, им на смену приходит молодежь точно с таким же отношением к работе. Поэтому нехватки в квалифицированных кадрах мы не испытываем.

Как выглядит ваша работа в цифрах?

Как я уже говорил, было построено и продано более сотни корпусов модели Elling E3. Тираж Elling E4 достиг 220 корпусов, поставленных в разные страны. После запуска Elling E6 продано уже шесть яхт, две находятся в постройке со сроком сдачи в 2019 году. Также сейчас строятся четыре корпуса Elling E4.

Как вам видится рынок?

Рынок довольно большой, экономическая ситуация в целом благоприятная. Мы фокусируемся на США, поскольку американцы обычно любят пространство и комфорт — именно то, чем славятся наши яхты. Что касается европейского рынка, мы делаем ставку на тех, кто ценит в лодке стиль. Нам очень интересен и российский рынок, и будущее видится весьма позитивным.

Я знаю, что вы знакомы с королем Нидерландов…

Действительно, мы вместе ездили в Бразилию в составе делегации с экономической миссией. Тогда Виллем-Александр был еще принцем. Отличный парень, который с удовольствием может выпить вечером кружку пива со всеми. Он активно занимается водными видами спорта, понимает в моторных лодках, разбирается в технических аспектах. Он даже пожаловался, что на его лодке не хватает электричества для питания оборудования, а я в ответ похвастался, что на наших яхтах такой проблемы нет. Во время той поездки я рассказывал о наших яхтах, ему понравилась концептуальная идея, и, полагаю, только нехватка времени не позволяет отправиться на Elling в путешествие.

Антон ван ден Бос во время интервью на стенде Elling (выставка boot Düsseldorf) - фото
Антон ван ден Бос во время интервью на стенде Elling (выставка boot Düsseldorf)
Руководителю верфи, где создают столь сложную морскую технику, неизбежно приходится вникать в детали производства - фото
Руководителю верфи, где создают столь сложную морскую технику, неизбежно приходится вникать в детали производства
Антон ван ден Бос внутри Elling E4 во время теста с переворотом - фото
Антон ван ден Бос внутри Elling E4 во время теста с переворотом

Какие планы в отношении яхтенных выставок?

В сентябре в Санкт-Петербурге состоится боат-шоу, мы там будем со стендом и покажем Elling E4. Тогда же в Голландии пройдет HISWA te Water, где мы выступим с Elling E4 и E6. Потом будет Саутгемптон, куда повезем Elling E6. Далее — Гамбург с Е4, несколько выставок в США: в Форт-Лодердейле у нас будет большой стенд с Elling E6. А начало следующего года ознаменуется выставкой в Дюссельдорфе, где впервые мы выступим в павильоне № 6 и покажем наш Elling E6.

И несколько слов о вашей семье…

О, у меня фантастическая семья: чудесная жена, которая занимается домом, две дочери и два сына, у всех масса увлечений. Я постоянно занят, часто нахожусь в поездках, что непросто для них. Но они дают мне возможность свободно заниматься делами. С ними я счастлив. Дети уже сейчас помогают мне с выставками, и я надеюсь со временем вовлечь их в яхтенный бизнес. Только сперва пусть они поработают в других компаниях и свои первые ошибки сделают там.

Похожие статьи