YMAG.media

Алессандро дель Гаудио — о своей работе в экипаже частной яхты

Алессандро дель Гаудио — матрос с суперъяхты Benetti

Алессандро дель Гаудио провел свой первый сезон на новенькой 40‑метровой яхте Benetti из серии Oasis в качестве матроса, чем очень задорно и интересно делился на своем YouTube-канале «Один день из моей жизни моряка» (Un giorno nella mia vita da marinaio). Мы попросили его рассказать нашим читателям, что такое работа на частной яхте и чем занимается команда, когда владельца нет на борту.

Когда закончился курс в мореходной школе (Алессандро — студент Мореходного института Виареджио. — Прим. ред.), я поделился с мамой, что хотел бы побольше узнать о мире яхт. Я очень люблю пробовать что‑то новое. Оказалось, что у мамы есть знакомый капитан частной яхты, который как раз искал помощника на роль deckhand (матроса). Для такой должности не обязательно иметь диплом мореходной школы: достаточно пройти курс STCW и получить сертификат. Собственно, этот сертификат должен быть у каждого моряка. Так начался мой первый и пока единственный сезон на яхте.

Владелец нашей яхты постоянно приглашает на борт гостей, так что работы хватает. Подготовка к сезону начинается с того, что капитан полностью проверяет техническое состояние судна. Конечно, он следит за ним весь год, но перед началом круизов все еще раз внимательно проверяется: от машинного отделения до палубного покрытия. Даже на совсем новой яхте, как наша. Затем капитан узнает планы владельца на сезон, согласовывает маршрут и запрашивает стоянки в особенно популярных маринах. Повар начинает заказывать продукты для гостей и экипажа. Стюардессы приводят в порядок интерьер. Моя задача и задача вахтенного — полностью вымыть лодку.

Длина 40,80 м, ширина 8,50 м, осадка 2,10 м, водоизмещение 295 т, запас хода 4000 миль, пассажиры 10 чел., экипаж до 9 чел.

Планы владельца могут меняться. За какое время вы просите предупреждать вас о смене маршрута или прибытии новых гостей на борт?

Мы стараемся быть готовыми к любой ситуации. Но о новых планах желательно знать дней за пять, и это в первую очередь касается заказа продуктов. Пяти дней нам хватит, чтобы подготовить лодку к любому мероприятию.

Мой рабочий день, когда на борту есть владелец и гости, начинается раньше, чем у всех: в семь утра я уже на ногах. Первым делом я готовлю лодку к дневным активностям. Команда яхты работает в две смены, очень важно уметь договариваться и выручать друг друга. Мой рабочий день может закончиться в 22:00, и тогда я имею право утром поспать подольше. Вахтенный должен уйти в свою каюту одновременно с гостями, а это может быть и два часа ночи. В таком случае ему тоже нужно дать выспаться. Многое в нашем распорядке дня зависит от того, ужинают гости с владельцем на борту или в ресторане. Конечно, в сезон рабочий день ненормированный. Но если атмосфера в команде хорошая, как у нас, то все будут отдохнувшими и бодрыми на следующий день.

STCW — International Convention on Standards of Training, Certification and Watchkeeping for Seafarers. Такой сертификат должен быть у каждого моряка, работающего на судне, выполняющем грузовые или пассажирские перевозки. Сертификат выдают после прохождения соответствующих курсов. За обучение на подобных курсах в Италии Алессандро заплатил € 1000. Срок действия сертификата — 5 лет.

Какие есть правила для команды и гостей на вашей лодке?

Самое важное — всегда быть дружелюбным и отзывчивым. И обязательно все делать тихо, не шуметь, помнить о том, что владелец яхты и его гости на борту отдыхают. Мы стараемся не кричать, даже когда заходим в порт и швартуемся. У нас на лодке очень строгие правила относительно алкоголя: члены команды не могут его употреблять, даже когда их рабочий день окончен.

Для гостей практически нет ограничений: в любой момент они могут обратиться к члену экипажа с просьбой. Единственное, о чем мы убедительно просим, — не мешать, когда мы заходим в порт. Мы просим гостей уйти с кормы, когда швартуемся. Все из-за соображений безопасности.

Для каждого нового гостя капитан обязательно проводит брифинг: он объясняет, почему во время навигации нельзя находиться на корме, демонстрирует, как звучит сигнал о пожаре на борту, и рассказывает о прочих базовых правилах безопасного поведения на яхте. Случается, что гости с первого раза не понимают наши правила. Тогда главное — спокойно объяснить все еще раз. Обычно это срабатывает.

Алессандро дель Гаудио — о своей работе в экипаже частной яхты - фото 1
Алессандро дель Гаудио — о своей работе в экипаже частной яхты - фото 2
Алессандро дель Гаудио — о своей работе в экипаже частной яхты - фото 3

Наша работа усложняется, когда на борту есть маленькие дети. Приходится гораздо внимательнее следить за тем, кто где находится. Например, когда они купаются, кто‑то из экипажа всегда рядом. На самом деле мы всегда стараемся быть рядом, когда гости купаются с яхты, но когда среди пассажиров есть дети, это становится обязательным.

Когда яхта на ходу, никто из экипажа не может находиться в своей каюте. Кто‑то обязательно должен дежурить на верхней палубе, чтобы быть уверенным, что никому из гостей, особенно детям, не придет в голову вывеситься за борт.

Каким качеством характера и каким самым важным навыком должен обладать тот, кто хочет работать на яхте?

Умением сохранять спокойствие, даже когда возникает проблема. А что касается навыков, я бы сказал, это знание английского языка. Без него в морском мире никуда. Необязательно хорошо говорить по-английски, но понимать язык надо. Между яхтами и с маринами в любом месте переговоры ведутся по-английски. В Италии, конечно, представители портов с удовольствием побеседуют с вами по-итальянски, но морской мир интернациональный: капитан на яхте может быть из Великобритании, из Латвии — откуда угодно. У нас на яхте есть правило: когда экипаж вместе, например за обедом, мы всегда говорим по-английски, чтобы все всё понимали.

Что делает команда, когда круиз окончен?

Сперва всегда отдыхает: кто‑то читает день напролет, кто‑то отсыпается. После каждого круиза мы идем в ресторан. Наша команда работает с одним владельцем уже не на первой яхте. Только у меня был первый сезон.

Будни матроса на яхте в разгар сезона проходят между гаражом, палубами и хранилищем для водных «игрушек» - фото
Будни матроса на яхте в разгар сезона проходят между гаражом, палубами и хранилищем для водных «игрушек»
Алессандро дель Гаудио — о своей работе в экипаже частной яхты - фото 2
Алессандро дель Гаудио — о своей работе в экипаже частной яхты - фото 3
Одна из задач матроса — содержать яхту в чистоте, снаружи и на палубах. Даже когда владельца нет на борту - фото
Одна из задач матроса — содержать яхту в чистоте, снаружи и на палубах. Даже когда владельца нет на борту
Алессандро дель Гаудио — о своей работе в экипаже частной яхты - фото 5

Кто остается на лодке, когда сезон окончен? И чем вы занимаетесь?

В сезон на нашей яхте работает экипаж из семи человек. Но по условиям страховки на борту в любое время, сезон или не сезон, должны находиться два человека, у которых есть сертификат STCW. Обычно вне сезона мы дежурим на яхте по месяцу.

По окончании навигации на яхте 100% нужно что‑то чинить. В первую очередь мы беремся за починку всего, что можем отремонтировать самостоятельно. Один раз в неделю обязательно моем лодку, даже зимой. Распределением ремонтных работ занимается капитан: он ставит задачу перед главным по машинному отделению, если что‑то не так с двигателем на яхте или на тендере, я занимаюсь работами по тику. Для планового ТО также капитан приглашает на борт соответствующих специалистов.

ЧТО ГОВОРЯТ БРОКЕРЫ?

У брокеров крупных международных компаний есть общепринятая практика: при любом удобном случае, на выставке например, провести несколько часов на борту яхты, наблюдая только за командой. Опытный брокер делает выводы о том, слаженно ли работает экипаж и довольны ли его члены своей работой, по состоянию формы хостес, выражению лица стюардессы и тому, как разложены подушки на борту. Каждый брокер вас уверит: команда — это лицо яхты.

Какие планы на будущее?

Я бы хотел сперва закончить мореходную школу и получить диплом. С удовольствием проработал бы еще одно лето на борту этой лодки. А в сентябре следующего года я собираюсь поступать в Мореходную академию, чтобы иметь возможность работать уже не только на яхте, но и на круизном лайнере. Это моя мечта.

 

Похожие статьи