YMAG.media
Эолова яхта - фото Эолова яхта - фото

Эолова яхта

# Яхты и окружающая среда # Суперъяхты # Инновации # Концепт-проекты

На главную ближневосточную яхтенную выставку в Дубае пока приходит сравнительно мало суперъяхт, поскольку многие из них в это время зимуют в других регионах или проходят рефиты перед началом сезона. Однако крупные верфи не пропускают это событие, особенно сейчас, когда яхтинг в ОАЭ динамично развивается. Например, для Oceanco, принадлежащей оманскому бизнесмену Мохаммеду Аль Барвани, дубайское шоу не менее значимо, чем MYS, и по этому случаю компания подготовила выразительный концепт Aeolus. Этот дизайн-­проект яхты длиной 131 м создан в рамках инициативы Oceanco NXT. Он демонстрирует инновации на всех уровнях — от эстетики до технической начинки — и адресован следующему поколению владельцев.

Дитя ветра

Внешность Aeolus придумал Джайлз Тейлор, в прошлом директор по дизайну Rolls-­Royce. Несколько лет назад он начал сотрудничать с Oceanco и теперь впервые выступил как самостоятельный яхтенный дизайнер. Впрочем, опыта ему не занимать: создавая что‑то новое, Тейлор настраивает свое внутреннее зрение так, чтобы максимально детально вообразить, как объект творчества впишется в будущую жизнь, и увидеть его через призму эмоциональных ценностей владельца. Продумывая Aeolus, Тейлор постарался наделить яхту способностью пробуждать в людях романтику моря и обратился к стихии ветра, которой в античной мифологии повелевал полубог Эол, сын Посейдона. Учитывая, что дизайнер серьезно увлекается Древним Египтом, вполне резонно ожидать в его работах отсылку к былым эпохам.

Джайлз Тейлор отказался от слишком простых геометрических форм, но при этом не переусложнил дизайн экстерьера - фото
Джайлз Тейлор отказался от слишком простых геометрических форм, но при этом не переусложнил дизайн экстерьера
С такого ракурса надстройка выглядит, как отдельная яхта, которую перевозят на судне-лодковозе. Очень необычный визуальный эффект! - фото
С такого ракурса надстройка выглядит, как отдельная яхта, которую перевозят на судне-лодковозе. Очень необычный визуальный эффект!

Чем примечательна внешность Aeolus? Во-первых, поражает сложная погибь ее борта: от форштевня и почти до самого транца тянется непрерывная волнообразная линия, которая определяет границу поверхностей разной кривизны. У современных автомобилей, в частности у BMW, такие элементы встречаются на кузове давно, а вот для яхт, особенно крупных, это редкость.

Вторая характерная деталь — необычная надстройка, издалека напоминающая раскрытый спиральный венчик щупалец морской полихеты. Кажется, спугнешь ее — и вся конструкция мигом втянется в корпус. При этом надстройка смещена в корму, и верхние палубы визуально истончаются в области свесов, будто сам Эол хорошенько подул на еще не отвердевшие конструкции.

Наконец, если внимательно посмотреть на яхту в профиль, то через массивный вырез фальшборта можно заметить доселе незнакомый (по крайне мере, мне) дизайнерский прием. В первой трети корпуса носовая палуба неожиданно обрывается, и за ней начинается открытое, просматривающееся насквозь пространство главной палубы с зоной отдыха. Сама же надстройка в таком ракурсе ассоциируется с отдельной яхтой, которую перевозят на барже с острым, словно колун, форштевнем. Во многом такой эффект создает сложное выгнутое остекление с обратным наклоном.

Чтобы полностью оценить замысел Джайлза Тейлора, стоит взглянуть на яхту сверху. Обратите внимание: все открытые палубы как минимум двухуровневые. Это важный момент, ведь все последнее десятилетие нам рассказывают о том, как здорово жить на лодке с минимумом ступеней. Тейлор рассудил иначе и подает многоуровневость как преимущество.

Веретеновидная форма верхних палуб и их «дырявые» свесы — еще один пример ухода от шаблонов. Да, полезного места на палубах чуть меньше, чем могло бы быть, но зато надстройка получилась изящной и воздушной, плюс отдыхающие на разных «этажах» пассажиры могут видеть друг друга и переговариваться. Дополняет всю эту красоту сплошная тиковая выстилка, аккуратное, будто серьги-­пусеты, швартовное оборудование, прозрачный релинг переменной высоты (еще бы добавить стеклоподъемники в фальшборте!). Ну а вишенкой на торте выступает раздвоенная мачта-­плавник с приватной смотровой площадкой. Там, погрузившись в джакузи, гости получают все шансы ощутить себя на вершине счастья под звуки эоловой арфы, для которой будто специально оставили место между половинками мачты.

Веретеновидная форма корпуса роднит Aeolus с парусниками
J Class начала прошлого века
 

Курс на Njord

Для создания концепции интерьеров Aeolus верфь привлекла Марию Солиман, Альбина Берглунда и Сару Колбон из молодой студии Njord, которая возникла как часть именитого британского бюро Bergman Design House и специализируется на яхтенных проектах. Одна из первых работ Njord — новые интерьеры для Galaxy (Benetti), 56‑метровой суперъяхты американского бизнесмена Дейва Хэйджвуда, которая в прошлом году прошла рефит в Monaco Marine. На этом примере виден нетривиальный подход дизайнеров к решению творческих задач, проявляющийся не только в новаторских приемах оформления пространства, но также в умении увлекать клиентов смелыми идеями, помогая им выйти за рамки обычного. Словом, именно то, что нужно для Oceanco NXT.

В предложенном оформлении интерьеров Aeolus определенно читается что‑то античное, комплиментарное идеям Тейлора. Это и повсеместное использование «колонн» разного диаметра, и характерные текстуры обработанного камня, и, конечно, похожая на библейскую известняковую пещеру каюта владельца с нишей под кровать и купелью у подножия. Дополняют роскошный минимализм необычные светильники: одни в форме колонии гидроидных полипов, другие похожи на кремниевые панцири диатомей… В отделке предполагается использовать нейтральные для окружающей среды материалы вроде произведенной из кактусов искусственной кожи Desserto, экотекстиля Oliveri Homes, а также панелей из дробленого мрамора и кварца как альтернативы паркету из редких пород древесины.

Создатели Aeolus (слева направо): Сара Колбон, Альбин Берглунд, Парис Балумнис, Мария Солиман и Джайлз Тейлор

Создатели Aeolus видят ее как плавучее убежище от мирской суеты, и с точки зрения организации пространства на борту она подходит на эту роль. Отдельного внимания заслуживает шикарный бассейн в корме главной палубы, который обрамляют ведущие на «пляжный клуб» трапы. Такая компоновка позволяет купающимся наверху и отдыхающим внизу людям оставаться в одной компании и свободно общаться. При этом «пляжный клуб» спланирован так, что защищает гостей от посторонних взоров, а когда вокруг нет зевак, можно откинуть балконы-­террасы, смешать в баре легкие коктейли и расслабиться у самой воды. Дети в это время, скорее всего, захотят порезвиться в бассейне, и присматривать за ними родители смогут через смонтированный в его дне панорамный иллюминатор.

При такой длине и вместимости более 6000 рег. т на яхте достаточно места, чтобы обустроить прямой доступ к «пляжному клубу» для живущих в четырех гостевых каютах на нижней палубе пассажиров. Еще две гостевые каюты расположены на главной палубе по соседству со спортивным залом и атриумом, тогда как апартаменты владельца занимают всю верхнюю палубу. Планировки помещений и открытых палуб Aeolus продуманы так, чтобы те и другие плавно перетекали друг в друга, сохраняя единство даже при закрытых дверях. Интересно, что дизайнеры Njord упоминают, будто бы симметричная планировка мастер-­каюты восходит к люксам океанских лайнеров начала XX века, однако, не видя хотя бы общих планов палуб, судить об этом трудно.

С заделом на будущее

Эстетика эстетикой, но техническая сторона проекта в свете поджимающей «зеленой» повестки не менее важна. Oceanco не теряет связь с реальностью и заложила в проект возможность на протяжении жизненного цикла Aeolus перейти от дизель-­электрической пропульсивной установки к гибридной энергетической системе на базе топливных ячеек Alfa Laval и работающих на биометаноле генераторов MTU 16V 4000 M54. Этот факт подтверждает, что верфь тоже сделала ставку на метанол в качестве основного топлива для своих будущих яхт и будет проектировать лодки с учетом сравнительно простого обновления соответствующего оборудования во время рефитов. Это придаст заказчикам уверенность в том, что их дорогостоящий актив с годами не потеряет актуальность. А на промежуточной стадии перехода к нулевым выбросам Aeolus сможет использовать два вида топлива, после того как часть дизельных генераторов заменят топливными ячейками.

В предложенном Njord дизайне интерьера используется много природных форм и естественных материалов отделки - фото
В предложенном Njord дизайне интерьера используется много природных форм и естественных материалов отделки
Мастер-каюта напоминает пещеру с панорамным видом. Особое внимание обращает на себя необычная каменная купель - фото
Мастер-каюта напоминает пещеру с панорамным видом. Особое внимание обращает на себя необычная каменная купель
Приватный салон с баром на сандеке остеклен в том числе и сверху - фото
Приватный салон с баром на сандеке остеклен в том числе и сверху

Присутствие компании ABB в списке стратегических партнеров говорит о том, что на борту Aeolus реализуют систему DC Grid, позволяющую применять постоянный ток в качестве основного буфера энергии между генераторами и крупными потребителями, а также снизить расход энергии до 20% (в том числе за счет уменьшения потерь от преобразования переменного тока в постоянный). Через DC Grid запитают две экономичные азимутальные колонки АВВ DO980P (2500 кВт), плюс за счет нее инженеры смогут более гибко распределить компоненты энергетической системы в разных частях корпуса. Вместе с конструкторским бюро Lateral Naval Architects верфь просчитала основные технические параметры судна и готова перейти к следующей фазе более детального проектирования под нужды заказчика.

Больше чем мечты

Может показаться, что Aeolus довольно далеко отстоит от реальности, однако это не так. Большинство задействованных в проекте технологий уже существуют, другие дозреют в ближайшие два-три года, и на деле ограничивающим фактором станет именно дизайн, требующий от заказчика известной смелости. Да, конечно, Aeolus — провокационная и в чем‑то даже избыточно красивая яхта, но ее создателям не откажешь во вкусе и серьезных намерениях. Кроме того, это не столь радикальный концепт, как, скажем, Kairos, и в нем гораздо больше от настоящей океанской яхты, какими славится Oceanco, чем от плавучей виллы. Появление Aeolus во многом продиктовано уверенностью верфи и Джайлза Тейлора в том, что смелые инициативы должны исходить в первую очередь от них самих и призваны помочь клиентам-­новаторам вырваться из прокрустова ложа устоявшегося яхтенного дизайна. 

Похожие статьи