YMAG.media
METS: что нового? - фото METS: что нового? - фото

METS: что нового?

# Выставки # Моторы и приводы # Электроника # Проектирование и материалы # Инновации # Технологии

Чего у голландцев не отнять, так это умения мастерски организовывать выставки. В прошлом году они умудрились провести METS в пандемию, а в этом — вывести ее на новый уровень, сделав еще интереснее и удобнее.

Сложилось так, что METS 2022 совпала по времени с проходившей в Шарм-эль-­Шейхе конференцией ООН по изменению климата (COP 27), и «зеленая повестка» еще сильнее звучала в программе выставки. Предчувствуя глобальную перестройку привычного уклада, производители стараются держать нос по ветру, продвигая свои изделия как экологически устойчивые. Но здесь выявилась проблема, о которой прежде открыто не говорили.

Дело в том, что порой экологичность рекламируемой под видом устойчивой продукции вызывает сомнения. Прикрытый «зеленым пиаром» обман приводит к нечестной конкуренции, а на такое в Европе глаза не закрывают. Инструменты для борьбы с этим уже готовы, и производителям потихоньку дают понять, что вскоре за свои слова придется отвечать. Минимум две организации (MarineShift 360 и Water Revolution Foundation) уже предлагают адаптированную для яхтенной индустрии экспертизу, которая оценивает негативное влияние изделий на окружающую среду на всем протяжении их жизненного цикла. Видимо, она и станет своего рода полиграфом для тех, кто заявляет об экологичности своей продукции.

В десяти павильонах RAI Amsterdam разместили 1400 экспонентов из 49 стран

Тем временем появляются более тревожные звоночки. Утром второго дня участников проходившего в рамках выставки SuperYacht Forum встретили активисты из социально-­политического движения Extinction Rebellion. Суть их протестов состояла в том, что «индустрия суперяхт представляет собой тонущий корабль, сами они не экологичны по умолчанию, а форум есть торжество “зеленого пиара”». Обескураженные организаторы попытались объяснить, насколько значим вклад индустрии в экономику, сколько рабочих мест она создает и как рождающиеся в ее недрах технологии меняют мир к лучшему. Но те и слышать не хотели, настаивая на том, что богачи покупают бесполезные игрушки, на которые уходит уйма ресурсов и которые совершенно не вписываются в картину современного мира.

Социальное неприятие яхт (сначала крупных, а позже, быть может, любых на ископаемом топливе) способно обернуться для индустрии куда более серьезной проблемой, чем экономические кризисы двух прошлых десятилетий. По мнению устроителей форума, единственный способ не допустить этого — утроить просветительские усилия и еще доходчивее объяснять широкой аудитории подлинную суть яхтинга.

На выставку вернулись многочисленные выступления и круглые столы в «живом» формате

На METS традиционно подводят предварительные итоги уходящего года и оценивают состояние яхтенного рынка в разных регионах. «После выхода из пандемии мировая экономика столкнулась с трудностями, — говорит Фрэнк Хюгельмайер, президент американской ассоциации NNMA. — Сейчас уровень инфляции в США начинает снижаться, но остаются проблемы с цепочками поставок, происхождение которых очень трудно отслеживать. Портфели заказов полны, и это новая для нас ситуация. В 2008 году, когда начались сложности, у дилеров было много товара, а теперь их склады пусты. Единственный сегмент, где накапливается товар, — мелкие катера для начинающих. Пока непонятно, какой объем лодок станут выкупать дилеры. После пандемии, которая многому их научила, они вряд ли вернутся к прежней схеме массовых закупок. Теперь каждая лодка, по сути, кастомная, и заказы расписаны на 12–18 месяцев вперед. Год назад дилеры заявляли, что им не нужны яхтенные выставки, ведь клиентов и так достаточно, а лодок для демонстрации нет. Однако сейчас они возвращаются на боат-шоу даже несмотря на низкие складские запасы, поскольку основные рынки, где проходит программа Discover Boating, отзываются очень мощно. Во время пандемии более 800 000 человек в США впервые решили попробовать отдых на воде и купили лодку, так как у них наконец‑то появилось время побыть с семьей и друзьями. Люди массово переходят на удаленную работу, уезжают из городов и работают на яхте или в доме на колесах — был бы интернет. Многие приобрели дома на побережьях, и теперь настал черед обзавестись “игрушками” на новом месте.

К счастью, яхтенная индустрия в США сумела предотвратить перегрев рынка, и это помогает ей сохранять маржинальность. Не всем так повезло, и, например, рынок домов на колесах столкнулся с огромными товарными запасами, отчего производители даже перешли на трехдневную рабочую неделю. Шесть лет назад федеральное правительство даже не учитывало индустрию отдыха на природе в экономическом контексте, а теперь она составляет почти 2% ВВП страны ($ 689 млрд). Это огромный прорыв, и его движителем выступает рынок прогулочных судов и рыбалки. Этот сектор вырос в три раза быстрее, чем росла экономика страны».

По количеству инженерных решений для электрификации яхт любых размеров METS 2022 превзошла все прошлые выставки

В Восточной Европе, а именно в Польше, второй после США стране по объему производства прогулочных судов длиной до 9 м с подвесными моторами, ситуация чуть менее радужная. По словам Себастиана Нитупски, президента ассоциации Polboat, во время пандемии рынок оказался перегрет, а последовавший рост уровня инфляции и цен на энергоносители наряду с массовым отъездом украинских рабочих вызвал ряд потрясений на производствах и повлиял на доходность бизнеса. Однако общая атмосфера в Европе остается позитивной, и сохраняется высокий спрос, особенно на крупные лодки и катамараны. В целом производители понимают, что рано или поздно ситуация изменится и им снова придется бороться за клиентов. Единственный способ продолжить экспансию — максимально диверсифицировать рынки сбыта, оторвавшись от традиционного яхтенного. Известно, что большинство людей, занимающихся каким‑то одним видом активного отдыха, не против попробовать себя в другом, и если увлечь их яхтингом, приток «свежей крови» не иссякнет еще долго.

Выставку посетили 17,5 тысяч человек ­— почти столько же, сколько в рекордном 2019 году - фото
Выставку посетили 17,5 тысяч человек ­— почти столько же, сколько в рекордном 2019 году
По количеству инженерных решений для электрификации яхт любых размеров METS 2022 превзошла все прошлые выставки - фото
По количеству инженерных решений для электрификации яхт любых размеров METS 2022 превзошла все прошлые выставки
Некогда пустынный павильон № 9 в этом году заняли участники из Holland Yachting Group, и он стал центром событий   - фото
Некогда пустынный павильон № 9 в этом году заняли участники из Holland Yachting Group, и он стал центром событий

Что еще интересного произошло на METS 2022? Помимо традиционного награждения победителей DAME Design Awards, я бы отметил презентацию Yacht Environmental Transparency Index 1.0, крайне содержательный симпозиум HISWA по дизайну и проектированию яхт, а также присуждение премии за прижизненные достижения Джону Лу, основателю и генеральному директору тайваньской верфи Horizon Yachts. Кроме того, на выставке представили много новаторского оборудования и материалов, которые заслуживают отдельных публикаций, и мы обязательно их подготовим. В следующем году METS пройдет в те же даты, с 15 по 17 ноября, однако впервые с 1988 года это будут дни со среды по пятницу, а не со вторника по четверг. Причина банальна: календарь событий в комплексе RAI Amsterdam настолько плотный, что организаторы вынуждены нарушить традицию. Но если выставка будет такой же насыщенной и безупречной, как в этот раз, то об этом можно даже не вспоминать.

Победители DAME Design Award 2022:
Спасательное оборудование — индивидуальный радиомаяк RescueME PLB3 AIS (Ocean Signal)
Морская электроника и сопутствующий софт — роутер YachtSense Link 4G (Raymarine)
Оборудование для марин, инструменты, материалы и оборудование для верфей — платформа MarineShift360 для LCA-экспертизы
Палубное оборудование, паруса, рангоут — телескопический трап Amare (Arya)
Яхтенная одежда и аксессуары — парка Aquafleece Robe (Rooster Sailing)
Пропульсивные установки, механические и электрические системы, инвентарь — генератор Integrel The Next Generation
Премия в области защиты окружающей среды — аккумуляторная батарея Essential (Aceleron)
Абсолютный победитель — индивидуальный радиомаяк RescueME PLB3 AIS (Ocean Signal)

Похожие статьи