YMAG.media

Дмитрий Норка — о доверительных отношениях в коллективе как эффективном инструменте для бизнеса

Дмитрий Норка — эксперт по организационному доверию и доверительному управлению, автор книг «Доверие в бизнесе» и «Экспертные продажи» издательства «Альпина Паблишер»

Доверие — фундамент успешного функционирования команды. Оно создает условия для эмоциональной безопасности — состояния, при котором люди не боятся делиться идеями и чувствами, не ждут осуждения, но готовы к конструктивной критике. В коллективах, где царит доверие, специалисты разрешают себе быть открытыми ради построения глубоких и значимых отношений. И это помогает развиваться бизнесу: в среде, где профессионалы свободно проявляют себя, поддерживают друг друга, иначе быть не может.

Зачем создавать доверие в корпоративной среде? Чтобы каждый человек в коллективе чувствовал себя уважаемым и принимаемым таким, какой он есть. Все мы различаемся по возрасту, темпераменту, психологическим особенностям, уровню знаний, опыту. Но занимаемся одним делом и стремимся к единой цели. Реализация плана возможна лишь в безопасных условиях корпоративной среды, где люди не стесняются быть собой, понимают, что их окружают толерантные коллеги.

В доверительных отношениях коллеги могут быть открытыми и честными, высказывать мнение, спорить и делиться любой информацией, даже неприятной для кого-то. Это способствует конструктивному решению конфликтов без разногласий и перехода на личности. Доверие развивает способность слышать собеседника, проявлять эмпатию. Когда нет угрозы быть осужденными за ошибки, люди охотнее берутся за решение сложных задач и извлекают правильные уроки из неудач. Мы не роботы, не экстрасенсы и не всегда способны предвосхищать события. Это нормально, и не стоит этого панически бояться. Важно сделать выводы и работать дальше. Но это правило действует лишь в здоровых коллективах, где никто не злорадствует по поводу чужого фиаско. Доверие создает атмосферу, в которой коллеги готовы прикрыть друг друга, что повышает уровень продуктивного сотрудничества. Нет, речь не о выгораживании перед руководством или выполнении чужой работы, но о готовности потратить время и силы, чтобы помочь коллеге. Все сказанное способствует развитию команды.

Что происходит в коллективах, где нет ставки на доверие? Обычно не получается достигнуть высоких результатов. Если за ошибки наказывают, если руководитель выбирает тоталитарный стиль управления, если в коллективе есть место страху, то сотрудники будут работать в отрыве друг от друга. Из опасения выглядеть смешно или некомпетентно специалисты будут стараться не задавать лишних вопросов, не генерировать идеи. И, как в басне Крылова, каждый будет тянуть воз на себя. Конформизм, отсутствие инициативы и инфантильность — неизбежные последствия такого подхода.

Важно отметить: эмоциональная безопасность не означает, что сотрудники будут халтурить, вести себя безответственно и рассчитывать на одобрение абсолютно всех их высказываний и действий. Эмоциональная безопасность — это рабочий климат, в котором разрешено иметь свое мнение, участвовать в обсуждении острых вопросов и трудностей. Но она также предполагает паритетные отношения, то есть равенство, справедливость и взаимное уважение.

Как создать эмоциональную безопасность в команде? Комфортная психологическая атмосфера формируется руководителем, лидером. Необходимо подготовить почву: собрать сотрудников и объявить, что хотите услышать их мнение и советы относительно того, как организованы рабочие процессы в компании, а после поблагодарить за обратную связь и предложить сделать такие встречи регулярными. Нужно внимательно выслушивать то, что до вас пытаются донести, задавать наводящие вопросы, чтобы сотрудники поняли: ваш подход не формальный. На основании полученной информации формулируйте новые ценности и ориентиры в команде. Поощряйте тех, кто готов воплощать их в жизнь. И постарайтесь вовлечь в процесс максимальное количество людей — именно так создаются команды. 

Похожие статьи