YMAG.media

Данила Иванов — о том, как одеваются яхтсмены из разных стран

Данила Иванов — Ph.D. stud., социолог, антрополог, создатель телеграм-­канала «Музеи, яхты и вино»

Каждый из нас, заходя в яхт-клуб, в каком бы городе мира он ни находился, наверняка хотя бы раз задумывался о том, что здесь не существует выраженных различий между людьми. Если вы не видели, из какого автомобиля вышел человек и к какой яхте направляется, едва ли поймете, кто перед вами и какое положение в обществе занимает. Единственное, по чему можно было бы судить, так это по одежде, которую каждый выбирает на свой вкус.

В выборе одежды проявляется индивидуальность, однако, как показывают работы социологов и психологов, это отличие от других должно и сближать людей, позволяя выделять «своих» и «чужих». Территория яхт-клубов — не исключение. Результаты проведенного нами этнографического исследования демонстрируют существование различий в выборе одежды при сравнении членов яхт-клубов и клиентов марин в России и некоторых странах Европы, имеющих разный социально-­профессиональный статус.

Владельцев моторных яхт и катеров на территории марин можно встретить в яхтенной одежде реже, чем владельцев парусных яхт (как гоночных, так и крейсерских). Причем речь не о спортивной, а о «повседневной» одежде, задуманной ее разработчиками как раз для хождения на моторных лодках. В отличие от членов экипажей и работников яхт-клубов, владельцы моторных яхт обычно выбирают легкие неформальные рубашки или спортивные костюмы. Российские судо-владельцы, особенно в маринах Санкт-­Петербурга и Верхней Волги, в сезон значительно чаще носят спортивные костюмы, чем владельцы моторных яхт в Греции, Турции и особенно Италии, где легкие рубашки распространены гораздо шире.

В Афинах яхтсмены и некоторые члены экипажей моторных яхт кепкам предпочитают панамы. Это справедливо и для Турции (в Бодруме, например, из всех брендов панам наиболее заметны Helly Hansen и Musto), а также юга Франции, где к популярным маркам добавляется Tribord. В московских и верхневолжских маринах сложно найти хотя бы одного человека в панаме. В России головной убор как таковой здесь носят редко — разве только спортсмены, которых в таком случае становится несложно распознать по кепке с зажимом для крепления к верхней одежде. Исключением оказывается Сочи, где в ходу как кепки, так и панамы, что стилистически роднит этот город с югом Европы.
Российских владельцев парусных яхт и яхтсменов сближает с «коллегами» из Италии, Нидерландов и Великобритании невнимание к бренду Paul & Shark и предпочтение ему других: Henri Lloyd, North Sails, Marinepool, Sail Racing. Капитаны моторных яхт (особенно пришедшие из парусного спорта) разделяют подобные предпочтения, но все же не столь явно. Такое правило не распространяется на Турцию, где Paul & Shark наряду с брендами известных итальянских домов моды можно легко обнаружить на капитанах, владельцах яхт, людях, занимающихся парусом, впрочем, как и на членах экипажей и гостях марин.

Среди экипажей частных яхт в Европе распространено ношение унифицированной одежды, брендированной названием яхты. Такая практика встречается и в России, особенно в Сочи и во Владивостоке. По всей видимости, это происходит из-за того, что в этих городах немало крупных частных моторных яхт, требующих постоянного присутствия на борту экипажа.

Возвращаясь к теме брендов, скажу, что в Европе однозначно доминируют Slam и Helly Hansen. На российских яхтсменах одежду этих марок в обычной жизни увидеть можно, но не так часто. В этом плане наши яхтсмены больше разделяют стилистические предпочтения яхтсменов Великобритании и севера Европы, выбирая Musto, Gill и Gaastra (последнюю марку чаще встретишь на россиянах и голландцах). Эти же бренды, а также Helly Hansen, North Sails, Marinepool выбирают для профессиональной экипировки и российские спортсмены. Итальянцы предпочитают Toio и VennVind, а британцев, особенно из Портсмута, можно узнать по обуви Dubarry и свитерам Norlender (эти бренды почти не встречаются на представителях российской яхтенной сферы).

В европейских городах бутики конкретных яхтенных марок преобладают над мультибрендовыми магазинами, в России же ситуация обратная, так что есть основания полагать, что у представителей яхтенной сферы нашей страны гардероб составляет одежда большего числа яхтенных брендов, чем у европейцев.

Предпочтения яхтенного сообщества в одежде, конечно, невозможно полностью свести к этим наблюдениям. Стоит все же отметить, что обнаруженные общие признаки подчеркивают подлинно международный характер яхтенной сферы, а нетривиальные различия — особенности европейских и российских контекстов, которые можно принять во внимание или же просто-­напросто использовать как повод для неформальной беседы.

Похожие статьи