YMAG.media
Да будет свет! - фото Да будет свет! - фото

Да будет свет!

# Яхты и окружающая среда # Инновации # Катамараны

Тема экологической безопасности и экономичности моторных яхт становится все более актуальной, и верфи одна за другой предлагают новые проекты гибридных или полностью электрических прогулочных судов. В число лидеров этого сегмента рынка входит польская верфь Sunreef Yachts, минувшим летом передавшая заказчику катамаран Sól (солнце — исп.). Официальный дебют этой яхты состоялся в конце октября в США, на выставке в Форт-­Лодердейле. Тем, кто побывал на борту, смысл названия наверняка раскрылся: у Sól солнечный свет является основным источником энергии. Давайте и мы познакомимся с некоторыми особенностями этого проекта.

Тип — моторный катамаран

В прошлом выпуске Y Magazine была напечатана статья «Равные возможности» о моторном катамаране 80 Sunreef Power Red Azalea. В конце публикации упоминалась яхта того же базового проекта, но Eco, оборудованная вместо маршевых дизелей электродвигателями. Это и есть 80 Sunreef Power Eco с надписью Sól на кормовой переборке надстройки.

Длина 23,80 м, ширина 12,00 м, осадка 1,70 м, запас воды 1600 л, двигатели 2 × 360 кВт, блок батарей 990 кВт·ч, солнечные панели 36 кВт, пассажиры 8 чел., экипаж 4 чел., дизайн, технический проект Sunreef Yachts, категория RCD «А»

В принципе эти яхты похожи: трехпалубная композитная конструкция с флайбриджем под хардтопом, острые носовые ватерлинии корпусов, солидная кормовая платформа на гидравлике с каскадом трапов по бортам, просторные салон и зона для загорания на фордеке… Самое заметное различие (помимо цвета корпуса) — интегрированные в борта темные солнечные панели, о которых будет сказано дальше.

Проект предусматривает широкие возможности кастомизации в отношении компоновки, оборудования, декора и пр. Заказчики выбрали вариант, где на флайбридже размещаются обеденная зона (огромный диван с большим столом), камбузный модуль, бар и обширный «солярий» в кормовой части. Естественно, здесь есть пост управления с тремя креслами перед рулевой консолью и двумя немаленькими диванами по флангам.

Обеденный стол и диван в кокпите, в кормовой части катамарана - фото
Обеденный стол и диван в кокпите, в кормовой части катамарана
Салон (вид в нос). Это просторное помещение владельцы собирались дооборудовать мебелью уже после прибытия яхты в США - фото
Салон (вид в нос). Это просторное помещение владельцы собирались дооборудовать мебелью уже после прибытия яхты в США
Вид из салона на кокпит, где наверняка приятно пообедать на воздухе - фото
Вид из салона на кокпит, где наверняка приятно пообедать на воздухе
Благодаря катамаранной конструкции фордек у яхты очень широкий, с массой возможностей по оборудованию - фото
Благодаря катамаранной конструкции фордек у яхты очень широкий, с массой возможностей по оборудованию

Салон на главной палубе также отличается впечатляющим пространством, которое обеспечивает катамаранная конструкция судна. Панорамные окна дают в помещении превосходную освещенность (и прекрасные морские виды). По бортам стоят большие диваны, есть кресла, еще один бар и пост управления судном справа. Рядом с ним находится дверь, через которую можно выйти на носовую палубу-­террасу. Там организована еще одна зона отдыха с диванами, лежаком-«солярием» и бассейном.

В кормовой части салона стеклянные двери ведут в обширное, защищенное от солнца и ветра пространство кокпита, где помещен обеденный стол на восемь персон и даже есть где прилечь на воздухе после трапезы (большая кушетка). Из кокпита проходишь на кормовую платформу катамарана (она поднимается и опускается гидравликой), и отсюда можно попасть в гараж; там поместится тендер/аквабайк, хватает места для различных водных «игрушек», например подводных буксировщиков Seabob, водных лыж и др. На модели 80 Sunreef Power присутствовало запатентованное оригинальное устройство спуска/подъема гидроцикла вместе с седоком; полагаю, здесь оно тоже есть.

Внизу, в корпусах под палубой, оборудованы четыре двухместные пассажирские каюты с ванными комнатами. Мастер-­каюта располагает кроватью king size, в остальных ложе размерами queen size. Все кровати предусмотрительно расположены спинками к внутренним бортам корпусов, чтобы, просыпаясь, можно было созерцать море через большие вертикально ориентированные иллюминаторы. В отношении компоновки остается сказать, что места для экипажа организованы в носу (две одноместные каюты) и в корме (одна каюта на двоих). Да еще полноформатный камбуз — его поместили в кормовой части левого корпуса.

Детали оформления интерьера не разглашаются. Правда, пишут, что заказчики предъявили особые требования в отношении экологически чистых материалов. Поэтому декор, мебель и отделка яхты… веганские. Веганской называют, например, экокожу — искусственный материал, изготовленный из полиуретана на хлопковой основе. Добавлю, что владельцы планировали установить настил из тикового дерева и большую часть мебели уже дома, в США. А после этого (и после выставки в Форт-­Лодердейле) они собирались отправиться на Багамские острова, чтобы отдыхать зимой в тепле и комфорте. Но не постоянно: оказывается, яхту включили в чартерную программу, и на нее уже посыпались заказы.

Интерьер мастер-каюты с кроватью king size - фото
Интерьер мастер-каюты с кроватью king size
Туалетная комната при мастер-каюте - фото
Туалетная комната при мастер-каюте

Безопасно для планеты

Чтобы понять, почему Sól получилась именно такой, какой получилась, стоит сказать о заказчиках: во многом специфическое оборудование яхты было продиктовано их пожеланиями. Владельцы — семья опытных яхтсменов из США, которые в прошлом гонялись под парусом, много и с удовольствием путешествовали на своих лодках по Новой Англии, Флориде и Багамам, а также ходили на чартерных судах. Являясь поборниками принципов экологичности, они считают влияние больших моторных яхт на климат значительным и свою будущую яхту видели исключительно безопасной для планеты. Они провели обширное исследование рынка, посетили несколько верфей и пришли к выводу, что Sunreef Yachts с их разработками в области применения современных технологий, уровнем производства и убедительными характеристиками яхт им подходит.

Заказчики и их помощники сотрудничали с Sunreef Yachts с ранних стадий принятия дизайнерских решений относительно планировки, материалов, цветов и мебели, других важных позиций спецификации. Даже не обладая опытом проектирования и строительства яхт, они привнесли свой стиль и идеи и получали, по их словам, удовольствие от процесса формирования своего «морского дома».

Рабочий уголок в мастер-каюте

Но вернемся к конкретным деталям проекта. Жесткие требования в отношении экологически чистых силовых и энергетических систем, ставшие приоритетом для заказчиков, могла удовлетворить только полностью электрическая лодка. Поэтому на борту Sól нет ни маршевых ДВС, ни дизель-­генераторов, а вместо них установлены два электродвигателя по 360 кВт каждый. Их марку и другие подробности производитель не разглашает. То же относится и к максимальной скорости: называют только дальность плавания — до 300 миль. не уточняя, на каком ходу, зато заостряя внимание на том, что оно проходит в полной тишине, без дымного выхлопа и вибрации.

Важно отметить, что эти электродвигатели питаются от специально разработанных аккумуляторных батарей общей мощностью почти мегаватт (990 кВт·ч) — самый большой аккумуляторный блок для прогулочных судов длиной до 24 м. При этом батареи с удельной энергоемкостью менее 5,2 кг/кВт·ч, питающие, помимо электродвигателей, все бортовые системы, почти на 30% легче обычно используемых на яхтах.

В обитаемых помещениях этой яхты немало декоративных элементов, оживляющих интерьер
Фрагмент интерьера салона на главной палубе

Откуда заряд в аккумуляторах? От упомянутых выше композитных фотоэлектрических панелей, органично встроенных в корпус яхты, конструкции надстройки и поверхность хардтопа. Эта сверхтонкая (толщина менее 1 мм) «солнечная кожа» (solar skin), покрывающая площадь 200 кв. м и дающая пиковую мощность 36 кВт чистой энергии, состоит, по утверждению Sunreef Yachts, из самых эффективных в отрасли ячеек и входит в число наиболее легких подобных систем. Помимо того, на борту предусмотрена система зарядки аккумуляторов, способная преобразовывать ток любого напряжения, доступного в гаванях, что расширяет показатели яхты по энергетической автономности. Яхта также оснащена энергосберегающей системой воздуха на постоянном токе, системой опреснения и очистки воды до состояния питьевой, интеллектуальной системой управления энергопотреблением и пр.

Площадь обитаемого пространства Sól превышает 350 кв. м

Вот так выглядит самая передовая в мире, как о ней сообщает Sunreef Yachts, электрическая яхта-катамаран класса люкс 80 Sunreef Power Eco по имени Sól. Есть информация, что еще две такие яхты проходят дооборудование на верфи. Можно было бы ожидать, что этот проект допускает и гибридную модификацию. Однако нет: для такой версии планируется отдельная линейка яхт с названием Ultima. Кроме того, Sunreef Yachts анонсировала находящийся в разработке проект катамарана на чистом водороде с нулевым уровнем выбросов.

Похожие статьи