YMAG.media
Акваланг с водой внутри - фото Акваланг с водой внутри - фото

Акваланг с водой внутри

# Дайвинг

У дайверов бытует шутка о том, что самый тяжелый объект во Вселенной — не черная дыра или нейтронная звезда, а снаряжение аквалангиста на суше. В этой шутке изрядная доля правды, и многих останавливает от занятия подводным плаванием именно неподъемная снаряга.

Стандартный набор оборудования для рекреационного дайвинга весит порядка 30 кг без учета газа, а если речь идет о технических погружениях, то это число можно смело умножать минимум на два. Согласно общепринятой шкале Борга, которая оценивает индивидуальное восприятие нагрузки, более или менее комфортный для человека дополнительный вес составляет 20% от массы его тела. То есть даже 35 кг для крупных мужчин весом под центнер многовато, что уж говорить про хрупких девушек. С появлением современных материалов и аддитивных технологий производители спортинвентаря включились в гонку за то, чтобы максимально облегчить снаряжение. Теперь это веяние коснулось и дайверской индустрии.

Минута истории

Когда благодаря Эмилю Ганьяну и Жак-­Иву Кусто акваланг вышел в массы, все погружались без компенсаторов плавучести. Дайверы начинали спуск с отрицательной плавучестью около 3 кг (масса газа в баллоне) и по мере расходования воздуха приобретали нейтральную плавучесть к концу дайва. Это было неудобно и довольно опасно. Аквалангистам требовались хорошая физическая форма и сильные ноги, чтобы подниматься с глубины на ластах. Лишь в последние минуты погружения, когда наступал баланс сил, получалось парить в воде, не затрачивая усилий.

Решить эту проблему помогли компенсаторы плавучести, но обратной стороной медали стали тяжеленные грузовые пояса или карманы со свинцовыми чушками. Кроме того, наличие объемного сжимаемого воздушного «пузыря» приводит к тому, что даже небольшое изменение глубины на 1,5–2 м значительно влияет на плавучесть. С компенсатором зона устойчивой нейтральной плавучести составляет около двух метров, и в ней опытный дайвер может маневрировать с помощью легких, не притрагиваясь к инфлятору. Как только он выйдет за пределы этой зоны, безопасно нивелировать «эффект пузыря» с помощью дыхания уже не получится, и придется стравливать или добавлять воздух в компенсатор. Чем меньше объем компенсатора, тем меньше проявляется этот эффект и тем шире зона устойчивой нейтральной плавучести.

Обучиться погружениям с Avelo можно в сертифицированных дайвцентрах, которых становится все больше

Знакомьтесь, Avelo

«Можно ли сделать так, чтобы дайвер сохранял нейтральную плавучесть все погружение?» — однажды подумал Авиад Кахана, инженер, инструктор по дайвингу и генеральный директор стартапа Avelo. Если известно, что в начале спуска избыточный вес составляет 3 кг и почти целиком уходит к концу дайва, то почему бы не придумать баллон, плавучесть которого не меняется?

Для этого он разработал особый «двухслойный» баллон Hydrotank с тонкой внутренней алюминиевой капсулой и легким прочным карбоновым кожухом. Газ при этом находится в специальном внутреннем мешке, объем которого изменяется в зависимости от давления. То есть по мере того как дайвер расходует воздух, мешок уменьшается, и свободное место в баллоне заполняет… вода. Примерно так, как это происходит в балластных цистернах подводных лодок.

Система Avelo состоит из такого баллона объемом 12 л и спинки Jetpack с подвеской. Hydrotank сертифицирован в США (DOT) и Европе (СЕ) и оборудован вентилем DIN, который совместим со стандартными редукторами и компрессорами. Рабочее давление составляет привычные 220 бар, хотя допускается забивать баллон до 300 бар, и тогда запас газа возрастает с 2640 до 3600 л. Hydrotank можно использовать с рекреационным нитроксом (до 40% O2) при условии, что забивается готовая смесь.

Небольшой вес системы особенно оценят дайверы в возрасте, которым непросто подниматься на лодку после погружения

Баллон крепится на спинку Jetpack, где, помимо него, находятся гидравлическая помпа, подающая воду в баллон, и контейнер с аккумуляторной батареей. В собранном виде система очень компактная, и единственное, что выглядит непривычно, — это регулятор, который смотрит не в затылок дайверу, а от него.

Как этим пользоваться?

Дайверам, ныряющим с Avelo в тонких неопреновых костюмах, не требуются компенсатор и грузы. В начале погружения необходимо добавить в баллон немного воды по нажатию кнопки, расположенной на жестком «стебельке» поверх левого плеча, как привычный инфлятор. Как только установится нейтральная плавучесть, можно опускаться на ластах на желаемую глубину. Без компенсатора пропадает стадия свободного падения, которая нравится опытным аквалангистам и пугает новичков. По мере расходования газа баллон становится легче, и плавучесть немного увеличивается. Чтобы нивелировать это, нужно всего несколько раз добавить чуть-чуть воды (0,5 л). Всплытие происходит так же на ластах, и остановка безопасности не вызовет проблем даже на трех метрах. Оказавшись на поверхности, достаточно стравить воду из баллона (кнопка на патрубке, выходящем из насоса), и плавучесть изменится на положительную.

Может показаться, что Avelo — автоматическая система, но это не так. Она полностью ручная, и ее легко интуитивно освоить. Правда, придется привыкнуть к тому, как следить за давлением газа. Дело в том, что, когда подкачиваешь воду в баллон, газовый пузырь сжимается и давление газа растет. Поскольку воды не много, давление меняется не сильно, но все же стоит соблюдать определенные правила. В начале спуска нужно отметить максимальное показание манометра и начинать всплытие, когда запас воздуха уменьшится до половины. Рекомендуемый резерв — четверть объема газа. По словам Авиада Каханы, Avelo адресована рекреационным дайверам (предел глубины 40 м), но при этом исправно работает на глубинах до 200 м.

Преимущества

Вместе с регулятором и полным баллоном Avelo весит порядка 20 кг, что очень близко к зоне комфорта по шкале Борга. Во время испытаний системы дайверы погружались с ней более тысячи раз и выяснили, что управлять плавучестью получается гораздо интуитивнее. Особенно это касается тонкой ее подстройки с помощью легких. Как результат, значительно падает расход газа, особенно у новичков. Более того, без мешковатого компенсатора у пловца улучшается гидродинамика, снижается операционная нагрузка, и на поверхности ему легче доплыть до лодки или берега.

«Я начал нырять с аквалангом в 1964 году, когда не было компенсаторов, — рассказывает Дэн Ор, эксперт по дайвингу, в прошлом занимавший пост генерального директора в Divers Alert Network (DAN). — Посмотрев презентацию Avelo на выставке DEMA 2021, я, как и многие, отнесся к ней скептически. Мы давно привыкли к компенсаторам, а это новшество расходится с уже устоявшейся практикой. Но после того как я испытал систему на себе, могу сказать, что она потрясающая!»

Вес Avelo в сборе находится близко к зоне комфорта по шкале Борга

Кроме того, у Avelo есть важное преимущество в плане безопасности. С компенсатором всегда присутствует риск того, что плавучесть быстро изменится. Если происходит что‑то с оборудованием (например, залипает кнопка инфлятора или выпадают грузы), то дайвер почти моментально оказывается в зоне положительной плавучести. Многие не успевают справиться с быстрым всплытием, рискуя заработать баротравму или декомпрессионную болезнь. С Avelo такая ситуация менее вероятна. Конечно, ее насос тоже может сломаться, и тогда давление газа вытеснит воду из баллона. Однако подъемная сила в этом случае невелика (2 кг) и нарастает постепенно в течение 15–20 минут. Этого времени более чем достаточно, чтобы штатно завершить погружение, не пропустив остановку безопасности.

В обратной ситуации, когда компенсатор не держит воздух или в него не поступает газ (поврежден пузырь, закрыт вентиль), дайвер начинает стремительно тонуть. Единственный выход — сбросить грузы и совершить рискованное неконтролируемое аварийное всплытие. Если в баллон Avelo поступает больше воды, чем нужно (насос не отключается), то избыточный вес (~1 кг) накапливается медленно, и воду можно просто сбросить вручную.

Надежность и обслуживание

Кахану часто спрашивают: что произойдет, если воздушный пузырь в Hydrotank вдруг начнет травить? Очень просто: газ насытит воду в баллоне, но не покинет его. Поэтому, если не трогать кнопку сброса воды, катастрофической потери воздуха не случится. Тесты показали, что пузырь выдерживает 85 000 циклов забивки, а это несколько десятилетий эксплуатации. Разработчики даже намеренно погружались с поврежденным пузырем, чтобы убедиться в надежности конструкции баллона.

Аккумулятор для питания насоса используется самый обычный, как в канистровых фонарях. Его емкости хватает на 2–10 погружений в зависимости от опыта дайвера; зарядка занимает 40–50 минут. Если батарея выходит из строя под водой, то ничего критического не случается, можно спокойно прервать погружение и всплыть по обычному плану.

Система Avelo вписывается в стандарты дайверской индустрии, и ее обслуживание отличается лишь тем, что техникам приходится иметь дело с гидравлическим насосом. Баллон необходимо опрессовывать и менять пузырь раз в пять лет; визуальный осмотр проводится ежегодно. Насос обслуживается раз в два года.

Нейтральная плавучесть во время всего погружения позволяет не бороться со снаряжением и сосредоточиться на любимом хобби

Компенсаторы в утиль?

Одна из целей создателей Avelo — позволить людям наслаждаться подводным миром, вместо того чтобы бороться со снаряжением. В течение этого и следующего года компания планирует сертифицировать партнерские дайв-центры в разных частях света, обучить инструкторов и техников, чтобы популяризировать свою систему. Энтузиастам, которые хотят опробовать ее в числе первых, уже предлагают недельные ознакомительные сафари.

Появление Avelo вызвало бурные обсуждения и критику в дайверском сообществе. Одни считают это бесполезной затеей, адресованной тем, кто не хочет или не может выучиться мастерски управлять своей плавучестью. Другие, напротив, пророчат ей большое будущее, приравнивая значимость этого изобретения к появлению ребризеров. Дайвинг — довольно консервативный вид спорта, и команде Avelo придется приложить немало усилий, чтобы их система прижилась и получила распространение. Перспективы у нее определенно есть, поэтому не исключаю, что в первую очередь комплекты Avelo появятся на крупных чартерных яхтах.

Похожие статьи