Когда на море качка

Текст: Грег Копп

Новый гироскопический Seakeeper 3DC может перевернуть рынок устройств стабилизации качки.

Новые системы стабилизации качки появляются с завидной частотой, что очень даже на руку владельцам лодок, которые если и желают прыгать, то никак не на волнах.

Не так давно на рынке появилась самая компактная система компании Seakeeper (США) — Seakeeper 5. Миниатюрное устройство отличалось небольшими размерами и ценой, что делало его пригодным для лодок длиной даже 30 футов. Теперь компания, чей завод в Пенсильвании раскинулся на площади почти в гектар, выпустила новую стартовую модель — Seakeeper 3DC.

На первый взгляд, спецификация вызывает недоумение: 3DC имеет те же размеры (765 × 757 × 628 мм), вес (358 кг) и цену ($ 29 900), что и модель Seakeeper 5. И тем не менее это заметный шаг вперед.

На фото: По мнению разработчиков, 3DC эффективен на лодках длиной около 10 м (фото Beneteau Antares 30).

АККУМУЛЯТОРЫ

Главное отличие 3DC, позволяющее считать ее существенным этапом в развитии подобных систем, состоит в том, что новый Seakeeper может работать от батарей. Сам по себе двигатель по-прежнему потребляет мощность 900 Вт (чистая синусоида однофазного инвертора, 110–230 В, 50/60 Гц), но на систему управления гироскопа с потребной мощностью 100 Вт подается напряжение 12 В. Теперь стабилизаторы можно ставить на небольшие лодки без генераторов!

Чтобы использовать столь малую мощность батареи, 3DC вращается с частотой 6400 об/мин (10  700 об/мин у Seakeeper 5). Следовательно, максимальный вращающий момент, противодействующий качке, составляет 6500 Н∙м — почти половину по сравнению с предыдущей моделью. Это объясняет, почему разработчики утверждают, что 3DC подходит для лодок длиной до 40 футов, тогда как Seakeeper 5 пригоден для лодок длиной 50 футов.

Преимущество меньшей скорости вращения состоит в том, что 3DC заметно тише — 62–64 дБ (С) по сравнению с 70–72 дБ (C) для Seakeeper 5 (в метре от устройства). Учитывая, что 65 дБ (А) — принятый уровень шума при обычной беседе, полное шумоподавление 3DC в хорошо изолированном отсеке не вызывает сложностей.

В конце апреля Seakeeper провел предварительные тесты на открытой рыболовной лодке Contender 35ST с реданированным корпусом (длина 35 футов, ширина 10 футов, водоизмещение 6 т). При высоте волн до метра и ветре 15 узлов (на порывах до 30 узлов) было зафиксировано почти полное (94%) подавление бортовой качки. Как видно на диаграмме, при включенном 3DC амплитуда большей части остаточных колебаний была снижена до 1° или менее — прямо как в штиль у причала.

ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ

Для достижения рабочего режима любого гироскопа требуется время. На то, чтобы у 3DC достичь стабилизирующего эффекта, уходит 27 минут и еще 11 минут — до полной скорости вращения. Сторонники плавниковых стабилизаторов качки Zero Speed не преминут заметить, что такое ожидание не радует, только, на мой взгляд, это ерунда: кто мешает включить 3DC, как только вы взойдете на борт? На то, чтобы разложить вещи по местам, провести инструктаж команды по части безопасности и потихоньку начать выходить из марины, как раз уйдет полчаса.

Как и другие гироскопы, устройство 3DC можно установить в любом удобном месте. К примеру, на Contender 35ST оно находилось в небольшом рундуке прямо на палубе. На подобных моделях, не отличающихся обилием свободного места, это крайне выгодно. Единственное предостережение: на лодках, которые регулярно испытывают вертикальное ускорение больше чем ±1,0 g, гироскоп следует размещать кормовее центра тяжести (ЦТ).

Но я чувствую, что стартовая длина лодки 30 футов для Seakeeper 3DC не отражает весь потенциал устройства. Если принять во внимание, что плечо дополнительных 358 кг не создаст обременительный дифферентующий момент (вес всего четырех человек с багажом или типового аквабайка), компактные размеры устройства, аккумулятор и возможность установки почти где угодно за ЦТ, теоретически 3DC пригоден для любой лодки, владелец которой может потратить $ 29 000 (плюс стоимость установки). А учитывая тенденцию тотального повышения значимости комфорта на борту, даже небольших и недорогих лодок, столь экстравагантные (на первый взгляд) траты не следует считать напрасными.

На фото: На Contender 35ST стабилизатор качки 3DC размещен в небольшом рундуке прямо на палубе.

Новейшие разработки систем стабилизации качки способны радикально расширить район эксплуатации небольших водоизмещающих круизеров.

Если лодки Nordhavn считаются океанскими, то существенно менее крупные Linssen Classic Sturdy 32 AC (на фото внизу) обычно воспринимаются как лодки для внутренних водных путей, хотя по прочности и жесткости конструкции не уступают Nordhavn.

У Nordhavn и Linssen скорость не превышает 8–10 узлов, когда о динамической остойчивости, препятствующей качке на волнении, можно не вспоминать. С точки зрения мореходности лодки обоих брендов близки.

Если исключить из рассмотрения мореходность, скорость, прочность и динамическую остойчивость, наиболее заметная разница между брендами в плане способности к офшорному плаванию окажется в том, что океанские лодки оборудуются стабилизаторами качки, в отличие от небольших Linssen и им подобных.

Теперь новое поколение стабилизаторов качки — гироскопы от Seakeeper и AntiRoll DMS — устранили основное препятствие для совершения на небольших лодках героических морских плаваний. Более того, эти системы хорошо работают на тихоходных лодках. Так что форсирование Ла-Манша на 30-футовом водоизмещающем круизере перестает быть испытанием на выносливость и остается только удовольствием.

ТЕСТ SEAKEEPER 5 НА PRINCESS 43

Спокойное море без какого-либо волнения, способного вызвать качку,  — не лучшие условия для испытаний систем стабилизации лодки. Так я думал, пока не потратил несколько часов июльским днем на тестирование Princess 43, снабженной гироскопическим стабилизатором Seakeeper 5.

Однако выяснилось, что, помимо способности существенно уменьшить крен на ходу или якорной стоянке, гироскоп имеет несколько скрытых возможностей. Управление джойстиком становится все более популярным, особенно при днищевых колонках типа Zeus или Volvo Penta IPS. В то же время сложное или быстрое маневрирование при управлении джойстиком может вызвать на удивление резкую бортовую качку, когда капитан делает это слишком энергично, особенно на лодках с IPS, где днищевые колонки установлены по нормали к днищу корпуса.

На фото: В таких «суровых» условиях мы испытывали установленный дилером на тестовой Princess 43 успокоитель качки Seakeeper 5.

Хотя на Princess 43 джойстик управляет обычными гребными валами и носовой подрулькой (не IPS), раскачивание заметно демпфировалось, но по-прежнему ощущалось, а Seakeeper 5 убрал его полностью. В результате я ощутил более полный контроль над лодкой, поскольку ход стал устойчивее.

Есть и другое преимущество, уже при швартовке. При включенном гироскопе лодка становится неколебимой как скала, даже когда экипаж прыгает на причал с кормовой платформы или с борта. На нашей Princess 43 это было хорошо заметно. На 30-футовых лодках, где могут быть установлены компактные устройства нового поколения Seakeeper 3DC (равно как и Seakeeper 5), это преимущество окажется еще более заметным.

Окончательный бонус проявляется в динамической остойчивости, что ощущаешь даже на гладкой воде. Одно из главных удовольствий от корпусов, разработанных  Бернардом Олесински, — их замечательная проворность; такое качество совершенно не хочется утратить или хотя бы снизить.

Было бы хорошо предусмотреть Seakeeper 5 как опцию еще на верфи

В итоге я был приятно удивлен совокупным ощущением от Princess 43 при включенном гироскопическом успокоителе качки. Наиболее близкая аналогия, я думаю,  — разница между семейным седаном и спортивным автомобилем с жесткой рамой и тонко настроенной подвеской. Спорткар совершит поворот по той же траектории, но более точно и устойчиво. А самое приятное, что все эти плюсы не сопровождались никакими минусами (за исключением дополнительных финансовых затрат).

Слева направо: Панель управления Seakeeper 5 — проще не придумать. Генератор Cummins, аккумуляторы и трап показывают компактность Seakeeper 5 (в центре).

К сожалению, не было возможности проверить Seakeeper 5 в действительно сложных условиях, но предыдущие испытания более крупных гироскопов и впечатления от этого теста позволяют считать, что устройство заметно повысит комфорт и на волне — при ходе в водоизмещающем режиме, и на якорной стоянке. Этот эффект пропадает на скорости 15 узлов, когда начинает проявляться динамическая остойчивость корпуса. Шум устройства незначительный — на ходу и даже на якоре доминирует генератор, а не гироскоп, что является ограничивающим фактором. Гироскопический стабилизатор легко размещается в моторном отсеке Princess 43, оставляя дополнительное пространство для хранения
чего-либо.

Устройство стоит $ 29  000 (в США); его установка на лодку у дилера Seakeeper заняла около 250 часов, что подняло цену до $ 65 500 (с НДС). Монтаж гироскопического успокоителя качки на этапе сборки должен пройти быстрее и оказаться дешевле, но даже при этой цене мы, не колеблясь, его рекомендуем.

Новости

Абсолютный рекорд продолжительности сотрудничества

Марка Škoda уже 26-й год поддерживает чемпионат мира по хоккею IIHF, который в этом году проходит в Дании с 4 по 20 мая.​ В 2017 году сотрудничество между чешским брендом и Международной федерацией хоккея на льду было занесено в Книгу рекордов Гиннесса как самое продолжительное в истории мировых спортивных состязаний.

Новости

Ulysse Nardin и PROyachting: продолжение партнерства

Легендарная швейцарская часовая мануфактура Ulysse Nardin и ведущий российский яхтенный проект PROyachting в рамках партнерского соглашения на сезон-2018 учредили главный приз в серии регат Wednesday Night Race — часы серии Marine Torpilleur.

Новости

За лодкой — на "Водный мир"

В период с 29 июня по 1 июля 2018 года на территории Международного Московского Яхтенного Порта (Московская обл., г. Долгопрудный) уже в девятый раз будет проходить ежегодная ярмарка продаж яхт и катеров «Водный мир», организованная Яхт-клубом МРП и Международным Московским Яхтенным Портом.
По теме

Полное погружение

Уникальный частный кинотеатр Lumière переводит эмоции от просмотра на новый уровень.

Гироскоп на батарейках

Самая компактная модель Seakeeper не требует генератора.

Тестируем мототехнику от BRP

Сентябрь оказался урожайным не только на яхтенные тесты, но также на тесты сухопутной техники для активного отдыха. Сначала мы познакомились с новым квадроцклом BRP Can-Am Outlander L 570, а затем и с родстером Can-Am Spyder F3. Место действия: горы Кавказа и дороги олимпийского Сочи.

Чудесных дел мастера

Информационные, охранные и развлекательные системы важны для суперяхты не меньше, чем прочный корпус и надежные двигатели. О настоящем и будущем таких систем рассказывают специалисты компании VBH.