YMAG.media

В мореходной книжке Олега Бубича, врача-хирурга из Мурманска, отметки о плаваниях на «промысловике», ледоколе сопровождения и прокладки, аварийно-спасательном судне. Самый продолжительный рейс — 145 дней, на круг за год набиралось 320, акватории — Норвежское, Гренландское, Северное, Баренцево, Карское моря. На берегу Олег практикует в одной из частных клиник, недавно получил дополнительное образование по специальности «Врач-эндоскопист». О том, чем приходится заниматься судовому врачу, столь важной фигуре в экипаже, мы попросили его рассказать нашему журналу.

Олег, как вы оказались на флоте?

На пятом курсе Петрозаводского медицинского университета я познакомился с врачом, занимающимся, как мы тогда шутили, «работорговлей», — предлагающим различные вакансии. Он заведовал в мурманской больнице отделением судовой медицины. Озвучил перспективы работы в море: заработная плата хорошая, а деньги тратить некуда. Постдипломное образование в России дорогое, поэтому раздумывал я недолго...

Расскажите, пожалуйста, тем, кто засиделся в поликлиниках и рвется вкусить романтику плаваний: что нужно, чтобы стать судовым врачом? Какие компетенции, документы?

Требуется закончить ординатуру по специализации «Врач-терапевт», ординатуру или интернатуру по специальности «Врач общей практики» или «Врач-хирург». Я заканчивал интернатуру по хирургии. Защитив диплом, поехал в Мурманск, устроился там в больницу и начал собирать документы. Помимо получения мореходной книжки и удостоверения личности моряка, нужно было пройти курсы SOLAS (Международная конвенция по охране человеческой жизни на море. — Прим. ред.) по обеспечению живучести судна и безопасности экипажа. Вот, собственно, и все.

На каком судне в обязательном порядке должен присутствовать врач? Каковы нормативы?

Судовой врач по штату положен при экипаже от 45 человек, а также при иной численности команды на судах специального назначения, длительное время находящихся в автономке, вдали от берега.

Ваше заочное знакомство с экипажем происходит еще на берегу? Вы ведь наверняка изучаете санитарные книжки, делаете для себя какие‑то пометки: кому таблетку напомнить выпить, кому лишний раз давление измерить?..

Да, все санитарные книжки находятся у меня в кабинете либо у капитана (в отсутствие врача за состояние экипажа отвечает второй помощник капитана). Я беру людей под свое крыло сразу. В экипаж попадают ведь и довольно возрастные специалисты. Бывает, человек не слишком тщательно следил за своим здоровьем на берегу, медкомиссия что-то недоглядела, и уже в плавании приходится вместе с ним вспоминать про назначенные ему гормональные препараты, про средства от повышенного давления…

С какими болезнями приходится сталкиваться в море?

Болезни самые разные. Однажды рвал зуб. На «промысловиках» частое заболевание, связанное со спецификой работы в резиновых перчатках и в условиях постоянной сырости, — панариций, так что доводилось ногти снимать. Холод провоцирует воспаление суставов. Нередки производственные травмы: глубокие порезы во время разделки рыбы, падения на острые предметы во время шторма, — поэтому иглы и шовный материал далеко не убираю. Случаются травмы из-за несоблюдения техники безопасности, отравления из-за собственной глупости (поймал втихаря рыбу, плохо просолил у себя в каюте, как следствие — расстройство пищеварения). Приходят и с деликатными вопросами, например с геморроем. Попробуй-ка потаскать на волнении кастрюлю с супом, сваренным на два дня на весь экипаж! Время от времени решаю и женские проблемы. Работа в условиях постоянной полярной ночи, когда солнца не видишь вообще, — отдельная история. Вечером перед штормом небо озаряет красивейшее северное сияние, а наутро вся команда лежит пластом. Приходит парень 20-летний, а у него гипертония. Как так?! А потом становится плоховато мне, меряю давление и понимаю: «Так вот вы какие, метеочувствительные люди!»

Экипажи судов, работающих в море, зачастую по полгода не выходят на берег

На НИС «Витязь» в Музее Мирового океана в Калининграде максимально сохранена вся обстановка, и можно не только познакомиться с бытом экипажа, но и заглянуть, например, в операционную. На судах, где вы работали, какие условия для врачевания? И приходилось ли оперировать в море?

На рыболовецком судне было все необходимое: огромный шкаф с медикаментами, холодильник, инструменты для оказания экстренной помощи: катетеры, иглы, скальпели, шовный материал, стерильные биксы. Меня удивило, что на ледоколе финской постройки 1980-х годов сохранилась операционная, где было рентгеновское оборудование, пускай и устаревшее, и даже возможность подачи наркоза. Но серьезных операций делать на борту не доводилось, да это и бессмысленно. В норвежских водах, к примеру, вертолет санавиации прилетает в течение 20 минут (для сравнения, в Мурманске в сезон ОРВИ скорую можно прождать шесть часов). На всех ледоколах есть вертолетные площадки. Даже когда мы стояли у Приразломного (нефтяное месторождение в арктическом шельфе России. — Прим. ред.), рядом было большое техническое помещение, где работало несколько хирургов и анестезиологов. Моя задача как специалиста заключалась в оказании первой помощи и передаче пациента операционной бригаде.

В прошлом выпуске мы писали о системе компании Videoworks для круглосуточного мониторинга состояния организма на борту яхты с передачей данных через 5G лечащему врачу на берег. Не слышали ли вы о подобных российских разработках?

В Карелии, где я учился, активно используют телемедицину, но есть ли какие-то подвижки в этой области, честно говоря, не в курсе.

В последнее время разные источники все чаще пишут о том, что оптимизация всего и вся в нашей стране привела к объединению на круизных лайнерах, например, должности врача чуть ли не со стюардом, матросом или посудомойкой. Лично вам приходилось заниматься чем‑то еще, помимо своих прямых обязанностей?

Когда я работал на рыболовецком судне, то брал полставки матроса и уходил в трюм. Но это скорее для того, чтобы не  сойти с ума. На ледоколе и «спасателе» меня могли попросить поучаствовать в погрузке-выгрузке провианта — там работает вся команда. Я как врач следил за соблюдением санитарных норм при разгрузке продуктов и контролировал сроки годности оставшихся с прошлого рейса на борту консервов и т. д., что-то отправлял на списание. Кроме того, на аварийно-спасательном судне у нас было целое медицинское отделение: палата реанимации и четырехместная палата для больных, — за чистоту и порядок в котором тоже полностью отвечал я.

Расскажите о ваших бытовых условиях.

Врача всегда селят отдельно, и это единственный человек на судне, у которого в каюте есть полноразмерная ванна. Ко мне приходят пациенты, в том числе женщины (коих на борту, увы, очень мало) и люди с деликатными проблемами, о которых я уже говорил. Поэтому такая приватность просто необходима.

Доктор Ливси из «Острова сокровищ» отождествлял слова «ром» и «смерть». Как вы относитесь к алкоголю на борту? Как обстояли дела с этим у вас в плаваниях?

На судне запрещено хранить и употреблять алкоголь. Естественно, мы всячески пресекаем попытки пронести на борт спиртное. Другое дело, что всегда найдется условная баба Валя с камбуза, которая поможет достать дрожжи и сахар... Бывало, кто-то срывался, и в ход шли даже гелевые антисептики, технический спирт, в который погружен компас… Но это, конечно, исключительные случаи, а так… С нами ведь матросами ходили на заработки, например, оператор ВГТРК, учитель физкультуры... И потом, когда вахты шесть часов через шесть, как на «промысловике», по правде говоря, не до выпивки — хочется только спать.

Как вы переносите длительное существование вдали от берега? Чем занимаете свободное время в плавании?

Интернет, когда он есть. Баня с парилкой, настольный теннис, спортзал, бассейн, на ледоколе были даже кинотеатр и бар(!) — когда-то судно выполняло туристические рейсы на Северный полюс. Играем в нарды в кают-компании, собираемся перед телевизором. Вроде бы не скучно, но это только кажется. Море — это специфическая добровольная изоляция, которую далеко не все хорошо переносят. В море ты постоянно находишься наедине со своими мыслями… Кто-то не выдерживает, приходится даже психологом работать по совместительству, успокоительные подключать для членов экипажа.

Гренландское море. Первое солнце после долгой полярной ночи

Чем запомнились места, где вам доводилось бывать?

Мы не так часто и не так надолго заходим в порты, но какие-то путевые заметки делать удается. Вот, скажем, такое наблюдение: во многих портовых городах есть памятник Ждущему. И если в Мурманске это девушка, ждущая юношу из плавания, то в норвежском Киркенесе это уже мать (она же жена) с детьми, ждущая главу семьи с войны. А в Тромсё это такса с трясущимся хвостом, высматривающая в море хозяина-рыбака.
Будучи в Норвегии, поражался архитектуре городов без пятиэтажек. А еще это страна тоннелей!

Киркенес (Норвегия). Памятник Ждущей

В скандинавских странах всегда восхищают придорожные туалеты. Как врач говорю: там операционные можно обустраивать!

В Киркенесе есть полноценная больница с компьютерным томографом, аппаратом МРТ. В городке проживает всего 5000 человек — у нас в таком населенном пункте оборудован только фельдшерско-акушерский пункт для оказания первичной и неотложной медицинской помощи.

Отношение к животным тоже приятно удивляет. У нас в местах большой концентрации диких зверей просто дай бог повесят соответствующий знак на дороге, а там, за Полярным кругом, где подолгу бывает темно, оленям красят светоотражающей краской рога, чтобы минимизировать количество ДТП с ними.

И люди, очень добродушные северные люди! Всегда рады помочь с любой проблемой, все прекрасно говорят на английском.

В акватории Баренцева моря, вблизи Новой Земли
Замечательный житель Земли Франца-Иосифа. В последнее время ученые все чаще устанавливают на этих животных передатчики, чтобы проследить за их перемещениями и получить информацию о том, как стремительно меняющийся климат влияет на их популяцию

Олег, какие планы на будущее?

В ближайшей перспективе — дальнейшее развитие в профессии по эндоскопии. А вообще хотелось бы поработать на круизном лайнере.

В компании Marinepoint, организующей чартерные плавания на судах флота Swan Hellenic, в том числе в арктические воды, рассказали, что на пассажирских судах медицинское сопровождение строго регламентировано, включая квалификацию врача, оборудование и набор медикаментов. Так, на борту круизных лайнеров Swan Hellenic имеются врач, медсестра или медбрат, все члены экипажа умеют оказывать первую медицинскую помощь.
Оснащение медицинских кабинетов включает системы забора и анализов крови, рентгеновский аппарат, оборудование для мониторинга жизненно важных показателей, оборудование для внутривенной анестезии, респираторное оборудование (в том числе аппарат ИВЛ), дефибриллятор, кардиостимулятор, аптечку, аварийные сумки для лечения при высадке на берег в экспедиции, спутниковый телефон Iridium для экстренной связи и др. Доступ к медицинским кабинетам пассажирам предоставляется на протяжении всего плавания.
На яхтах предусмотрена возможность эвакуации больного вертолетом санавиации. В случае любых осложнений человека незамедлительно доставляют в ближайшую больницу.
Медицинская помощь на чартерных яхтах

 

Похожие статьи