MBY как часть европейской истории

Знания
Следующая статья

Словом за слово

Прошлое и настоящее журнала, ставшего свидетелем бурного развития водно-моторного спорта и яхтенного рынка в Европе.

К концу XIX столетия двигатели внутреннего сгорания прочно обосновались во многих отраслях промышленности ведущих европейских держав. На улицах городов Германии, Франции и Великобритании автомобили неумолимо вытесняли конные экипажи, а моторные суда всех типов и мастей наглядно демонстрировали свое преимущество в скорости над парусом. На рубеже веков в Старом и Новом Свете случился настоящий «моторный» бум на фоне соперничества за скорость на воде: судостроители и судовладельцы поголовно грезили о таких наградах, как Кубок Хейлза за пересечение Атлантики, Золотой Кубок Американской ассоциации моторных лодок и Кубок Хармсворта.

Альфред Чарльз Уильям Хармсворт, известный также под именем лорда Нортклиффа, сыграл заметную роль в развитии водно-моторного спорта Великобритании. Свою карьеру Хармсворт начинал внештатным журналистом, а позже основал газету Answers to Correspondents, ставшую первым шагом к созданию всемирно известной издательской империи Amalgamated Press. Будучи страстным приверженцем скорости — на земле, воде и в небе, — лорд Нортклифф в 1903 году учредил международный приз, который позже получил название Кубка Хармсворта и доставался победителям в скоростных состязаниях моторных лодок — не лодкам, не гонщикам, но странам.

Альфред Хармсворт, лорд Нортклиффф

Интерес исконно морской нации к модному и престижному увлечению «моторками» неуклонно рос, и в ответ на это в 1904 году издательство Temple Press выпустило первый номер The Motor Boat, с которого и началась история современного MBY. Рассчитанный на активных, увлеченных морем и моторными судами людей журнал состоял из 40 печатных полос, половину которых занимала реклама. Идеолог и первый главный редактор The Motor Boat Джордж Шарп безошибочно очертил миссию и аудиторию издания, сделав упор не только на материалы о новых лодках, но и на практические аспекты их эксплуатации, включая путешествия. Например, в июльском выпуске 1904 года корреспондент описывал переходы в проливе Солент и предостерегал яхтсменов: «На берегу встречаются дурно воспитанные отдыхающие, любимым развлечением которых является бросание камней во все проплывающие мимо объекты».

В начале века на страницах журнала стали появляться владеющие лодками или участвующие в гонках царственные особы. Среди них был испанский король Альфонсо с двумя 28‑футовыми катерами Thornycroft, король Сиама (Тайланда) и его катера Saunders и Thornycroft, русский император Николай II, заказавший два тендера для одной из своих яхт, и владеющий 61‑футовой яхтой король Вюртембурга. Перед Первой мировой войной журнал печатался еженедельно и был посвящен исключительно судам с двигателями внутреннего сгорания. Спустя 15 лет, в 1920 году, в Temple Press основали отдельное и по сей день существующее издание The Motor Ship, ориентированное главным образом на крупные коммерческие суда, а The Motor Boat отныне фокусировался на прогулочных и спортивных моторных лодках. Вторая часть в названии The Motor Boat & Yachting появилась значительно позже, в 1938 году, когда журнал стал не только одним из самых авторитетных изданий по своей тематике, но и превратился в серьезный рекламный инструмент для верфей и продавцов лодок.

За более чем вековую жизнь MBY его выход приостанавливали лишь несколько раз в связи с войнами или другими чрезвычайными обстоятельствами. На некоторое время после Первой мировой войны периодичность журнала сократилась до 12 выпусков в год; в ходе Второй мировой войны издательство не прекращало работу, но вынуждено было снизить тираж. В итоге подписка на MBY была временно остановлена, а из типографии журнал доставляли лишь тем, кто регулярно приобретал его до войны.

Когда европейская экономика окончательно оправилась от последствий опустошительных войн и общественность вновь стала проявлять интерес к прогулочным моторным лодкам, журнал начал активно меняться. С одной стороны, перемены вызвала смена владельца: созданная в 1963 году корпорация IPC (International Publishing Corporation) приобрела издательство Temple Press, и The Motor Boat & Yachting присоединился к двум старейшим британским яхтенным журналам с парусной тематикой: Yachting World и Yachting Monthly. С другой стороны, стимулом для развития явилась все возрастающая конкуренция за читателей и рекламодателей, где главным соперником являлось другое британское издание — Y&Y (Yachts & Yachting). К концу 1960‑х годов журнал Y&Y выходил дважды в месяц, и, чтобы не отставать, MBY перешел на такой же график, однако длилось это недолго. В 1974 году в Англии произошла массовая забастовка типографских работников, и многие журналы вообще исчезли с полок магазинов. Возобновить печать MBY удалось лишь в 1975 году, но все это время редакция продолжала готовить выпуск за выпуском, несмотря на то, что их не печатали.

Названия журнала

1904–1911 The Motor Boat
1911–1912 The Motor Boat and Marine Gas Oil Engine
1912–1920 The Motor Ship & Motor Boat
1920–1937 The Motor Boat
1937–1938 The Motor Boat — Yachting and Commercial Craft
1938–1963 The Motor Boat and Yachting
с 1963 Motor Boat and Yachting

Интересно, что в эру цветной полиграфии журнал вошел также в соперничестве с конкурентами. Случилось так, что в середине 1980‑х годов на вакансию главного редактора MBY одновременно претендовали журналисты Том Уиллис и Эмрис Баррел. Фортуна и кадровая служба оказались на стороне Уиллиса, а раздосадованный Баррел покинул редакцию, основал свой журнал Motor Boats Monthly и начал печатать его в цвете, после чего MBY последовал его примеру.

Сегодня в корпорации IPC насчитывается девять различных изданий яхтенной тематики, которые охватывают интересы самых разных людей — от начинающих водно-моторников или поклонников паруса до владельцев суперяхт и профессионалов яхтенной индустрии. Motor Boat & Yachting занимает среди них центральное положение: журнал знают и читают по всей Европе и за ее пределами.

MBY Russia не первое лицензионное яхтенное издание в России, но десять вышедших на русском языке номеров продемонстрировали читателям его уникальность. И мы — те, кто редактирует и издает журнал, постараемся, чтобы российские яхтсмены любили Motor Boat & Yachting не меньше, чем любят и ценят его англичане.

Дата:

15.09.2011

Текст

Антон Черкасов-Нисман

Фото

Getty Images, MBY UK

Следующая статья

Словом за слово

Новые материалы
Похожие статьи