С заботой об океане

Яхты и окружающая среда
Следующая статья

SUP с воздухом, или На воду — с надувной доской

Предыдущая статья

Sochi Yacht Show 2019

Лет тридцать назад мало кто верил в существование Большого Тихоокеанского мусорного пятна, считая, что экологи делают слона из мухи. Сегодня мусорный «континент» уже нанесен на карту и неплохо изучен, но человечество по-прежнему далеко от осознания масштабов происходящего. Жители больших городов, привычно жалуясь на «экологию», рассчитывают уехать в отпуск куда-нибудь подальше и найти там нетронутую природу. Но таких мест все меньше, и если что-то не предпринять, скоро ехать будет вовсе некуда.

Princess Yachts и Cayago совместно выпустили модель Seabob с нулевым выбросом вредных веществ. Средства от ее продажи идут на экологические проекты Marine Conservation Society

В 2010 году было открыто мусорное пятно в центральной части Индийского океана, на берегах которого находятся две из пятерки стран-рекордсменов по загрязнению Мирового океана: Таиланд и Индонезия (еще три — Китай, Вьетнам и Филиппины, где почти весь пластик после использования оказывается в океане). К примеру, некогда райский остров Бали сегодня условно можно назвать таковым разве что в сухой сезон, когда вода действительно бирюзовая, а пляжи относительно чистые. Попробуйте съездить туда на Новый год, в сезон муссонных дождей… Океан со стороны расположенной поблизости Явы (самого населенного острова планеты) представляет собой пластиковую кашу, мерно выкатывающуюся на берег с каждой волной, а в это время вздувшиеся от дождей ручьи и реки смывают разбросанный по берегам мусор и снова несут его в океан.

Гадание по течениям

Существование Большого Тихоокеанского мусорного пятна было предсказано еще в 1988 году на основе анализа океанских течений. (Кстати, примерно тогда же вспомнили про отчет 1972 года о пластиковых отходах в Саргассовом море: в нем предсказывалось появление аналогичной зоны в Атлантическом океане — Северо-Атлантического мусорного пятна, но тогда это не восприняли всерьез). Система северо-тихоокеанских течений сносит мусор к обширному участку между Калифорнией и Гавайскими островами. Грандиозный «мусороворот» собирает сюда отходы со всей северной части Тихого океана, пригоняя их к относительно стабильному центру, где они и концентрируются. Внимание общественности эта информация привлекла только после выхода статей океанолога и яхтсмена Чарльза Мура. Возвращаясь домой после регаты Transpac, Мур действительно обнаружил огромное скопление мусора на поверхности.

Немного статистики

Корни пластикового загрязнения — в дешевизне и долговечности пластмасс, в том, что огромное количество изделий из пластика предназначено даже не для короткого, а для одноразового использования. Мировое производство пластика сегодня составляет более 320 млн т в год. С 1950 по 2015 год было произведено около 6,3 млрд т пластика; из них переработали менее 10%, чуть больше сожгли, остальное оказалось на свалках или в океане.

Проблема загрязнения Мирового океана сегодня уже стала очевидной не только для ученых

Точные размеры Тихоокеанского мусорного пятна до сих пор неизвестны. По разным оценкам его площадь варьируется от 700 тыс. до 1,6 млн км². Также по приблизительным и различающимся данным, на этом участке находится от 80 до более чем 100 млн т мусора. Самую актуальную на сегодня оценку состояния мусорного пятна в Тихом океане провели в 2015 году ученые из организации The Ocean Cleanup.

Проект Princess Yachts и Marine Conservation Society по сохранению популяции морских черепах на островах Тёркс и Кайкос

Для визуальных наблюдений использовался военно-транспортный самолет, а пробы воды отбирались с борта 18 траулеров. Итоги оказались ужасающими. Мусорное пятно увеличивается и уплотняется быстрее, чем считалось ранее: если в конце XX века содержание мусора в воде оценивалось в 400 г/км², то к 2015 году его было уже 1230 г/км². На крупные частицы размером более 5 см приходится три четверти общей массы (из них 46% — рыболовные сети), но главное — экспоненциально ускоряется накопление частиц микропластика.

Виды проблемы

Конечно, пластик — далеко не единственная проблема загрязнения Мирового океана. Просто она наиболее очевидна и легко доступна для понимания. Видов и форм пластикового загрязнения невероятно много. Разнообразная масса рассеяна в толще воды, так что Чарльз Мур назвал мусорное пятно континентом не совсем верно — он не похож на сушу. В отличие от биоразлагаемых отходов, пластик в океане подвергается фотодеградации,  под действием света распадаясь на все более мелкие частицы. Они концентрируются в поверхностном слое; рыбы и морские организмы начинают употреблять их в пищу, путая с планктоном. Таким образом пластиковые отходы включаются в пищевую цепь. Именно для определения концентрации микропластика и нужны пробы воды; иначе масштаб проблемы не увидеть.

Установка экологичных мурингов неподалеку от верфи Princess Yachts в Плимуте

Крупные куски пластика оказываются в желудке морских животных и птиц. Несчетное количество обитателей океана гибнет, запутавшись в рыболовных сетях, леске, пакетах — так что и невооруженным взглядом можно увидеть многое. Вполне достаточно посетить какой-нибудь популярный пляж: если крупный пластик довольно легко собрать, что и делают множество энтузиастов по всему миру, то как быть с мелкими частицами, содержание которых в иных местах достигает трети от общей массы песка?

Причем тут яхтинг?

Сегодня все больше компаний яхтенной отрасли вовлечены в связанные с океаном экологические проекты. Некоторые считают это PR-акцией, но на самом деле именно в этой индустрии, пожалуй, все больше осознают масштабы происходящего. В конце концов, само существование мусорного пятна когда-то было открыто именно яхтсменом. Забота об океане — естественная реакция по защите своей территории, в том числе (будем честными) — бизнеса. Если люди не захотят идти в море, кому продавать яхты и сдавать их в чартер, зачем строить марины?

Очищать океан — одна задача. Другая — предотвратить его дальнейшее загрязнение

Именно поэтому ни одно крупное боат-шоу сегодня не обходится без экологических конференций, посвященных проблеме загрязнения океана и путям ее решения. Последнее из таких событий прошло в минувшем ноябре в Амстердаме на METS Trade — крупнейшей B2B-выставке морской индустрии. Оно было посвящено тому, что могут сделать в этой области марины, яхт-клубы, парусные ассоциации и индивидуальные креативные стартапы. В конференции под эгидой ICOMIA (Международный совет ассоциаций морской индустрии) приняли участие очень непохожие по профилю организации и компании: Blue Marine Foundation, The Ocean Cleanup, Seabin Project, World Sailing, Porto Montenegro, — что еще раз подчеркивает разноплановость и проблемы, и путей ее решения. Их представители рассказали о своих текущих проектах и о том, как участвуют в них производители яхт.

Киран Хаслам, Princess Yachts

Пару лет назад я сделал публичное обещание, что верфь Princess Yachts не будет использовать никакой одноразовый пластик во время наших официальных мероприятий: от соломинок до пластиковых бутылок и упаковки. И мы держим слово. Также мы занимаемся восстановлением рифа Эддистон неподалеку от верфи, а наш проект по выпуску безэмиссионной модели Seabob и детской книги оказался очень успешным. За последний год мы собрали для Marine Conservation Society более £ 110  000, и я горжусь представителем Princess в России — компанией Nordmarine, которая стала нашим первым дистрибьютором, присоединившимся с внушительным взносом к этой инициативе.

Льюис Пуг — пловец на длинные дистанции и экологический активист — переплыл Ла-Манш, чтобы привлечь внимание к проблеме загрязнения океана. Трехсотмильный заплыв стал возможным с судном поддержки Princess V48

Верфи

Вовлекаясь в любой экологический проект, верфи рискуют направить «дуло пистолета» себе в голову: судостроение — не самое чистое производство. Поэтому, сотрудничая с природоохранными организациями, спонсируя их акции или лично участвуя в проектах (вроде очистки пляжей руками сотрудников), верфи быстро осознают: первое, на что нужно обратить внимание, — производственный процесс.

Поддерживать проекты по защите океана могут абсолютно все участники яхтенной индустрии — от владельцев и дизайнеров яхт до верфей, марин и брокеров

Так произошло, например, с Princess Yachts. Вступив в долговременное партнерство с Marine Conservation Society — британским Обществом охраны морской среды, верфь начала со сбора средств для акций этого общества, а в итоге внесла массу изменений в процесс постройки яхт и взялась за финансирование масштабной программы мониторинга природоохранной зоны вокруг своих производственных площадей в Плимуте. Один из недавних проектов компании — установка экологичных буев для швартовки (или, как их называют на английский манер даже у нас, мурингов) в заливах Косэнд и Кингсэнд. Обычные муринги с цепями буквально выскребают со дна водоросли в приличном радиусе, оставляя вокруг мертвую зону. Новые устройства, так называемые спиральные муринги, представляют собой поворотное «лезвие», ввинченное в дно подобно штопору. Цепь, соединяющая «лезвие» с буем, поддерживается на плаву при помощи буйков и не повреждает дно при движении.

Мы уже писали и о других экологических инициативах Princess — от восстановления популяции черепах на островах Тёркс и Кайкос до подачи на мероприятиях компании только той рыбы, что выловлена безопасными для окружающей среды методами. Но, конечно, самый заметный проект — совместно осуществленный с компанией Cayago AG выпуск детской книги для воспитания экологической сознательности следующего поколения и создание Seabob Volcano Edition с нулевым выбросом вредных веществ. Эта модель с дизайном в духе иллюстраций к книге предлагается эксклюзивно через представительства Princess, а средства от продажи идут на поддержку природоохранных акций Marine Conservation Society. Вся эта разноплановая деятельность еще раз подчеркивает необходимость всеобъемлющего подхода к защите океана. И Princess Yachts, к счастью, не единственная верфь, которая это осознает.

Проекты

Итак, каковы самые актуальные на сегодня морские экологические инициативы и кто в них участвует?

Защита

В этом году похожий проект с выпуском безэмиссионного Seabob осуществила британская верфь Sunseeker в сотрудничестве с Blue Marine Foundation. Эта британская благотворительная организация нацелена на создание морских природоохранных зон, разработку моделей экологичного рыболовства и защиту редких морских обитателей. Среди множества ее проектов по всему миру один из самых масштабных — Project Menorca — реализуется вместе с Sunseeker. Проект включает установку экомурингов для защиты морского дна, очистку от пластика и брошенных рыболовных сетей, создание биоразлагаемых пакетов под слоганом «Меньше пластика, больше рыбы» и многое другое.

«Мы давно осознали важность сотрудничества с яхтенной индустрией, — говорит Сара Джейн Скиннер, глава департамента сотрудничества Blue Marine Foundation. В 2012 году мы основали Blue Marine Yacht Club, который позволяет участникам из мира суперяхт — владельцам, дизайнерам, брокерам, верфям, маринам — быть частью общей работы и поддерживать проекты по всему миру».

Тони Брауни, Porto Montenegro

Когда в 2007 году мы начали строительство марины для суперяхт — она базируется на 120-летней инфраструктуре военной верфи, — первое, что мы сделали, — отправили дайверов собирать со дна мусор, который копился там более века. На эту работу ушло три месяца! Важно не только расчищать старое, но и не допускать накопления нового, а поскольку Porto Montenegro мы строили с нуля, то применили все новейшие экологические технологии. Например, каждое место для яхты оборудовано системой откачки сточных вод. Поначалу мы сделали эту процедуру платной, и угадайте, что? Никто не хотел этим пользоваться, предпочитая выйти в море и слить там. Теперь это бесплатно: ничего не поделаешь — таковы правила игры.

В числе важнейших партнеров BMF — верфи Amels и Lürssen. Из множества инициатив отметим недавний проект на Monaco Yacht Show 2018, где Lürssen организовала стенд, а известные яхтенные дизайнеры, включая Эспена Ойно, Дэна Ленарда и Тима Хейвуда, нарисовали легендарные яхты Lürssen: Quattroelle, Elysian, Lady Lara и Solandge. Работы были выставлены на онлайн-аукцион, а вырученные средства отправили на поддержку BMF. Amels совместно с муниципалитетом Влиссингена, где расположена верфь, занимается очисткой пляжей, планируя в 2019 году расчистить все побережье, в том числе при помощи плавучих корзин Seabin, о которых речь пойдет ниже. «Мы часто принимаем клиентов со всего мира и гордимся чистотой нашей верфи и ее окрестностей», — комментируют в Amels.

Наконец, еще один любопытный проект Blue Marine Foundation — прошедшая уже трижды и запланированная на 2019 год (17−24 сентября) велогонка Лондон — Монако, организованная вместе со студией яхтенного дизайна Winch Design. Принять участие может любой (проехать весь маршрут или часть его), а взносы участников и спонсоров отправляются на экологические цели.

Очистка

Самый масштабный на сегодня проект очистки океана от пластика предложен организацией The Ocean Cleanup, основанной в 2013 году голландским изобретателем Бояном Слатом. Он разработал технологию, позволяющую вылавливать мусор с помощью океанских течений, — тех же, что этот мусор собирают. Очистка традиционными методами — с помощью сетей и кораблей — потребовала бы тысячи лет и миллиардных инвестиций, а пассивная система The Ocean Cleanup должна позволить сделать это много быстрее и дешевле. Дрейфующий на поверхности 600-метровый поплавок с трехметровой подводной «юбкой» может задерживать как большие фрагменты мусора, так и частицы размером несколько миллиметров.

Проект Seabin ориентирован на очистку от пластика прибрежных территорий. Благодаря отличной подаче идеи проморолик Seabin просмотрели более 350 млн чел., что сильно повысило информированность о проблеме пластика в океане

Первая такая система была запущена из Сан-Франциско в сентябре 2018 года. По расчетам, 60 таких конструкций способны уполовинить Большое Тихоокеанское мусорное пятно всего за пять лет. А к 2040 году The Ocean Cleanup планирует убрать из мирового океана 90% мусора. Правда, для этого требуется развернуть «флотилию» подобных систем в круговороте течений каждого океана.

Если The Ocean Cleanup пока не замечена в работе с компаниями яхтенной отрасли, то другой проект — Seabin, — напротив, настроен на сотрудничество со всеми. Seabin — плавучие «корзины» для сбора мусора, включая микропластик, в прибрежных акваториях и маринах — изобрели Андрю Тёртон и Пит Сеглински, два заядлых серфера. Одна такая корзина вместимостью 20 кг способна собирать ¾ т мусора в год. Обслуживание обходится меньше $ 1 в день, а в дальнейшем корзина может быть полностью переработана.

Еще на ранних стадиях прототип устройства привлек массу внимания благодаря вирусному ролику в Интернете. «В то время мы начали сбор средств и получали по 600−800 сообщений на e-mail в день. Так что простите, если я кому-то не ответил», — сказал на конференции METS Trade Пит Сеглински, ныне управляющий директор Seabin Project.

Среди этих людей оказался Тони Брауни — директор марины Porto Montenegro.

«Я посмотрел видео и тут же написал им, впрочем, ответа не последовало. Но все-таки я их вычислил, так что теперь у нас в марине есть три корзины Seabin. Они удобные, простые и компактные. Я благодарен людям, которые создают все эти проекты, но мы должны увидеть картину целиком и доносить то, что мы видим, до тех, кто принимает решения. Очищать акватории, как делаем мы, — это одно. Но перекрыть кран, откуда все это попадает в море, — совершенно другое».

Чистый яхтинг

Не нужно иллюзий: яхтинг сам по себе способен наносить приличный урон окружающей среде. Как минимум тем, что сегодня большинство яхт и прочих лодок производят из стеклопластика: вопрос их последующей утилизации с каждым годом становится все острее. Это отдельная большая тема, о которой мы писали и будем продолжать это делать. Но даже такая, вроде бы экологически безупречная, история, как парусные соревнования, несет серьезную нагрузку для окружающей среды.

Эту тему на конференции METS Trade поднял Дэн Ридинг — руководитель программы экологической безопасности World Sailing (так теперь называется ISAF — Международная федерация парусного спорта). В 2018 году здесь разработали долгоиграющую стратегию (до 2030 года) снижения урона от парусного спорта для окружающей среды. Она включает множество аспектов, начиная от разработки стандартов экологической безопасности производства лодок олимпийских (и не только) классов и заканчивая полным запретом к 2020 году любого одноразового пластика во время проведения соревнований.

Чтобы общество развивалось, нам нужно не только двигаться вперед, но и убирать за собой.

Боян Слат, The Ocean Cleanup

Огромную часть океанского мусора составляют брошенные рыболовные сети, что вынуждает заниматься разработкой программ экологически безопасного коммерческого рыболовства

К той же проблеме воздействия яхтинга на окружающую среду решил привлечь внимание знаменитый яхтенный дизайнер Дэн Ленард. В январе он отправляется в одиночный трансатлантический переход на созданной им парусной яхте Vela 33. Стартовав из Кадиса, он рассчитывает добраться до Майами 14 февраля, как раз к началу Miami Boat Show. На борту не будет не только электронного навигационного оборудования, но и топлива. Более того, за время перехода дизайнер намерен не произвести никакого пластикового мусора: вся еда будет упакована экологично. Радует, что он хотя бы возьмет с собой спасательный плот и аварийный радиобуй.

Сам Ленард считает, что давно пора вернуться к истокам, когда под парусом ходили, не сжигая топлива, не создавая отходов и не используя электронику. Конечно, для широкой аудитории такое вряд ли возможно, но, как минимум, это отличный призыв задуматься над тем, что мы делаем — в океане и с океаном.

Дата:

25.02.2019

Текст

Антон Черкасов-Нисман

Фото

Seabin Project, Эрик Генер/27MM, Porto Montenegro, Princess Yachts, Lürssen, The Ocean Cleanup, Куин Биссет

Следующая статья

SUP с воздухом, или На воду — с надувной доской

Предыдущая статья

Sochi Yacht Show 2019

Новые материалы
Похожие статьи