Monaco Yacht Show 2019: в ритме большого яхтинга

Выставки и регаты
Следующая статья

Cranchi Endurance 30

Предыдущая статья

Cocoon Events. Мастер праздника

Самую неожиданно емкую характеристику Monaco Yacht Show 2019 мне довелось услышать от человека, который давно работает в яхтенной индустрии и с 1984 года ездит по различным боат-шоу, но здесь оказался впервые. «Я никогда прежде не видел на выставках столь высокой концентрации знающих людей», — подытожил он свой новый опыт, и оказался совершенно прав. Устроители MYS продолжают всеми средствами повышать качество посетителей, безжалостно отсекая зевак и коммивояжеров, а также выдерживать тонкий баланс между B2B- и B2C-форматами.

Главное изменение этого года — сдвиг часов работы выставки — было воспринято весьма положительно и профессиональной публикой, и гостями. После вечеринок, которым в эти дни нет числа, всем хочется отдохнуть и выспаться, плюс утренние часы как нельзя лучше подходят для B2B-встреч. Перед открытием прошел Monaco Yacht Summit, уже ставший традиционной частью деловой программы. Этот цикл семинаров адресован новым клиентам, стремящимся глубже понять пока не очень известный им мир суперяхт. В рамках панельных дискуссий были затронуты самые релевантные темы, включая чартер, дизайн и строительство новых судов.

Ряд организаций подготовили к выставке свое видение трендов в индустрии. Так, The Superyacht Life Foundation (SLF), главная задача которого — создание позитивного имиджа мира суперяхт, отметил повышение экологичности яхт, приведя в пример такие знаковые лодки, как Feadship Savannah и Oceanco Black Pearl. Желание сохранить океаны находит отклик не только у отдельных верфей, но и в целом по отрасли: например, с 2016 года Blue Marine Foundation удалось собрать более миллиона фунтов стерлингов для своей миссии по лоббированию защиты акваторий; многие экипажи уже присоединились к Clear Ocean Pact и отказались от использования одноразовых пластиковых предметов на борту; марины и яхт-клубы устанавливают приспособления для сбора плавающего мусора и организуют кампании по очистке дна и побережья.

В этом году лидеры индустрии учредили Water Revolution Foundation — некоммерческую организацию, которая поможет совместно, забыв о конкуренции, делать яхты более экологичными. По статистике, супер-яхты набирают в среднем около 300 моточасов в год и ходят при этом на 20% своих возможностей, крайне редко развивая максимальную скорость. И хотя весь этот «роскошный флот» отправляет в атмосферу всего 0,3% углекислого газа от общего генерируемого судоходством объема, производители серьезно нацелены и дальше сокращать этот показатель.

Кроме того, SLF указывает на рост филантропических настроений. Так, International Seakeepers Society выступает активным посредником между владельцами супер-яхт и научным сообществом, что позволяет ученым использовать суперяхты в качестве платформ для проведения исследований. Например, яхта Archimedes недавно была задействована в экспедиции по изучению акул рядом с Антигуа, а вся индустрия с интересом ждет окончания строительства колоссальной научно-исследовательской яхты REV (183 м), которая сможет брать на борт 60 ученых, специализирующихся на изучении климатических изменений, последствий перелова рыбы и загрязнения океанов пластиком.

Наконец, еще два тренда связаны с увеличением числа технических инноваций на крупных прогулочных судах и с развитием сегмента яхт-эксплореров, которые обладают высокой автономностью, корпусами с ледовой защитой и несут на борту вертолеты и подводные аппараты.

Аналитические выкладки SuperYacht Times показывают, что средний возраст представленных на MYS 2019 моторных яхт составил 4 года (парусных — 8 лет), тогда как их средняя заявленная стоимость достигла 39,7 млн евро, и этот показатель непрерывно растет с 2017 года. Из ста моторных суперяхт 44 выставлялись как новые, и 67% от общего числа были доступны для приобретения.

По словам представителей Imperial Yachts, суперяхта Lürssen Amadea отличается одним из самых дорогих интерьеров в мире

«Сейчас мы работаем в очень непростом рынке: возможно, он самый сложный с 2009 года, — говорит Артур Брауэр, генеральный директор Heesen Yachts. — После заметного роста в 2017-м и начале 2018 года мировая экономика приостановилась, что отражает объединение факторов, влияющих на крупные экономики. Международный валютный фонд прогнозирует снижение глобального роста с 3,6% в прошлом году до 3,3% в этом с возвратом к прежнему значению в 2020 году.

После семи лет непрерывного роста уже второй год происходит уменьшение числа миллиардеров и сокращение их состояний, что еще раз доказывает: даже самые обеспеченные люди подвержены действию экономических факторов и реагируют на ослабление фондовых рынков. По недавней оценке Forbes, сейчас в мире 2153 миллиардера — на 55 меньше, чем в прошлом году, а общее состояние ультрабогатых людей сократилось за это время на 400 млрд долларов и составляет 8,7 триллиона.

Сильнее всего этот процесс затронул Азиатско-Тихоокеанский регион и Европу, тогда как в Северной Америке количество людей с крупным частным капиталом увеличилось на 0,4%. Геополитические и торговые сложности привели к проседанию мировой экономики и фондовых рынков на целый год, и эта общая неопределенность, естественно, повлияла на рынок суперяхт: сегодня его показатели существенно отличаются от прошлогодних. С начала года было продано всего 28 суперяхт, и только четыре из них — верфями из Северной Европы".

Benetti Metis (слева), Palumbo Dragon (в центре) и Feadship Syzygy 818 (справа)

Впрочем, Heesen Yachts пока удается держать темп: две из четырех упомянутых яхт будут построены на заводе в Оссе. Накануне MYS верфь объявила о продаже проекта SkyFall — алюминиевой яхты длиной 59 м, которую передадут владельцу весной 2023 года. Судно вместимостью 900 рег. т с экстерьером от Omega Architects будет развивать максимальную скорость 37 узлов благодаря дизелям общей мощностью 22  000 л. с. и четырем водометам. По словам Артура Брауэра, клиенты Heesen начали проявлять повышенный интерес к полностью кастомным проектам, и в ответ на это верфь перераспределяет внимание между предложениями semi custom и full custom.

В преддверии первичного публичного размещения акций на фондовом рынке Ferretti Group привезла на выставку CRN 135 Mimtee (79 м), Riva Race (50 м) и представила девять (!) новых проектов, а ее генеральный директор Альберто Галасси отчитался о существенном росте книги заказов. По его словам, их общая стоимость достигает 653 млн евро, что на 19% превосходит результаты прошлого года.

Lürssen Tis (слева) в дни выставки была самой крупной в порту Эркюль яхтой. На заднем плане видна Riva Race с корпусом и надстройкой серого цвета

Ключевые бренды Ferretti Group пополнятся суперяхтами длиной от 30 до 70 м: CRN 137 (62 м, дизайн Nuvolari Lenard), CRN 138 (62 м, дизайн Omega Architects и Pulina-DNA), CRN 139 (70 м, Vallicelli Design и Nuvolari Lenard), CRN 141 (60 м, дизайн Nuvolari Lenard), Custom Line 140 (Francesco Paszkowski Design) и Navetta 48 (Филиппо Салветти и студия Citterio-Viel), флайбриджной Riva 130 (Officina Italiana Design) и парусной Wally 101. Однако больше всего эмоций вызвал проект Wallypower 165 — суперяхта в стиле милитари, совместно созданная Лукой Басани, «отцом» бренда Wally, и дизайнером Эспеном Ойно. Показательно, что спустя почти месяц после MYS компания объявила об отзыве акций из-за недостаточной их оценки и приостановила выход на IPO.

Безусловным фаворитом выставки в плане длины представленных судов стала немецкая верфь Lürssen Yachts. В этом году звезды сложились для нее благоприятным образом, поскольку владельцы двух из трех недавно завершенных суперяхт позволили показать их в Монако: Lürssen презентовала великолепные Tis и Flying Fox (136 м). Если на первой лодке имели возможность побывать многие желающие, то вторая оставалась на рейде, и доступ на борт был открыт исключительно серьезно настроенным клиентам.

Lürssen Flying Fox — самая крупная сегодня яхта, доступная для чартера

Евгений Кочман, основатель компании Imperial Yachts

MYS 2019 стала для нас по-настоящему особенной выставкой. В этом году мы представили две эксклюзивные суперяхты, построенные под нашим управлением на верфи Lürssen: Flying Fox (136 м) — одну из самых технологически продвинутых в мире и самую большую чартерную яхту, и Amadea (106,1 м) — мегаяхту, обладающую одним из самых роскошных и дорогих дизайнов интерьера в мире. Эти проекты задали невероятно высокие стандарты качества в индустрии как с точки зрения дизайна, так и с точки зрения технологий, и подняли уровень строительства суперяхт на новую высоту.

Flying Fox, равно как и Amadea (106 м) — еще одна крупная яхта Lürssen на MYS 2019, — были построены под надзором компании Imperial Yachts и теперь находятся у нее в управлении. Примечательно, что Flying Fox стала самой большой и одной из самых дорогих доступных для чартера яхт в мире. Что касается Amadea, то это ее первое появление на публике после передачи заказчику, поэтому интерес к уникальной яхте был ожидаемо велик. Неудивительно, что с таким мощным флотом Lürssen Yachts доминировала на выставке, а чтобы никто не забывал, «чьи в лесу шишки», рядом с Tis время от времени останавливался отреставрированный кабриолет Fiat 500 нежного фисташкового цвета, за рулем которого сидела миловидная барышня, а на капоте крупными буквами значилось «Lürssen — size matters!».

Lürssen Flying Fox — самая крупная сегодня яхта, доступная для чартера

Центральным экспонатом Benetti в этом году стала 63-метровая суперяхта Metis, а главным инфоповодом — новая линейка компактных стальных эксплореров B.YOND. В ответ на растущие запросы рынка в этом сегменте итальянцы разработали довольно интересную концепцию организации пространства на борту и наделили эти экспедиционные лодки экологичной дизель-электрической пропульсией с системой Siemens SISHIP EcoProp. По заявлению верфи, запас хода модели B. YOND37M (вместимость около 500 рег. т) составит от 5000 до 10  000 миль в зависимости от выбранного режима хода, что недостижимо для большинства яхт такой длины. Следующей в линейке станет B. YOND44M, и к концу года о них появятся дополнительные подробности.

Концепт-проект Lotus от Royal Huisman подразумевает две дополняющие друг друга яхты: парусник с вооружением DynaRig и моторное судно поддержки

Amels и Damen, как обычно, представили богатый флот, включая флагманскую Here Comes the Sun (83 м) и две только что достроенные яхты: Aurora Borealis (Amels 220) и Joy Rider, самое компактное судно из линейки Damen Yacht Support. В рамках проходивших на объединенном стенде компаний мероприятий дизайнер Эспен Ойно презентовал проект кастомной яхты Amels 60, председатель Damen Shipyards Коммер Дамен и специалист по экспедициям в отдаленные уголки планеты Роб Маккаллум из EYOS рассказали о линейке экспедиционных судов SeaXplorer и строящемся эксплорере Олега Тинькова La Datcha, а капитан Стюарт Фризе поделился преимуществами нового флагмана Damen Yacht Support Vessel длиной 70 м.

Верфь Feadship подошла к участию в Monaco Yacht Show очень творчески. К празднованию 70-летия компании на заказ была изготовлена сложная композиция из многочисленных стеклянных дисков (диаметром 80−140 мм) различных оттенков синего, и на каждый из них нанесли профиль и название построенных с 1949 года яхт. Уникальная инсталляция называется «Драгоценности короны» и насчитывает более 300 дисков. Не меньше внимания привлекла и близкая к совершенству Syzygy 818 — возможно, самая красивая и гармоничная суперяхта Feadship. Ее верхние палубы практически парят в воздухе, покоясь на стеклянных стенах, а сплошной транец без кормовой платформы и трапов, кажется, напоминает всем нам о том, что отступление от стереотипов в дизайне порой дает потрясающие результаты.

Проект яхты длиной 92 м с Falcon Rig от Perini Navi

Вопреки ожиданиям компании Nobiskrug не удалось показать на MYS весьма необычную в плане дизайна и технологий яхту Artefact, которую спустили на воду в августе; затем она прошла ходовые испытания и на момент написания этой статьи еще находилась в Рендсбурге. Однако перед открытием боат-шоу верфь сделала важное заявление, анонсировав подписание договора на строительство суперяхты длиной свыше 100 м. Проект под номером 796 получил название Phoenix, но связанные с ним подробности пока не разглашаются.

Если рынок моторных яхт растет, то спрос на парусники остается постоянным и небольшим, в связи с чем голландская верфь Royal Huisman, которая сейчас строит первую за много лет моторную яхту (Project Phi), пошла дальше и представила концепт Sangi, разработанный совместно с теми же дизайнерами и конструкторами (Кор Д. Ровер и Van Oossanen Naval Architects). Техническая платформа здесь очень похожа на таковую у «Фи» и допускает использование гибридной пропульсивной системы. Royal Huisman подчеркивает, что трехпалубная Sangi — это в первую очередь тизер, призванный стать отправной точкой для реального проекта.

Проект Heesen Skyfall с дизайном Omega Architects

Судя по числу представленных на MYS 2019 концептов яхт с парусным вооружением DynaRig, появление Oceanco Black Pearl не прошло для отрасли незамеченным. Так, Perini Navi, построившая в 2006 году Maltese Falcon, решила снова вернуться к этому дизайну и представила пять моделей длиной от 56 до 92 м с Falcon Rig и новым поколением лебедок, причем на флагманскую яхту с карбоновыми мачтами и площадью парусов 2400 кв. м уже подписано соглашение о намерениях.

Еще сильнее удивила Royal Huisman. Ее концепт-проект Lotus включает сразу две лодки: двухмачтовый парусник длиной 88 м, созданный совместно с Dykstra Naval Architects и студией ThirtyC, и 70-метровый моторный эксплорер, выступающий судном сопровождения. По замыслу верфи, это не просто два разных «корабля», но глубоко синергичные, дополняющие и продолжающие друг друга суда, позволяющие увидеть и испытать больше. Важно отметить, что Rondal, родственная Royal Huisman компания, может самостоятельно изготовить мачты и такелаж DynaRig, тогда как Perini Navi вынуждена заказывать их у подрядчиков.

Концепт Aqua от Sinot Design и Lateral Naval Architects

Начав в прошлом году стратегическое партнерство с ICON Yachts, где сейчас строится флагман Sunseeker 161 (продан в конце октября), английская верфь объявила на MYS 2019 о том, что учреждает подразделение, которое будет заниматься исключительно суперяхтами. Более того, Sunseeker планирует привлечь к строительству моделей длиной от 36 м известную верфь Pendennis из Фалмута. В ближайшее время та завершит работу над строящимися в Пуле корпусами Sunseeker 131/133 и в дальнейшем отведет часть своих производственных мощностей под такие совместные проекты. Наконец, Sunseeker анонсировала новую линейку из шести яхт длиной 120−159 футов: их создают на трех технических платформах (стальные и алюминиевые корпуса).

В 2020 году MYS пройдет с 23 по 26 сентября

Эмиратская компания Gulf Craft, продолжающая активную экспансию на европейский рынок, привезла на выставку Majesty 140 и Nomad 95, а также анонсировала новую модель Majesty 120. Проектирование и наружный дизайн лодки верфь взяла на себя, тогда как оформление интерьеров поручено студии Кристиано Гатто. Первая яхта уже строится и будет готова в марте следующего года.

В свою очередь, Baglietto представила 65-метровую яхту V‑Line с дизайном Франческо Пашковски. За год концепт превратился в готовый к строительству проект, особенностью которого являются иллюминаторы, затонированные специальной пленкой так, что сливаются с корпусом и надстройкой, создавая необычный визуальный эффект.

Baglietto V-Line 65M

Самым впечатляющим концептом, представленным на MYS, пожалуй, стал проект суперяхты Aqua от голландской студии Sinot Yacht Design. Пятипалубное судно длиной 112 м поражает не только футуристическими наружными формами и необычными планировками, но и нетривиальной технической начинкой. Последняя разработана совместно с британским конструкторским бюро Lateral Naval Architects, и в качестве основного источника энергии для пропульсивных систем здесь используется сжиженный водород. Хранить его предполагается в двух 28-тонных танках с вакуумной изоляцией (температура внутри составит -253 °C), которые для безопасности отгорожены прочным стеклом. Используя топливные ячейки, на Aqua предполагается генерировать до 4 МВт энергии для питания двух мегаваттных электромоторов и двух носовых подруливающих устройств (300 кВт каждое), тогда как в качестве энергетического буфера выступят аккумуляторные батареи общей производительностью 1,5 МВт∙ч. Заявленный запас хода Aqua составляет 3750 миль, а предложенные Sinot Design интерьеры как нельзя лучше подходят этой суперяхте будущего.

Wallypower 165 — совместная разработка Ferretti Group, Эспена Ойно и Луки Басани

На выставке уже в шестой раз вручили награды победителям MYS Superyacht Awards: торжественная церемония вечером первого дня собрала 350 гостей, и были названы лучшие яхты из 18 заявленных номинантов. Жюри вместе с итальянским классификационным обществом RINA посчитали самой экологичной яхтой уходящего года Sanlorenzo Attila; награду за лучший интерьер получила Tis (Lürssen Yachts и Winch Design), а построенная на Abeking & Rasmussen лодка Excellence была отмечена за наружный дизайн и названа лучшей суперяхтой года.

Дружный прощальный хор корабельных сирен, отвальные вечеринки — и вот порт Эркюль уже начинает стремительно пустеть. Cоблюдая строгую очередность, яхты уходят кто куда: одни через океан на FLIBS, другие — в чартер, третьи — на зимний рефит, а остальные просто по своим делам. Через два дня главный порт княжества вернулся к своей повседневной жизни, чтобы спустя год снова принять если не самую дорогую, то уж точно — самую роскошную в мире армаду…

Дата:

30.09.2019

Фото

Антон Черкасов-Нисман, Monaco Yacht Show

Следующая статья

Cranchi Endurance 30

Предыдущая статья

Cocoon Events. Мастер праздника

Новые материалы
Похожие статьи