Vendée Globe для миллионов

Выставки и регаты
Следующая статья

Край золота

Предыдущая статья

Илья Мири — о московской яхтенной жизни в прошлом и грядущем сезоне

Хотите начать гоняться против Франсуа Габара или Люка Пейрона? Теперь это можно делать легко и азартно!

Только что закончилась очередная регата одиночек Vendée Globe: в начале ноября прошлого года 33 яхтсмена покинули портовый городок Ле-Сабль-д'Олон, чтобы обогнуть земной шар. Эта сложнейшая кругосветка проводится с 1989 года, и за все время ее сумели завершить менее сотни профессиональных яхтсменов. Для участия в Vendée Globe недостаточно качеств просто хорошего гонщика: нужно быть немного сверхчеловеком, — а потому имена победителей навсегда остаются в истории парусного спорта.

Однако теперь участвовать в Vendée Globe и многих других изнурительных и опасных регатах может каждый. Речь о парусных состязаниях в виртуальном пространстве: они стремительно набирают популярность, и не последнюю роль в этом играет ситуация с коронавирусом. Благодаря пандемии мир обратился к симуляторам: для многих это стало откровением, хотя, например, связанные с авиацией люди (в том числе и я) знают, что симуляторы уже давно стали обыденным инструментом для тренировок. Они позволяют оттачивать навыки и экспериментировать, выходя за границы возможного.

VR — Virtual Regatta

Я начал ходить под парусом довольно поздно и, увлекшись, сразу стал искать хороший симулятор для поддержания формы. Позже эти занятия очень помогли мне в работе яхтенного фотографа, поскольку я научился заранее понимать, в каком месте окажется лодка во время гонки. К сожалению, я не могу часто тренироваться со своей командой, так как провожу много времени на съемках, поэтому симулятор для меня очень важен. В итоге я ежедневно отправляюсь в виртуальное плавание, и это стало такой же неотъемлемой частью моей жизни, как, например, встречи с подругой или фотосъемка.

Сейчас я пользуюсь платформой Virtual Regatta (VR). Она состоит из двух частей: VR Offshore и VR Inshore. VR Offshore возникла в 2006 году и была привязана к регате Route du Rhum, а позже стала «сопровождать» все основные события парусного спорта во Франции, включая Tour de France à la voile. Вторая часть, VR Inshore, появилась почти на десять лет позже, но быстро переросла в независимый и чрезвычайно активный проект.

Участвовать в регатах может любой, будь то абсолютный новичок или ветеран парусного спорта. На гонках VR можно встретить итальянца Альберто Бона, британку Саманту Дэвис, легендарных французов Франсуа Габара, Люка Пейрона и Винсента Риу. Как узнать, что это действительно они? Все просто: во‑первых, у них есть голубая кокарда сертифицированного игрока VR, а во‑вторых, они сами не скрывают, что гоняются там.

Когда электронная регата проходит одновременно с реальной, платформа следит в том числе и за «живыми» яхтами, помещая их в «игру». Разумеется, виртуальные яхты всегда идут быстрее. Их капитаны могут спать в своих постелях без шторма и качки, им не нужно тратить время и силы на замену парусов или ремонт оборудования.

Наш экипаж

Я познакомился с VR давно, и моей первой крупной офшорной регатой стала Clipper Round The World 2015/2016. На VR Inshore я играю с момента ее появления и за это время вошел в число 200 лучших виртуальных яхтсменов мира. В 2019 году я был на 25‑м месте среди итальянцев, что открыло мне доступ в плей-офф, где я боролся за национальный титул.

В яхтинге, как и в автоспорте, есть ключевые соревнования, и Кубок «Америки» в их числе. Моя команда в VR Offshore называется Americani d’Italia, поскольку наш тренер неравнодушен к Кубку «Америки». Экипаж у нас разнородный: в него входят опытные шкиперы из числа яхтсменов--любителей, но нет профессиональных гонщиков — есть юрист, нотариус, спасатель, фотограф. И сейчас среди нас две дамы.

Я горжусь тем, что стал частью Americani d’Italia, где все обмениваются опытом и страхуют друг друга от ошибок. Скажу прямо: сервис сообщений и чаты на платформе VR реализованы ужасно, поэтому мы завели чат в Telegram, где публикуем наши внутренние правила и еженедельные отчеты. Рейтинг у нас достаточно высокий: мы на 92‑м месте в мире, вторые среди итальянских команд, а в только что завершившейся Vendée Globe добрались до 63‑й позиции (из 1200 команд) — весьма серьезное достижение для любительской команды.

Будь готов!

Подготовка к виртуальной регате Vendée Globe в июле. Что в нее входило? Во-первых, в гонке не обойтись без достоверного прогноза погоды. Платформа VR Offshore использует бесплатную метеомодель GSF-US (Global Forecast System), но мы также применяем другие модели, и к работе с ними нужно подготовиться. Во-вторых, необходимо настроить яхту, подобрать паруса, палубное оборудование, а также решить, ставить на лодку подводные крылья--фойлы или нет. За все прочие опции надо платить реальными или виртуальными деньгами, заработанными на других регатах. Наконец, требуется настроить очень полезный инструмент — виртуальный картплоттер zezo.org. Эта бесплатная платформа обрабатывает поток данных из VR Offshore и предлагает маршрут, соответствующий возможностям вашей яхты. Прежде я скептически относился к подобным сервисам и самостоятельно рассчитывал маршрут на отрезках 24−72 часа, используя прогноз погоды и чутье, но Zezo сильно облегчила мне жизнь. Имеющиеся там полярные диаграммы (в том числе учитывающие наличие у яхты крыльев) позволяют анализировать и корректировать предложенные программой маршруты.

Свою связку «лодка — плоттер — метео» я обкатал на регате Le Mauricienne, но тогда из-за низкой вычислительной мощности серверов VR моя попытка провалилась всего за 10−12 дней до окончания гонки (предполагаемое время финиша у меня было действительно крутое!), и теперь, немного рассерженный, но предвкушающий большую борьбу, я ждал начала Vendée Globe. Стабильностью работы платформа VR не отличается, и, чтобы застраховаться от ее случайных ошибок вроде потери заложенного маршрута, я создал электронную таблицу, куда переношу информацию из Zezo. Она служит мне логбуком, а кроме того, является доказательством моих действий. Поскольку Telegram позволяет проводить голосование в группе, мы смогли собрать полезную статистику по настройкам яхты, которая очень помогла новичкам, плюс в своем журнале я отмечал и анализировал использование парусов. Отныне подобная документация станет стандартом для наших будущих регат.

Благодаря Zezo я придумал инструмент, с помощью которого можно пересчитывать позицию в общем рейтинге, основываясь на расстоянии до финиша (DTF), поскольку эта функция в Virtual Regatta работает просто отвратительно и, мягко говоря, не отражает реальную ситуацию.

Дело в том, что в этом году на старт виртуальной Vendée Globe вышло более миллиона участников. И когда я говорю, что финишировал на 7298‑м месте, это не отражает мою истинную результативность. Другое дело, если оценивать позицию в процентах от общего числа участников: получится, что я вошел в 0,7% лидеров. Это как если бы я пришел первым в гонке, где соревновалось 140 лодок! Неплохо, правда?!

Регата. Начало

Виртуальная Vendée Globe началась еще до старта реальной регаты (его в итоге задержали на 2,5 часа из-за тумана), поскольку платформа VR Offshore не справляется с таким количеством участников. К тому же многие хотели посмотреть прямую трансляцию из Ле--Сабль-д'Олона на YouTube. А дальше, пока яхтсмены--одиночки боролись с морем и сном, мы, виртуалы, пытались побороть ошибки платформы. День за днем частота обновлений падала и в итоге опустилась с 5 до 12−14 с. Видимо, владельцы VR снижали нагрузку на серверы, поэтому на проверку текущей ситуации уходило до половины минуты! А значит, мы не могли, как раньше, безопасно приближаться к банкам, островам и скоплениям льда, что особенно важно на антарктическом участке, где для лидерства важен каждый сантиметр. Если из-за низкой скорости обновления системы вы случайно пересекаете линию льдов (а это хоть раз случилось со всеми лучшими игроками, включая меня), вас штрафуют, замедляя яхту до четверти скорости. Все это выглядит как издевка, ибо в итоге лодка практически останавливается.

За первую неделю мы оторвались от реального флота примерно на 100 миль, но в один прекрасный момент реальные яхты -каким-то магическим образом за одну ночь обошли нас… Возможно, причина была в том, что платформа переключила нас на менее быструю вычислительную модель для наших IMOCA 60. Отсутствие прозрачности в системе изрядно подпортило настроение еще в самом начале гонки. Но меня это не остановило.

Регата. Итоги

В этот раз Vendée Globe сопутствовала очень необычная погода: мы встретили два больших шторма в Северной Атлантике, а в районе тропиков и экватора почти не было привычного штиля. Во время второго шторма, который назвали «Тета», я проснулся в четыре утра и собрался вести яхту вручную, чтобы наверняка использовать все преимущества сильного ветра и утром не удивляться очередным сюрпризам платформы. Но, как говорят у нас в Италии, il troppo stroppia (все хорошо в меру. — Прим. ред.)… Минут пять я глазел на карту и провалился в сон. Спохватившись через час, понял, что за это время откатился с 3440‑го до 73 528‑го места в рейтинге. Отыграть эту досадную ошибку мне удалось лишь к мысу Доброй Надежды.

Я до сих пор переживаю из-за этой упущенной возможности и успокаиваю себя тем, что в ноябре 2015 года, во время Route du Rhum, у Алекса Томсона была похожая ситуация. Вместе с тем эта ошибка дала понять, что до сих пор меня окружали настоящие чемпионы. Возможность бросить им вызов — одна из главных особенностей виртуального спорта, ведь в реальной жизни это вряд ли получилось бы. Вы ищете способ их обогнать, вырабатывая стратегию и тактику, следуете за своим «белым кроликом» (им для меня был Франсуа Габар) и вот уже приближаетесь к нему, но тот ускользает снова и снова… быть может, не без помощи багов виртуальной платформы. Например, в южной части Индийского океана Габар отставал довольно сильно, но смог за день догнать и обойти меня, покрыв подозрительно большое расстояние для тех ветро-волновых условий. Что ж, пускай это останется на совести VR, хотя у меня все ходы записаны.

Финальная часть регаты всегда самая интригующая. На подходе к Бискайскому заливу флот часто разделяется: -кто-то идет вдоль берегов Галисии, -кто-то заходит с севера. Я выбрал северный маршрут и не прогадал, заметно ускорившись перед финишем. Хотя мне так и не удалось догнать Габара (победителя VG 2012/2013), которому я проиграл всего 1 ч и 8 мин; зато я на 15 ч обошел Винсента Риу (победителя VG 2004/2005) и выиграл 3 ч и 23 мин у самого Люка Пейрона, обладателя Jules Verne Trophy и множества других регалий!

Итак, в этой регате я выполнил все поставленные перед собой цели: улучшил свой прежний результат, не ошибся в навигации и вошел в 1% первых финишировавших. Я всерьез соревновался с лидерами, поэтому не скупился на платные опции, куда входят все паруса, крылья, авторулевые и полированный корпус лодки. Победителем виртуальной Vendée Globe стал Жан--Клод Годон, выступавший под ником tigrou26120. Меня он опередил всего на 5 ч и 38 мин.

Виртуал и реальность

Соревнуясь в виртуальных Vendée Globe или Ocean Race, мы, естественно, не рискуем жизнью, как настоящие яхтсмены, но сталкиваемся с другими проблемами и испытываем серьезную психологическую нагрузку, подчас не спим ночами, ежеминутно заглядывая в экран. Для тех, кто не готов на такие жертвы, у VR есть другие варианты гонок и множество классов яхт — от Figarо и Mini 6.5 до VOR65 и AС75. Конечно, платформа VR далека от идеала, но сегодня у нее нет конкурентов, и, возможно, поэтому монополист не стремится к быстрому прогрессу. Движок симулятора закрыт, отсюда множество неприятных багов, включая упомянутые выше нереальные по времени и дистанции обгоны. Многие игроки хотели бы более тонко контролировать лодку и жалуются на слишком долгое обновление 3D-рендера и анимации (иногда до минуты!). Также есть проблемы с использованием виртуального радара, который пока фактически бесполезен, ведь системы предупреждения должны сообщать об опасности до того, как судно столкнется с берегом, а не после. Также у VR пока очень бедная картинка. А жаль, ведь гонки в живописных акваториях на фоне тщательно прорисованных пейзажей легендарных мест типа Фастнета или острова Уайт могли бы привлечь куда больше участников.

В заключение скажу, что в целом я очень доволен прошедшей регатой. Наша команда еще больше сплотилась, и я с нетерпением жду того дня, когда мы сможем увидеться в реальной жизни. А пока я близок к финишу в виртуальной Jules Verne Trophy и готовлюсь к гонкам Кубка «Америки», где предстоит потягаться с Кеном Ридом и Бруно Тробле. А может, и с вами?

Дата:

03.03.2021

Текст

Александр Панцери

Следующая статья

Край золота

Предыдущая статья

Илья Мири — о московской яхтенной жизни в прошлом и грядущем сезоне

Новые материалы
Похожие статьи