Туман рассеялся?! По следам Monaco Yacht Show 2021

Выставки и регаты
Следующая статья

Тропики востока и запада

Предыдущая статья

Премьеры большой четверки

«Участники вновь встретились вживую, и набережные порта Эркюль наводнило явное ощущение всеобщей эйфории», — такими словами открывается заключительный пресс-­релиз Monaco Yacht Show 2021. Выставку эту ждали с нетерпением и не без опасений, ведь слишком многое изменилось за прошедшие два года, и профессиональное сообщество до последнего пыталось ответить себе на вопрос: стоит ли участвовать и приедут ли клиенты? Обнадежил Каннский яхтенный фестиваль, который прошел так, будто пандемии и не было: люди поверили в то, что MYS не отменят, и гадали, каким окажется ее новый формат.

По заявлению организаторов, еще летом они рассчитывали привлечь порядка 300 участников и 90 супер-яхт, но к моменту открытия выставки их уже было 440 и 101 соответственно, причем половина представленных лодок спущены на воду в этом или прошлом году.

«Мы работали вместе с заинтересованными сторонами со всей отрасли, чтобы организовать выставку, которая соответствовала бы их ожиданиям и в особенности ожиданиям их клиентов, — говорит Гаэль Талларида, директор MYS. — Шоу выиграло от воодушевления, вызванного долгожданной встречей, а также от благоприятного состояния рынка, поэтому 2021 год стал беспроигрышным для всех, кто связан с яхтингом».

При этом устроителям удалось снизить количество посетителей: на выставку приехало ~19 000 человек против ~31 000 в 2018 и 2019 годах. Причиной тому, конечно, сработавшие здесь на руку коронавирусные ограничения: вряд ли повышение цены на билеты отпугнуло бы треть гостей, будь открыты границы и взаимно признаны вакцины.

Итак, каким стало первое в новой реальности Monaco Yacht Show и как восприняли перемены его участники?

«На выставке было ощутимо меньше людей, — вспоминает конструктор Роб Дойл. — По набережным можно было свободно ходить, никто не врезался друг в друга, не наезжал на ноги колесами мобильных офисов, можно было даже спокойно идти рядом и разговаривать. Это, безусловно, плюс, но были и минусы. Забрала медицинских масок в сочетании с солнцезащитными очками делали людей неузнаваемыми, и если раньше было невозможно пройти из одного конца порта в другой, не пожав руку десятку знакомых, то теперь количество таких спонтанных и чаще всего полезных встреч резко сократилось. Не узнавая тебя за маской, люди со-мневаются, ты это или другой похожий человек, а потому на всякий случай не обращаются. В итоге я не увидел и половины людей, которых обычно встречаю на MYS».

По словам Элеоноры Питассо и Ричарда Ламберта, членов правления Средиземноморской ассоциации яхтенных брокеров (MYBA), выставке давно пора было реформироваться, и брокеры положительно восприняли изменения, связанные с ростом внимания к заказчикам. «MYS нужно продолжать развиваться, чтобы еще лучше обеспечивать нужды существующих и потенциальных владельцев яхт, а также тех, кто профессионально занят в индустрии, — говорят они. — В этом году наблюдалось довольно много клиентов среди посетителей, что связано с возросшей стоимостью билетов. При этом В2В-активность снизилась, и для клиентоориентированного мероприятия это шаг в правильном направлении».

В 2019 году на MYS было представлено необычно много крупных яхт, из-за чего в этот раз могло сложиться впечатление, что в среднем флот уменьшился. Элеонора Питассо и Ричард Ламберт уверены: несмотря на то, что ряд владельцев решили не предоставлять свои яхты для показа, экспозиция все равно получилась хорошей, и в ней хватало новых лодок. «Поскольку в прошлом году выставки не было, многие верфи представили свои новые яхты и проекты сейчас, и в них виден особый упор на инновации и экологическую рациональность, — поясняют они. — В итоге у клиентов был прекрасный выбор новых лодок, которые можно посетить».

Однако есть и противоположные мнения. «Площадь выставки почти не изменилась, но людей стало меньше, и выставка еще глубже ушла в формат B2B, — говорит Борис Лашков, основатель компании Nord Star Yachting. — Лучше всего описывал ситуацию выставочный флот: яхт было мало, и уровень их был ниже, в среднем они были меньше и старше. Брокеры выставляли в основном то, что к этому времени успели построить на продажу, и то, что задержалось на вторичном рынке. А там хороших лодок осталось не много, поскольку почти все приличные раскупили за прошедший год.

По сравнению с каннской выставкой, которая удалась на 100%, MYS выглядела тихой и менее живой, хотя у ­кого-то, конечно, были «выстрелы». Заметно это было и в павильонах. Раньше там с трудом получалось протолкнуться, а теперь хоть «Ау!» кричи: стендов меньше, они размазаны по площади… Не было в этот раз и тех шумных вечеринок, которые обычно устраивают участники и которых так ждут. Тяжело однозначно назвать причину таких перемен. С одной стороны, сохраняется влияние пандемии, а с другой, люди уже привыкли работать без выставок и спокойно прошли MYS стороной".

Стенды многих крупных верфей остались на своих «насиженных» местах, тогда как другие воспользовались ситуацией и улучшили позиции, переместившись на освободившиеся площади. По мнению Роба Дойла, «топография» шоу все равно остается не до конца продуманной, поскольку организаторы стараются компоновать верфи и производителей оборудования так, чтобы не позволить членам Ассоциации производителей суперяхт (SYBASS) полностью контролировать один из участков выставки. Зато парусные яхты сгруппировали очень удачно: если раньше люди зачастую заходили на пирс L’Hirondelle только для того, чтобы составить общее впечатление, то теперь сюда идут по делу.

«Вторник и среда оказались очень оживленными днями с хорошим балансом между количеством и качеством посетителей, и мы увидели достаточно много потенциальных клиентов, — рассказывает Марк ван Хеффен, директор по маркетингу Heesen Yachts. — Меня порадовало, что на выставке ощущается положительная энергетика: люди рады снова увидеть друг друга, все обсуждали бизнес и то, как прошли предыдущие полтора года. Мы очень довольны новым расположением нашего стенда на центральном Т-образном пирсе, где не было такого палящего солнца и рядом стояла наша 55‑метровая яхта Moskito, поэтому посетители задерживались дольше и были не прочь пообщаться. Несмотря на ограничения и необходимость носить маски, новый формат выставки мне нравится, так как теперь стало больше времени на то, чтобы общаться с клиентами. Мы надеемся, что после выставки это выльется в подписание новых контрактов».

Куда дует ветер?

Monaco Yacht Show ценят еще и за то, что там неминуемо происходит мощный информационный обмен и своего рода «синхронизация» между участниками отрасли. Артур Брауэр, генеральный директор Heesen Yachts, сохраняя традицию, выступил перед прессой и брокерами с обзором ситуации на рынке. По его словам, голландская яхтенная индустрия испытывает сейчас «осторожный оптимизм», наблюдая начавшееся движение вперед.

«Мы живем в то время, когда события мировой экономики имеют огромное влияние, — говорит он. — По прогнозам, ее рост в этом году составит 6%, а значит, потребление тоже увеличится. Мы ожидаем, что в первой половине 2022 года экономики [развитых стран] вернутся к допандемийному состоянию, и экономический эффект ковидного кризиса исчезнет. В этом году число миллиардеров выросло на 32%, и теперь их 2755 человек. Но важнее то, что их состояние увеличилось на 24%. Не менее позитивные процессы происходят и на микроуровне. SYBASS только что опубликовала отчет, на обложке которого написано «Туман рассеялся…». Другими словами, мы не в шторме, не на мелководье, а идем вперед под голубым небом. Кривая спроса и предложения изменилась. Уже в августе насчитывалось 48 проданных суперяхт длиной 40−80 м — столько мы все вместе продали за весь 2020 год. То есть поток продаж очень сильный, и в этом году мы приблизимся к сотне — показателю начала 2000‑х, когда на рынке было много энергии, которая теперь возвращается. И дело не только в постпандемийной эйфории, но и в увеличении количества миллиардеров, создающих спрос. Особенно это хорошо для компаний, строящих яхты на собственные средства. Все, что вы сейчас можете увидеть у нас на верфи, уже продано, и мы фанатично стремимся к тому, чтобы выдерживать сроки с точностью до указанного в договоре дня. Мы придаем этому крайне важное значение, и некоторые мои коллеги называют это фетишем, что, конечно, не так. Просто мы выполняем соглашения и принятые на себя обязательства.

Евгений Кочман, основатель компании Imperial Yachts

Выставка прошла великолепно! В этом году на Monaco Yacht Show приехало много новых клиентов, причем в среднем они стали моложе. Прямо на выставке мы заключили несколько сделок, поэтому для нас она оказалась очень результативной.

Пандемия серьезно нарушила цепочки поставок. В автомобильной индустрии ощущается нехватка чипов, в других отраслях — дефицит алюминия. Поэтому, как только начался кризис, мы, вспоминая опыт 2008 года, сразу начали диалог с поставщиками и заказывали материалы вперед не на одну-две яхты, как обычно, а на четыре-­шесть лодок. Например, оглядываясь на малазийский тиковый кризис, мы закупили впрок очень много древесины и так же поступили со сталью и алюминием. Сейчас мы используем производственные мощности по максимуму, обеспечивая производительность на уровне 97%. Это потрясающий результат для верфи, но он также означает, что мы физически не в состоянии строить больше".

Похожей стратегии придерживается большинство верфей, чье финансовое положение и портфель заказов позволяют не слишком сильно зависеть от заказчиков. Настроение в индустрии в целом приподнятое: все устали от пандемии, рады возвращению интереса к яхтингу, хотят двигаться вперед и строить лодки как можно быстрее.

Тринадцатый экономический отчет SYBASS действительно вышел под заголовком «Туман рассеялся, возвращаемся к погоне за солнцем» и в цифрах демонстрирует переход яхтенной индустрии на этап восстановления, прог­нозируя ее стабилизацию к 2023 году. По оценкам экспертов SYBASS, стремительно растущий аппетит на суперяхты приведет к тому, что к 2025 году в мире будет уже порядка полутора тысяч лодок длиной более 45 м и моложе 15 лет. Все это обещает определенную уверенность в завтрашнем дне не только верфям и брокерам, но всем связанным с этой отраслью бизнесам.

Роуз Дамен, управляющий директор Damen Yachting

Результаты участия в MYS превзошли все наши ожидания. Было здорово повидаться с владельцами яхт и коллегами, а также показать наше портфолио многочисленным новым клиентам. Пусть в этот раз выставка и была меньше, чем прежде, но она оказалась очень предметной, хорошо организованной и открыла ряд интересных перспектив.

В следующем году Monaco Yacht Show пройдет с 28 сентября по 1 октября и сохранит принятый вектор развития. Будем надеяться, что нас минуют экономические, политические и эпидемиологические потрясения, и мир избавится хотя бы от части ограничений, став в отношении свободы передвижения ближе к яхтингу.

Дата:

25.11.2021

Текст

Антон Черкасов-­Нисман

Фото

Александр Панцери, ImagIN, MC Click, Sunreef Yachts

Следующая статья

Тропики востока и запада

Предыдущая статья

Премьеры большой четверки

Новые материалы
Похожие статьи