METS 2021: провал или успех?

Выставки и регаты
Следующая статья

С Новым годом!

Предыдущая статья

Посмотреть по-новому

До последнего момента подготовка к Marine Equipment Trade Show — главной мировой выставке яхтенного оборудования — шла полным ходом, и ничто не предвещало шторма. Тем временем уровень заболеваемости ковидом в Нидерландах продолжал ползти вверх, и 12 ноября власти объявили частичный локдаун. Реакция последовала незамедлительно: за день до начала выставки ассоциация Confindustria Nautica разослала пресс-релиз с уведомлением о том, что более 60% итальянских экспонентов (по меньшей мере 86 компаний) в Амстердам не приедут.

«Несомненно, было бы проще и дешевле, несмотря ни на что, отправить персонал в Нидерланды для работы на выставке, — говорится в заявлении. — Однако, прини­мая во внимание решение нидерландского правительства, итальянские компании превыше всего ставят здоровье и безопасность своих сотрудников и партнеров, руковод­ствуясь этим принципом с начала пандемии».

В итоге на поле и без того сократившейся экспози­ции (минус два крупных павильона!) зияли появившиеся в последний момент бреши. Где-то их оперативно превра­тили в зоны отдыха, однако с обилием смонтированных, но не оформленных стендов поделать ничего уже было нельзя. Из-за внезапного локдауна METS пережила некое подобие биржевой паники, поскольку, узнав о массовом отказе итальянцев, некоторые участники из других стран спешно сократили свои делегации или вовсе отменили поездку.

Пожалуй, больнее всего организаторам было видеть практически пустой зал на торжественной утренней церемонии открытия выставки и чествовании победи­телей конкурса DAME Desigп Award. Обычно в главной аудитории выставочного комплекса RAI нет ни одного свободного места, но в этот раз фотографам приходилось кружиться у разрозненных групп гостей, чтобы создать на снимках видимость аншлага.
Удивило и то, что выставку проигнорировали руководи­тели ряда голландских верфей. Занятые на производстве, они объяснили свое нежелание ехать в Амстердам тем, что поставщики оборудования их прекрасно знают и сами регулярно посещают, а значит, можно не тратить время попусту и не рисковать.

Но можно ли говорить о том, что METS 2021 потер­пела фиаско? Отнюдь! Организаторы отчитались о 1105 компаниях-участниках из 44 стран и порядка 8500 уникальных посетителях, заявив, что эти показатели всего на 13% недотянули до ожидаемых. Для срав­нения, в 2018 году выставку посетило в два раза больше людей, но, как показало MYS 2021, количество — не всегда значит качество. Набрав обороты к вечеру первого дня, деловая активность на METS сохранялась на высоком уровне, и, даже несмотря на запрет дружеских посиде­лок на стендах, общение шло в привычном естественном русле. По словам Макса Хиллера, менеджера по прода­жам Krautler Elektromaschiпeп, умеренное наполнение павильонов участникам наиболее интересно, поскольку нет толпы и можно спокойно обсудить деловые вопросы. Весьма порадовало то, что в атмосфере выставки не чувствовалась излишняя напряженность, которую могли бы спровоцировать санитарные меры. Перед входом в RAI установили огромный шатер, где у желающих попасть в павильоны проверяли QR-коды вакцинации или тестов на ковид, и даже в утренние часы пик очередь двигалась очень живо. За отсутствие масок не гоняли, но европейцы в большинстве своем вели себя сознательно и носили средства индивидуальной защиты. Кстати, власти Нидерландов заслуживают большого уважения за то, что не прекращают финанси­ровать многочисленные лаборатории, где любой желающий может бесплатно сдать экспресс-тест и получить справку для посещения массовых мероприятий и заселения в отели. Похоже, больше всего расстроил приехавших на METS график работы ресторанов. Они принимали посетителей лишь до восьми вечера, поэтому, чтобы не остаться без ужина, приходилось бронировать столики сильно заранее и уходить с выставки до закрытия.

Директор METS Нильс Кларенбек пообещал устроить гибридное шоу, поэтому, оценив предыдущий опыт онлайн-трансляций, органи­заторы заменили традиционные выступления и семинары деловой программы на интервью в «стеклянной» студии METSTRADE TV. Вещание в режиме реального времени вели на удобной платформе METSTRADE Connect, куда свободный доступ получили все участ­ники и посетители.
Какие темы обсуждали на выставке в этом году? Помимо уже привычной экологической повестки с вариациями на тему разум­ного потребления, отказа от ископаемого топлива и применения в судостроении материалов нового поколения, затрагивали вопросы, которые до пандемии волновали немногих. Например, использова­ние яхты в качестве рабочего места или интернет вещей на борту. С программной речью на открытии METS в этот раз выступила Ди Каффари, известная по ряду рекордов британская яхтсменка и предсе­датель World Sailing Trust, которая своими достижениями привлекает внимание общественности к яхтингу и проблемам Мирового океана.

Неизвестно, каким стал бы общий настрой выставки, если бы яхтенный рынок чувствовал себя не так хорошо, как сейчас. Но теперь, когда благодаря «шоковому» спросу на лодки и неви­данному интересу к яхтингу у всех появились заказы и прибыль, настроения в отрасли тоже на подъеме.

«Когда начался кризис, мы переживали, что индустрия потерпит крах и развалится на части, однако внезапно все оказалось в точ­ности наоборот, — говорит Сара Эйнджел, президент ассоциаций NMMA и ICOMIA. — Недавно Министерство торговли США объявило, что яхтенная и рыболовная индустрии в стране выросли за 2020 год на 30%. Это очень существенный рост, о котором мы даже не мечтали. Вряд ли такой подъем быстро закончится: предположительно, он сохранится на протяжении двух-четы­рех лет. Однако есть и такие сдерживающие факторы, как нарушение цепочек поставок, рост цен на горючее и высокая общая инфляция».

Европейский рынок не отстает от американского, хотя и растет не столь быстро.
«Меня как человека, увлекающегося парусом, больше всего радует, что в этой нише сейчас возникло ощуще­ние неотложности, которого не было с начала 2000-х годов, — рассказывает Лидере Кёртен, генеральный дирек­тор верфи Baltic Yachts. — Рекордное количество людей впервые покупают себе лодку, и это очень хорошо в дли­тельной перспективе, ведь они, если хотите, составляют основание пирамиды, на которой держится весь яхтенный бизнес. Обеспечивать ответ на такой лавинообразный спрос нелегко, но, думаю, мы справимся».

В ежегодном отчете ICOMIA есть страница, где с помо­щью пиктограмм наглядно проиллюстрировано, что происходит с яхтенной индустрией, и в этом году ее целиком заполнили значки «отлично». Но к каким последствиям может привести такой резкий взлет?

«Во-первых, мы остались без складских запасов, и сей­час очень сложно даже наполнить экспонатами яхтенную выставку, поскольку свободных лодок попросту нет, — отвечает Удо Клейниц, генеральный секретарь ICOMIA. — Во-вторых, проблемы в цепочках поставок тормозят про­изводственный процесс на верфях».

По словам Алессандро Джианески, генерального дирек­тора итальянской компании Gianneschi Pumps and Blowers, сроки поставок комплектующих выросли вдвое, а цены на них — процентов на двадцать.

«В таком положении очень важно заранее договари­ваться с верфями и программировать ситуацию на пару лет вперед, чтобы гарантированно обеспечить им хотя бы частичную отгрузку, — поясняет он. — Поэтому принимать решения приходится крайне осторожно».

Одна из самых серьезных проблем, с которой инду­стрия столкнулась в прошедшем году, связана с тем, что и без того существовавшая нехватка квалифицированных кадров многократно возросла, а молодежь по всему миру крайне трудно убедить в том, что разделение на синие и белые воротнички уже не так актуально, как в прошлом. В тех же Нидерландах верфи сейчас особенно дорожат своими рабочими и вынуждены идти на множество ком­промиссов, чтобы только сохранить штат и не допустить ухода сотрудников. В условиях, когда нужно обеспечить максимальную эффективность работы предприятия в существующих рамках, это не так просто.

«Ковид вынудил индустрию реагировать на подобные вещи гораздо быстрее, — добавляет Удо Клейниц. — Сей­час мы наблюдаем новый тип клиентов — новичков, кото­рых предстоит не только обучить, но и удержать в яхтинге. Предпочитая изделия с наименьшим углеродным следом, они задают производителям совершенно не такие вопросы, как прошлое поколение, что в целом свидетельствует о смене парадигмы. Верфи все чаще обращаются к нам за советом, пытаясь понять, что происходит в регулятор­ном поле, в каком направлении им двигаться и в какую инфраструктуру инвестировать, чтобы не пойти в проти­воположную сторону».

Продвигая «зеленый» яхтинг, отрасль не преследует какие-либо политические выгоды, а просто стремится подготовить рациональные ответы к тому моменту, когда регуляторы обратят на нее свой взор. И на руку ей то, что скорость изменения общественного мнения пока выше, чем темпы развития законодательства.

В 2022 году METS пройдет в привычные сроки с 15 по 17 ноября, и, сделав выводы из ситуации прошлого года, организаторы уже запустили очередной подготови­тельный цикл. Гадать, какой будет следующая выставка, сейчас бесполезно — слишком много неизвестных, но вот о прошедшей можно судить однозначно: она удалась!

Дата:

31.12.2021

Текст

Антон Черкасов-Нисман

Фото

Антон Черкасов-Нисман, METS

Следующая статья

С Новым годом!

Предыдущая статья

Посмотреть по-новому

Новые материалы
Похожие статьи