RMK Marine: верфь, люди, проекты

Следующая статья

Не отпускайте лето

Предыдущая статья

Российские катера — в шорт-листе Best of Boats!

RMK Marine — одна из самых опытных и надежных турецких верфей с большим опытом и потенциалом.

Пендик и Тузла (районы на востоке Стамбула)  — один из крупнейших судостроительных регионов Турции, где десятки соседствующих друг с другом крупных и малых верфей строят корабли всех мастей. Судостроение, наряду с рыбной ловлей, — древнее историческое занятие населения этих мест, поэтому здесь веками сублимировались навыки и традиции ремесла, а мастерство турецких корабелов известно далеко за пределами их страны.

История

Верфь RMK Marine появилась на берегу залива Золотой Рог в 1978 году и спустя почти 20 лет вошла в состав Koç Holding, крупнейшего промышленного конгломерата Турции. Свое название холдинг получил в честь основателя Ахмета Вехби Коча, а деятельность входящих в него компаний преимущественно связана с энергетическим сектором, автомобилестроением (Ford Otosan) и производством бытовой техники, где они являются лидерами. Кроме того, Koç Holding выступает одним из самых надежных и чистых игроков на финансовом рынке Турции, владеет сетью отелей Divan и маринами Setur (с 1978 года на побережье от Стамбула до Анталии было построено 11 яхтенных гаваней и одна стоянка в Греции). На фоне этих направлений бизнеса Koç Holding, где заняты более ста тысяч сотрудников, оборот RMK Marine может показаться незначительным, однако Рахми Мустафа Коч, нынешний президент холдинга, будучи увлеченным инженером и мореманом, лично уделяет развитию верфи огромное внимание.

Площадь территории RMK Marine (порядка 100  000 кв. м) разделена на две зоны: в одной строятся коммерческие и военные суда, а другая целиком отдана производству и рефиту прогулочных яхт. И там и там непрерывно ведется работа: RMK Marine далеко не новичок в индустрии, и в компании знают, как эффективно работать по собственным стандартам (у верфи пять действующих сертификатов качества), используя опыт холдинга по части менеджмента и обеспечения конфиденциальности проектов.

У RMK Marine есть собственный мощный опытно-конструкторский отдел

В портфолио верфи значатся самые крупные на момент строительства офшорные платформы для Норвегии, танкеры-асфальтовозы, лоцманские катера и буксиры, парусники и моторные яхты luxury. Причем там свободно работают со всеми ключевыми материалами (сталь, алюминий, дерево, стеклопластик и родственные композиты).

Озгур Нуман, руководитель яхтенного направления RMK Marine

Возможности

Один из основных критериев, по которому можно оценить профессиональный уровень любой верфи, — это отнюдь не наличие дорого обставленных офисов и переговорных комнат, а собственный опытно-конструкторский отдел и серьезные инструменты контроля и логистического сопровождения проектов. И в этом плане RMK Marine абсолютно зрелая и самостоятельная компания: здесь выстроена работа в SAP, что, с одной стороны, усложняет жизнь, но с другой — позволяет гораздо более эффективно достигать результатов. Инженеры верфи, по большей части выпускники Стамбульского технического университета и Технического университета Йылдыз, давно работают в САПР и активно сотрудничают с профессорами своих alma mater, совместно рассчитывая обводы корпусов с использованием пакетов вычислительной гидродинамики.

Стоит отметить, что в отношении геометрии корпусов реализованные проекты RMK Marine в целом достаточно консервативны, но если заказчик настроен экспериментировать с обводами, то верфь готова провести необходимые изыскания и тесты масштабных моделей в опытовых бассейнах Турции, Болгарии и Польши.

Верхняя граница длины судов, которые может строить RMK Marine, определяется ограничениями слипа и составляет 180 м. Во время нашего визита на верфь у ее причальной стенки дооборудовали 88-метровый корабль, рядом с которым был пришвартован стальной корпус; на его основе в любой момент может начаться строительство супер-яхты длиной 55−65 м.

«Отличий в производстве коммерческих и прогулочных судов не так много, как вам может показаться, и они по большей части касаются мебели и отделки, — говорит Озгур Нуман, руководитель яхтенного направления RMK Marine. — По сложности проекты коммерческих судов не уступают суперяхтам, разница в покраске 40-метрового и 100-метрового корпусов невелика. Гораздо труднее грамотно спланировать и организовать работу людей, которых в последнем случае будет в три или даже четыре раза больше».

У верфи есть собственные цеха по раскрою металла и сборке блочных судовых конструкций

Сейчас на RMK Marine около 180 постоянных сотрудников, но когда идет работа над крупной яхтой, их число доходит до пятисот: нанять высококвалифицированных специалистов в Тузле и Пендике никогда не было проблемой. Кстати, здесь же сосредоточено огромное количество поставщиков: тысячи компаний разного профиля, включая тех, кто специализируется на суперяхтах. Большую часть работ верфь традиционно старается выполнить своими силами и лишь для особых задач привлекает нескольких сторонних подрядчиков.

Разумеется, среди них могут быть европейские компании (например, производящие интерьеры или проектирующие электрику), если того хочет клиент. Все зависит от бюджета и пожеланий: хотите построить дешевле, можно использовать генераторы турецкого производства, которые вовсе не обязательно будут хуже немецких или американских. Хотите построить быстрее — можно привлечь европейцев для покраски корпуса, но тогда и заплатить придется больше. То же касается и дизайна: RMK Marine готова разрабатывать его сама или сотрудничать со сторонними студиями (среди ее партнеров уже значатся Vripack, H2 Design, Ron Holland Design и Hot Lab).

Также в RMK Marine работают с любыми классификационными обществами, однако предпочитают те, у кого есть представительства в Стамбуле, а именно — Bureau Veritas, RINA и ABS. По словам Озгура Нумана, они работали по ряду проектов с Lloyd’s, но так как у турецких сюрвейеров этого регистра нет достаточных полномочий для принятия решений, процесс согласования через британский офис всегда затягивался.

В настоящее время RMK Marine готова строить яхты длиной до 90 м, и такие запросы к ней время от времени поступают. В этом году верфь надеялась начать строительство 83-метровой моторной яхты (2500 рег. т) и эксплорера длиной 80 м вместимостью порядка 2000 рег. т, по которому еще идут переговоры с клиентом из Европы. Что касается сроков, то, как сказал Озгур Нуман, строительство 80-метровой суперяхты занимает у них порядка четырех лет, а более простого в плане отделки экспедиционного судна — всего 18 месяцев.

Вопрос бюджета

Турция всегда оставалась привлекательной страной для тех, кто стремится построить яхту с максимально выгодным соотношением цены и качества. Сколько же можно сэкономить, если ставить такую задачу?

«Много, — отвечает Озгур Нуман, — очень много. Давайте прикинем: когда вы строите лодку, соотношение затрат на материалы, оборудование и рабочую силу варьируется, в том числе, в зависимости от типа судна. Если на оплату труда приходится более половины стоимости яхты, то строить у нас уже на четверть дешевле, чем, например, в Италии, и уж тем более, чем в Северной Европе. Затем, если, например, половина используемого оборудования произведена в Турции, можно сэкономить еще 20−30%. Причем, заметьте, мы говорим не о дешевой китайской продукции, а о качественной турецкой. Таким образом, если для 40-метровой яхты цена может быть сходной с таковой в Италии, то с ростом длины она снижается и в случае 60-метровой яхты может быть уже почти вдвое ниже. Именно поэтому мы хотим строить крупные яхты, которые позволят нам давать еще более выгодные цены».

Большую часть работ RMK Marine выполняет своими силами, но полностью не отказывается от подрядчиков

При желании в Турции можно найти предложения привлекательнее, по крайней мере на бумаге, но вот гарантию того, что яхта будет достроена и сдана, обеспечить могут далеко не все верфи. В этом плане RMK Marine стоит особняком, поскольку это открытая акционерная компания с прозрачной финансовой историей, и акционеры не накачивают ее деньгами, но стремятся к тому, чтобы верфь жила самостоятельно, что, естественно, непросто. Но за счет того что у RMK Marine есть легкий прямой доступ к кредитам (в данном случае от Koç Holding), чего лишено большинство турецких верфей, она не испытывает финансовых проблем и обеспечивает клиентам надежные гарантии. При этом компания не рассматривает закладку и строительство яхт на собственные средства, объясняя это тем, что в этом сегменте есть большой риск не угадать потребности рынка.

Длина:
65,00 м

Ширина:
12,00 м

Осадка:
3,00 м

Водоизмещение:
1200 т (полное)

Вместимость:
1300 рег. т

Запас топлива:
150 000 т

Двигатели:
2 × Cat 3516B (1520 л.с.)

Максимальная скорость:
17 узлов

Крейсерская скорость:
14 узлов

Запас хода:
6000 миль (14 узлов)

Пассажиры:
14 чел. (7 кают)

Экипаж:
15 чел.

Дизайн:
RMK Marine/Hot Lab Yacht & Design

При необходимости использовать вертолет эту палубу освобождают от мебели и превращают в посадочную площадку touch & go

Флот

Сотрудничество верфи с итальянской студией Hot Lab Yacht & Design началось в 2010 году с проекта глубокого рефита яхты Keyla, который позже был отмечен наградой World Superyacht Awards. Два года назад они вместе разработали проект экспедиционной яхты длиной 58 м, а на Monaco Yacht Show 2019 представили более крупную лодку на той же платформе.

RMK 65 на 7 м длиннее, и в ее экстерьере сделан упор на архитектурный стиль, которому дизайнеры Hot Lab Антонио Романо и Энрико Люмини с недавних пор уделяют гораздо больше внимания. Тем не менее это по-прежнему эксплорер с открытыми просторными палубами и «коренастой» надстройкой из легкого сплава, которая обеспечивает судну более спортивную, элегантную внешность и положительно влияет на остойчивость. Заменив форштевень на вертикальный, дизайнеры не стали увеличивать количество палуб, но удлинили их, в особенности сандек, насколько это было возможно без ущерба для эстетики. На презентации Энрико Люмини признался, что создать четырехпалубное судно шириной 12 м с привлекательным дизайном было весьма непросто, поскольку в таком размере, как правило, всегда есть еще одна палуба, которая облегчает задачу.

Круглое джакузи и похожие по форме зоны отдыха располагают к общению

На RMK 65 предусмотрено семь двухместных гостевых кают: три на нижней палубе, две VIP и апартаменты владельца на главной и еще одна VIP-каюта на верхней палубе. По словам дизайнеров, одной из особенностей планировок является отсутствие «бутылочного горлышка при входе в салон» из кокпита на главной палубе, что позволяет создать единое пространство от лобби до бассейна в корме. Интересно обустроена и открытая зона отдыха на верхней палубе, где у камина стоит диван из трех секций, а релинг представлен стеклянным ограждением, не нарушающим пейзаж. Она замечательно подходит для семейного времяпрепровождения, но также может выступать в роли вертолетной площадки touch & go. В этом случае палубу нужно освободить от мебели, и тогда каждая секция дивана делится еще на две, и все они убираются под свес сандека.

«Пляжный клуб» на RMK 65 соединен с гаражом и включает расположенные в корме зону спа с хаммамом, помещения для переодевания и массажа и дневной туалет. В гараж с люками в бортах помещаются два 9-метровых тендера, пять гидроциклов и флотилия разнообразных водных «игрушек».

Дизайнеры Hot Lab очень глубоко проработали планировку открытых палуб RMK 65

Особенное внимание RMK Marine обращает на каюты экипажа (их тоже семь), которые на RMK 65 в полтора раза просторнее, чем минимум, предписанный требованиями классификационного общества. На верфи понимают, что если экипаж доволен условиями работы, то на судне будет все в порядке, а значит, будет доволен и его владелец, поэтому всегда стараются обеспечить команде достойные условия обитания. Озгур Нуман отмечает, что планировки RMK 65 хорошо подходят как для семейной яхты, так и для чартера, а верфь готова начать строительство сразу после подписания контракта. Озвученный срок поставки — 30 месяцев, поскольку стальной корпус уже готов и ждет заказчика.

Проведя на RMK Marine целый день и увидев, как там организованы производственные процессы, я был приятно удивлен. У верфи есть все, что нужно для работы на результат: может, не лучшие в мире, но весьма солидные и достаточные мощности, единый менеджмент для проектов всех типов и владение технологиями (в свое время композитные Oyster 125, которые RMK Marine строила для британцев, имели самые крупные в мире корпуса, выполненные методом вакуумной инфузии). И пускай с RMK Marine пока не связаны имена самых модных яхтенных дизайнеров, зато верфь усиленно работает, и в ее активе полно реально построенных судов. А это в наше время важнее, чем богато оформленные, но пустующие офисы.

Дата:

22.10.2019

Фото

Антон Черкасов-Нисман, RMK Marine

Следующая статья

Не отпускайте лето

Предыдущая статья

Российские катера — в шорт-листе Best of Boats!

Новые материалы
Похожие статьи