СВП «Ямал-730»

Обзоры и тесты
Следующая статья

Мотоциклы Indian: любовь с первого взгляда

Предыдущая статья

F-Line 33

Питерское ЦКБ «Нептун» серийно выпускает судно на воздушной подушке, которое выгодно отличается от конкурентов в этом сегменте. Итак, первое знакомство…

Судно на воздушной подушке «Ямал‑730» относится к амфибийным СВП, способным ходить как по воде, так и по твердой поверхности. Трехсекционный корпус (нижняя часть, надстройка и внутренность рубки-салона) стеклопластиковый. Достаточно легкий, прочный и жесткий, он водонепроницаем снизу, что важно в отношении непотопляемости. Для защиты пластика днищевая часть обработана полимочевиной, создающей прочную тонкую пленку наподобие полиэтиленовой.
Схемой гибкого ограждения СВП «Ямал‑730» тоже отличается от аналогов. Его баллонеты имеют постоянный наддув за счет нагнетателя, все элементы гибкого ограждения расположены снаружи и доступны для обслуживания/замены в полевых условиях без применения специальных устройств. Материал гибкого ограждения — неопреновая ткань Orca, которую французская компания Pennel изначально создавала для нужд военной промышленности, — обладает гибкостью (сложный крой), адгезионной способностью (склеивание), механической прочностью (истирание), устойчивостью к высоким и низким (до -50 °C) температурам.
Трансмиссия механическая, простая и недорогая в эксплуатации. Маршевый двигатель Renault K4MA 1.6 (104 л. с.) работает на воздушный винт, второй, Honda V690 (21,5 л. с.), приводит в действие вентилятор воздушной подушки. Двигатели надежные, имеющие в России сервис, а общий расход топлива на крейсерской скорости 45 км/ч составляет около 17 л/ч.
Выгода от раздельной схемы (в отличие от совмещенной, когда двигатель-нагнетатель работает на ход и на подушку) очевидна. При совмещенной, сбрасывая обороты, вы теряете давление в подушке, и судно оседает, а у «Ямала‑730» подушка регулируется отдельно, в зависимости от ситуации, и судно может двигаться малым ходом при максимально высокой посадке.
Катер прост в управлении: никаких педалей, минимум приборов, штурвал и две ручки: одна управляет дроссельной заслонкой Renault, вторая — Honda. Движитель в базовом варианте — винт фиксированного шага; опционально предлагается кольцевая насадка с винтом изменяемого шага.

Досье «Ямала‑730»

Длина:
7,80 м

Ширина транспортировки:
2,30 м

Ширина на подушке:
3,10 м

Высота парения:
0,40 м

Высота габаритная:
3,00 м

Запас топлива:
100 + 43 л

Мощность:
104/21,5 л.с.

Вместимость:
10 чел.

Грузоподъемность:
1000 кг

Нам довелось видеть «Ямал‑730» не только в цеху. В конце января его привезли на берег Финского залива для проверки перед отгрузкой заказчику. Аппарат доставили на прицепе за внедорожником Toyota Hilux. На наших глазах сотрудники ЦКБ «Нептун» откинули борта и заднюю аппарель прицепа, опустили «крылья» СВП, завели двигатель нагнетателя… Когда судно воспарило над платформой, включился маршевый двигатель, и под специфический звук (ничего запредельного) вращающегося воздушного винта оно величаво сошло на заснеженную дорогу.
Лишь только «подушка» подошла к кромке льда, нас пригласили на борт. В рубку попадаешь через широкую дверь, ступив на надутую «юбку». Внутри свободно: два простых по конструкции кресла (пост управления справа), две откидные банки по бортам, сиденье в корме…

Выгода от раздельной схемы двухмоторной установки «Ямал-730» очевидна

Несмотря на мороз -12 °C, лед не казался прочным, но этот вопрос отпал, как только капитан добавил оборотов нагнетателю. Подняв амфибию над снегом еще выше, он увеличил обороты маршевого двигателя, и мы плавно полетели над ледяными колдобинами. Только полировали лед недолго и максимальную скорость не развивали (правда, более 50 км/ч зафиксировали): у сдаточной команды были другие планы.
Хорошо проявились особенности управления. Как и все амфибийные СВП, «Ямал‑730» не блещет курсовой устойчивостью. Судно чутко реагирует на перекладку штурвала благодаря трем рулям с высоким коэффициентом удлинения, стоящим в воздушном потоке за винтом/пропеллером. Но после изменения курса может некоторое время двигаться лагом, пока пилот доработкой штурвала не вразумит его. Да, пилотирование этим СВП требует навыков, поэтому, помимо лицензии ГИМС на маломерное судно, требуется пройти курс подготовки в ЦКБ «Нептун».

На воде, полагаю, все несколько проще. Для маневра можно слегка сбросить обороты двигателя воздушного нагнетателя; судно опустится, и площадь контакта гибкого ограждения с водой возрастет, что должно благоприятно отразиться, например, на швартовке к причалу.
Еще особенность: задний ход — опция; в базовом варианте судно приходится разворачивать на ходу. Сравнивая «Ямал‑730» с рубочными катерами, я бы не отказался от зеркал заднего вида, поскольку кормовая переборка глухая. В рубке встать в полный рост не удалось, что объяснимо: для аэродинамики корпуса (ее отрабатывали в аэродинамической трубе) лишняя высота — лишние потери. Остаются вопросы: максимальная скорость, запас хода и т.  д. Ответы на них, уверен, найдутся после полноформатного теста.
Итак, общее впечатление: весьма перспективный аппарат, пригодный к использованию круглый год и универсальный по отношению к среде обитания: вода, грунт, лед, снег, болото, предельное мелководье, пологие береговые склоны и даже асфальтовая дорога. Функциональность также не вызывает вопросов: просторный салон и широкие бортовые проемы/двери обеспечивают аппарату впечатляющий спектр применения. Например, перевозка груза: у «Ямала‑730» довольно сильный показатель соотношения массы (1200 кг без топлива) и грузоподъемности (тонна). Или транспортировка больного, бойцов спецподразделения… Не уверен в отношении любителей подледного лова — разве что скинутся компанией, а вот для снятия рыбаков со льдины МЧС такой аппарат просто необходим.

Дата:

11.03.2018

Текст

Алексей Максимов

Фото

Михаил Смотров, Иван Никонов

Следующая статья

Мотоциклы Indian: любовь с первого взгляда

Предыдущая статья

F-Line 33

Новые материалы
Похожие статьи