Школа MBY: встаем на якорь

Школа MBY
Следующая статья

Особое положение

Предыдущая статья

Сильное впечатление

Как надежно стать на якорь в любой ситуации?

Вы собираетесь остановиться на ланч, ищете бухту для ночевки или пытаетесь удержать яхту от сноса… В любом случае вам нужно стать на якорь, надежно и безопасно. И даже если с заходом солнца вы всегда возвращаетесь к причалу, помните: якорь — «стратегическое оружие» в арсенале средств безопасности на борту. Если глубина позволяет, многие сложные ситуации можно стабилизировать, просто отдав якорь, что даст вам время разобраться с проблемой. Даже на больших глубинах, просто опустив якорь в воду, можно уменьшить дрейф или удержать лодку носом к ветру. Поэтому на экзамене RYA Yachtmaster вас обязательно попросят поставить судно на якорь в каком-либо месте. И будьте уверены, что место выберут так, чтобы позиция легко проверялась по створам или пеленгам на береговые объекты или приметные ориентиры.

Сегодня многие верфи включают в стандартную спецификацию яхты якорь минимального веса, каким можно «отделаться», не нарушая требований безопасности. Такой якорь дешевле и занимает меньше места. Если вы намереваетесь стоять на якоре часто или планируете эксплуатировать лодку в акватории с сильными течениями, имеет смысл сделать «апгрейд», увеличив длину и калибр цепи и выбрав якорь большей массы.

Как это работает

Якорное устройство судна включает якорь подходящей массы и цепь (либо трос) соответствующего калибра и длины. На носу (и/или в корме) устанавливается лебедка, способная вытянуть приличную массу якоря и цепи, хотя на небольших лодках это делают вручную.

Однако действие якорного устройства зависит не только от массы и конструкции якоря — важен также вес вытравленной цепи (троса). Цепь обеспечивает горизонтальное приложение усилия к якорю и, кроме того, действует как амортизатор. Держащая сила якоря зависит от различных факторов: характера грунта, массы и конструкции якоря и его положения на дне. Максимальной держащей силой якорь обладает в том случае, если его веретено лежит на грунте, а цепь подходит к якорю горизонтально. В противном случае, при увеличении нагрузки якорный канат натягивается, и якорь может сорваться. Помимо этого, часть цепи, лежащая на грунте, обладает собственной держащей силой, поэтому для обеспечения безопасной стоянки следует отдавать такое количество цепи, чтобы она частично лежала на грунте.

Подготовка к стоянке на якоре

Готовясь к якорной стоянке, прежде всего стоит тщательно изучить карту — и не только с целью присмотреть симпатичную бухту. Обязательно нужно понять, что представляет собой дно в этом месте (в Таблице приведены обозначения для адмиралтейских карт. — MBY)

Обозначения и характер грунта
Символ Расшифровка Характеристики
S Sand/ Песок Держит хорошо, иногда трудно зацепиться
M Mud/ Ил Держит хорошо
Cy Clay/ Глина Держит хорошо, иногда трудно зацепиться
Si Silt/ Осадочные породы Держит плохо
Sh Shell/ Ракушки Держит плохо
St Stones/ Камни Держит неплохо
G Gravel/ Гравий Держит средне, но в смеси с илом хорошо
R Rock/ Скала Может держать прекрасно, но есть шанс не поднять якорь
f

Fine/ Мелкий Пример: fS.M.Sh Мелкий песок с илом и ракушками
m

Medium/ Средний
c

Coarse/ Крупный

Любая стоянка, кроме разве что кратковременной остановки в благоприятных условиях, требует отдачи якоря. Он должен, во‑первых, зацепиться и, во‑вторых, держать. Первое не всегда получается сразу, если, например, на дне водоросли, гравий или твердый песок. Но даже зацепившись, якорь в таком грунте может незаметно «ползти», и дрейф судна обнаружится не сразу. Наибольшей держащей способностью обладают глинистые грунты. Однако при длительной стоянке якорь и лежащая на дне часть цепи могут уйти в грунт, и тогда сняться с якоря будет непросто. Наиболее благоприятными являются илистые или илисто-песчаные грунты, в которых якорь сразу забирает и хорошо держит. Собираясь отдать якорь на каменистом, скальном или ракушечном дне, подумайте, готовы ли вы провести беспокойную ночь или, хуже того, расстаться с якорем. Держащая сила якоря на таких грунтах равна только массе его и лежащей на дне цепи. И даже если якорь взял, радоваться рано: он мог застрять в расщелине, откуда вытащить его будет крайне сложно, если вообще возможно.

Пологое дно всегда лучше резко меняющихся глубин, где легко промахнуться мимо нужной «ступеньки» и уронить якорь на слишком большую глубину (если он там еще и застрянет, можете попрощаться с ним навсегда).

Поиск подходящего места

Кроме благоприятного дна, важна безопасность в навигационном отношении. Стоянку, по возможности, следует выбирать в местах, защищенных от господствующих ветров, течений и морского волнения. Если в намеченном месте вы видите другие лодки на якоре, они послужат вам подсказкой, как встанет ваша яхта и что с ней будет происходить. Правда, стоит помнить, что различные типы судов в одних и тех же условиях могут вести себя не одинаково. Если
вы собираетесь провести на якоре довольно продолжительное время, нужно знать не только направление ветра в данный момент, но и прогноз на его изменение. Если ветер имеет тенденцию менять направление, то выгодная ситуация, когда на данный момент вы находитесь в защищенном месте, может измениться: ветер начнет дуть в направлении берега, начнется качка, а если еще и «поползет» якорь, вас потащит на берег. Поэтому, выбирая место, сверьтесь с прогнозом по направлению и силе ветра. Возможно, лучше сменить место сразу или, во всяком случае, разработать план безопасного отхода, если стоянка станет некомфортной.

Выбор якорной стоянки

Отдаем якорь

Чтобы отдать якорь, включите якорную лебедку, расцепив все блокирующие устройства (если на вашей лодке не предусмотрена отдача якоря вручную). Потом разверните судно носом к ветру или течению, в зависимости от того, что влияет сильнее (помните, что другие суда на якоре — хорошая подсказка), и остановитесь: нам нужна нулевая скорость относительно дна. Когда
вы уверены, что лодка остановилась, можно отдать якорь при помощи кнопки/переключателя «вниз» для контролируемого спуска якоря, либо просто освободить стопор, чтобы якорь свободно упал на дно под действием собственного веса.

Сколько цепи вытравить?

Необходимо точно знать глубину в месте стоянки: от этого зависит, сколько цепи необходимо вытравить. Обычная рекомендация — четыре глубины, если у вас якорная цепь, и шесть глубин, если вы используете комбинацию цепи и троса. Маркировка цепи с регулярными интервалами при помощи цветного шнура — хороший способ точно знать, сколько метров вы уже выпустили. Если маркировки нет, можно засечь, за сколько секунд «уходит» примерно один метр, а затем рассчитать время, необходимое для вытравливания нужной длины. Важно, чтобы якорь достиг дна прежде, чем вы начнете сдавать задним ходом, однако не следует допускать и того, чтобы цепь грудой легла на дно. Для ночной стоянки можно вытравить больше цепи, чтобы спать спокойнее, однако не забывайте: на длинной цепи яхту «водит» по гораздо большей траектории, что неприемлемо, если в бухте много судов. В приливных водах расчет длины цепи сложнее, ибо надо принять во внимание, как будет изменяться глубина в то время, пока вы стоите на якоре. Желая простоять на якоре всю ночь, вы должны учесть полный цикл прилива.

Стравливаем якорную цепь

Итак, продолжайте стравливать цепь, пока лодку под действием ветра и/или течения сносит назад. В штиль и без течения возможно придется чуть «подтолкнуть» лодку назад, коротко и дискретно подрабатывая ручкой газ/реверс. После того как вы вытравили достаточно якорной цепи, осторожно сдайте еще немного назад, чтобы убедиться — якорь зацепился и держит. Если это произошло, вы увидите, как цепь натянулась. На многих моторных лодках якорное устройство практически не видно с поста управления, посему на этом этапе может потребоваться помощь команды. Если вы видите или чувствуете вибрацию цепи, обычно это служит признаком того, что якорь «ползет», и постановку на якорь нужно провести заново.

Чтобы якорь схватил

Проверим, как держит

Чтобы в дальнейшем понимать, не сносит ли лодку, вам понадобятся подходящие ориентиры. Обычно на якорной стоянке ветер равномерно «водит» лодку по дуге. Чтобы оценивать это движение, нужно заметить створы на берегу (по борту и по курсу — так вы быстрее поймете, если вдруг что-то изменилось).

Если ветер или течение поменяли направление, следует выбрать новые створы. Кроме того, большинство современных картплоттеров имеют функцию Anchor Watch: при наличии дрейфа устройство уведомит вас, когда ваши координаты окажутся за границами заданной окружности. Если кроме вас на якорной стоянке много других судов или дно не чистое, стоит использовать буйреп. Прикрепленная к якорю веревка позволит оторвать якорь от грунта, если он застрял.

Контрольные точки для оценки дрейфа

Когда вы убедились, что якорь держит, хорошая практика — снять нагрузку с лебедки: они не всегда рассчитаны на длительное удержание всей массы судна. Либо используйте стопор, либо с помощью багра или веревки, продетой в звено цепи, перенесите нагрузку на ближайшую подходящую утку.

Снятие с якоря

Если вы достаточно долго простояли на якоре, вашу лодку могло как следует «поводить» или даже снести. Поэтому, собираясь поднять якорь, отправьте на нос кого-нибудь из команды для уточнения направления цепи. Продвигайтесь медленно вперед вдоль цепи по направлению к якорю, чтобы лебедка просто выбирала цепь, а не тащила лодку вперед. В зависимости от того, как оборудована ваша яхта, можно управлять лебедкой с поста управления или прямо с носа; если вы доверяете последнее кому-либо из команды, убедитесь, что вы используете одни и те же условные сигналы и действуете слаженно.

Цепь, уходящая с носа вертикально вниз, — знак того, что судно над якорем. Если при этом поднять его не получается, застопорите цепь и слегка продвиньтесь вперед: это выдернет якорь, если он лег неудачно. Когда якорь поднят и закреплен, управление якорной лебедкой следует отключить, чтобы никто случайно не отдал якорь.

Дата:

10.12.2013

Текст

Джон Мендеc

Фото

Лестер МакКарти

Следующая статья

Особое положение

Предыдущая статья

Сильное впечатление

Новые материалы
Похожие статьи