Школа MBY: прокладка курса

Школа MBY
Следующая статья

MBY как часть европейской истории

Предыдущая статья

Школа MBY: основы навигации

Как влияют на судно течение и ветер и что с этим делать.

Многие уже привыкли настолько доверяться GPS, что смело можно говорить об утрате традиционных навыков ориентирования в море. В прошлом выпуске журнала мы рассмотрели несколько основных методов определения положения судна путем пеленгов на объекты. Теперь добавим к ним еще пару проверенных способов (как это преподают в Великобритании — прим. ред.).

Студенты часто спрашивают, почему мы так настойчиво предлагаем все эти «традиционные» методы навигации. Могу ответить. Мой опыт показывает, что, несмотря на возможности GPS/картплоттера, многим нравится работать с бумажными картами, и не только потому, что с ними приятно иметь дело. Бумажная карта дает другое понимание пространства; привлекает и та простота, с которой определяешь свое местоположение в гораздо большем «разрешении», чем с помощью даже большого экрана. Кроме того, правильная работа с картой формирует в голове картинку происходящего, что не только создает ощущение спокойствия, но и на деле повышает уровень безопасности: вы не просто слепо полагаетесь на показания электроники, но сами проверяете их правильность. Электроника, в свою очередь, может подтвердить верность ваших расчетов.

Работа с картой

Аккуратность — главное в работе с картой. Ниже приведена таблица символов, которые часто используют для навигационной прокладки. Неважно, каким инструментом вам удобнее ее делать (самые популярные — параллельные линейки и бретонский прокладчик), но всегда используйте остро заточенный карандаш 2B, а также хороший ластик.

Работа с картой

Обсервованное место судна

Когда бы вы ни решили уточнить ваше местоположение, отмечайте его на карте, чтобы знать, что вы были в этой точке в конкретный момент времени. Эта позиция называется «обсервованное место судна»; определить его можно, взяв пеленг на объект при помощи GPS или оказавшись рядом с нанесенным на карту объектом. Просто не забывайте рядом с точкой всегда отмечать время и отсчет лага.

Навигационное счисление

В прошлом выпуске мы уже говорили о навигационном счислении, то есть, расчете положения судна, основанном на времени, курсе и пройденном расстоянии. К примеру, если вы вышли из точки, А курсом Х° (на карте обозначается одиночной стрелкой) на скорости Y узлов, вы окажетесь в точке В через Z минут. Здесь мы будем использовать традиционное для навигационной прокладки обозначение времени в часах, хотя для скоростной моторной яхты такие промежутки времени не очень удобны. Впрочем, принцип расчета для часов и минут одинаков.

Расчет сноса

Прогнозирование позиции судна на основании времени, курса и расстояния было бы идеальным методом определения положения, если бы на судно не действовали такие факторы, как ветер и течение. В море, к сожалению, редко бывают ситуации, когда судно не испытывает их влияния, поэтому при планировании перехода эти факторы приходится учитывать.

Нужно понимать, что при наличии течения судно сносится с линии пути вместе с перемещающимся верхним слоем воды, поэтому взятый вами курс и скорость относительно воды будут неизменными. Особенно важно учитывать влияние течения, когда вы движетесь с небольшой скоростью: чем дольше судно находится в пути, тем больше времени оно подвергается воздействию течения. Правда, можно утешаться фактом, что на малых ходах у вас больше времени понять, куда и насколько сильно вас сносит.

Чтобы рассчитать, где вы окажетесь спустя определенное время, следуя заданным курсом при наличии течения, начните с предварительной прокладки курса из точки, А в точку В. Затем нужно будет скорректировать точку В при помощи имеющихся данных о направлении и силе течения. Не забывайте: если вы делаете расчеты, находясь в пути, все время, которое вы тратите на вычисления, лодку продолжает сносить; с учетом изменения местоположения ваши расчеты могут оказаться неточными.

На этой схеме, в дополнение к заданному курсу из точки, А в точку В, нам нужно рассчитать, как сильно течение отклонит судно от заданного маршрута. Чтобы сделать это, проведем линию от точки В, используя информацию из приливного атласа.

Линию отмечаем тремя стрелками — так обозначается приливное течение (см. таблицу «Работа с картой»). В нашем случае курс течения — 120°, а его скорость — 2 узла. Как видим, маршрут, спланированный из точки, А в точку B, на самом деле при наличии течения приведет нас в точку С, обозначенную треугольником.

Хотя судно при переходе держится курса 180°, мы видим, что его сносит к востоку вдоль линии АС. Эта линия называется курсом относительно земли (COG — Course Over Ground). Нанесите эту линию на карту, обозначив двумя стрелками.

Какова реальная скорость?

Используя часовой промежуток времени для расчетов курса, скорости и течения, из составленной схемы мы можем извлечь дополнительную информацию, такую, как скорость движения судна относительно земли. Снова взгляните на предыдущий рисунок и увидите, как это можно сделать.

1) Если бы судно двигалось из пункта, А в пункт В на скорости 6 узлов без влияния течения, то за час пройденное расстояние составило бы 6 миль.

2) Отрезок ВС показывает снос судна течением за тот же часовой интервал. При скорости течения в 2 узла этот отрезок составит 2 мили.

3) Расстояние из пункта, А в пункт С (путь, пройденный относительно земли) преодолевается за тот же самый час.

Поскольку все эти отрезки связывает единый часовой промежуток времени, у нас получился чертеж в масштабе. Следовательно, длина отрезка АС может дать нам скорость относительно земли. Измерьте отрезок линейкой или циркулем и приложите к шкале рамки карты. В нашем случае расстояние будет 7,2 мили, соответственно, скорость составит 7,2 узла.

Счислимое место судна

Если во время перехода изначальные значения скорости и курса судна, а также параметры течения останутся неизменными, вы можете рассчитать дальнейшее местоположение судна и время, когда вы там окажетесь. Это полезно с позиций безопасности, поскольку позволяет заранее понять, устроит ли вас тот или иной маршрут.

Рассчитать дальнейшее местоположение судна можно, либо продлив отрезок АС еще на час (7,2 мили), либо снова нарисовав фигуру из трех линий (курс без учета течения; направление течения; курс относительно земли) — так вы сможете оценить, что вас ждет в ближайшее время. На рисунке сверху видно, что примерно на половине второго часа вам предстоит пройти в опасной близости от скалы. Возможно, будет лучше заранее сменить курс!

Ветер

Другим фактором, отклоняющим вас от намеченного маршрута, является ветер. Его влияние называют дрейфом, о наличии которого обычно судят, наблюдая за кильватерным следом судна. Если при неизменном курсе оставляемый след не выглядит прямолинейным, это может означать, что ветер отклоняет вас от намеченного курса (тогда как течение сносит кильватерный след с той же скоростью, что и лодку). Если вы заметили это, возможно, придется в ходе навигационной прокладки учитывать и ветер тоже.

Рассчитать дрейф, который зависит от многих факторов, включая дизайн яхты и ваши способности как рулевого, непросто. Однако в основном дрейф тем меньше, чем выше ваша скорость, так что многие владельцы скоростных моторных яхт вообще не утруждают себя включением этого фактора в свои расчеты. Но если уж ваш тип судна подвержен дрейфу, придется полагаться на опыт предыдущих переходов, чтобы судить о том, насколько нужно скорректировать курс.

Выводы

В отличие от яхтсменов-парусников, владельцы моторных лодок более свободны в выборе направления движения, им проще планировать переходы, они меньше зависят от описанных обстоятельств. Но в любом случае лучше заранее рассчитать курс с учетом течения и ветра, тогда до пункта назначения вы доберетесь быстрее и без приключений.

В следующем выпуске — несколько простых методов быстро и легко рассчитывать компасный курс.

Дата:

10.08.2011

Текст

Джон Мендеc

Фото

Лестер МакКарти

Следующая статья

MBY как часть европейской истории

Предыдущая статья

Школа MBY: основы навигации

Новые материалы
Похожие статьи